Инновационное пособие для детей дошкольного возраста «Пальчиковые дорожки»
методическая разработка

Пальчиковые дорожки – это дидактическое пособие, направлено на развитие движений кисти и пальцев рук; развитию речи детей дошкольного возраста; повышает работоспособность головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik._dorozhki.docx432.05 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее развитие детей

посредством инновационного пособия «Пальчиковые дорожки»

Актуальность, проблема.

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражено в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров завершения развития ребенка дошкольного возраста, является  овладения детьми мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики рук, ребенок становится самостоятельным, что способствует проявлению инициативы в любых видах деятельности.

Разнообразные манипуляции руками влияют на умственное, речевое  развитие, являются одним из показателей дальнейшего  интеллектуального развития ребенка. Большинство детей у которых нарушена ручная моторика, испытывают трудности  при самообслуживании,  трудовой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, а также игровой.  Таким образом, дети чувствуют себя неуверенно, что сказывается на эмоциональном фоне ребенка.

В последние годы снизился речевой уровень развития детей, это связано с тем, что родители меньше стали общаться с детьми. Сами же дети стали меньше говорить, так как большую часть времени смотрят телевизор, проводят время в телефонах. Дети реже делают что-то своими руками, не проявляют интерес к игрушкам и игровой деятельности, это естественно приводит к нарушению развития мелкой моторики, а в дальнейшем и нарушению развития речи.

В психолого–педагогических исследованиях проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест.

Она актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, при готовности детей к обучению. Недостаточно сформирована мелкая моторика, влечет трудности при овладении ребенка письмом, в дальнейшем это скажется на негативном отношении к школе, а также снижению учебной мотивации.  Работа речевых и мыслительных центров головного мозга, логическое мышление, рассуждение, внимание, память, связная речь, это все лежит в основе развития мелкой моторики рук.  

Можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Описание инновационного продукта.

В связи со сложившейся проблемой, мною были разработаны инновационные пальчиковые дорожки. Инновация заключается в многофункциональном использовании данного пособия, что способствует повышению эффективности обучения и воспитания образовательного процесса. При работе с данным пособием у ребенка наблюдается: развитие тактильных ощущений; сенсорное восприятие; развитие мелкой моторики рук; совершенствование познавательного развития; совершенствование артикуляции, координации речи с движением; формируются элементарные математические представления, формируется эмоциональная сфера ребенка.

      Пальчиковые дорожки – это дидактическое пособие, которое способствует совершенствованию движений кисти и пальцев рук; развивает речи детей дошкольного возраста; повышает работоспособность головного мозга.

       Назначение: многофункциональное пособие предназначено для детей дошкольного возраста (от 2-х до 8 лет). Данное инновационное пособие можно использовать в игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности (индивидуальной, подгрупповой), а также при автоматизации звуков и слоговой структуры слова.

      Цель пособия - это формирование и совершенствование мелкой моторики рук, развитие психических процессов, речевых и интеллектуальных способностей.

 Задачи:

- обогащать сенсорное восприятие

- развить познавательный интерес (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)

- формировать умение передвигать пальчиками по заданному маршруту

- развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

- развить и формировать элементарные математические представления (прямой и обратный счет до 10, форму, цвет, размер)

- совершенствовать движение кисти рук, развивать мелкую моторику

- побуждать к активной речи

- развивать межполушарное взаимодействие

- формировать здоровье сберегающие технологии, позволяющие регулировать напряжение, физическую нагрузку на пальцы и кисти рук

- развивать интерес к выполнению упражнений

- формировать имение радоваться полученному результату

Инновационные пальчиковые дорожки сделаны из яркого фетра и различных по фактуре материалов: пуговицы (плоскостные и объемные), пайетки, мини муляжи фруктов и овощей, шнурки, липучки (разной геометрической формы), помпоны,  флористическая проволока, стразы, имеющие разную текстуру, форму, размер. Каждая деталь, с помощью горячего клея, приклеивается на фетровые дорожки. Дополнительно к этому пособию сделаны из фетра различные животные, которые имеют два отверстия для пальчиков.

Риски инновационной деятельности.

Во- первых основным риском может являться отклонение фактических результатов от их плановых ожиданий. Чтобы достичь результата, который ставит перед собой педагог, необходимо учесть не только индивидуальные особенности ребенка, но и его интересы.

Во- вторых, конечно материальная база, которая необходима для реализации данного пособия.

Ресурсное обеспечение.

Данное пособие требует материально техническую базу.Могут возникнуть трудности в наличии используемой фурнитуры. Материалы можно заменить тем материалом, который имеется у вас дома. Дополнительно можно использовать:

- природный материал: шишки, желуди, камешки, косточки от сливы и т.д.

- пластмассовый материал: крышечки, фишки

- тканевый материал: атласные ленты, шнурки, кусочки ткани разной фактуры и многое другое

Инновационный продукт.

Пальчиковые дорожки - это уникальное дидактическое пособие, которое в комплексе  развивает мелкую моторику и речь. Разучивание текстов с использованием пальчиковых дорожек стимулирует развитие пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. С каждым днем ребенок лучше запоминает стихи, речь становится более выразительной. Правильная речь помогает ребенку высказать свое мнение, наладить контакт не только со сверстниками, но и ближайшим окружением. 

Использование пальчиковых дорожек в игровой деятельности способствует развитию фантазии, выражению эмоций, дети с легкостью вступают в игровую деятельность и развивают сюжет.

Дети, у которых развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг и его отделы, что в первую очередь влияет на развитие устной речи и всестороннее развитие ребенка. Конечно, использование комплексного подхода  дает  наиболее лучший, качественный результат развития речи ребенка. Поэтому с детьми необходимо разговаривать, проводить беседы по опорным картинкам, учить отвечать на вопросы, рассуждать и т.д.

 Каждая пальчиковая дорожка имеет свою определенную схему, по которой ребенок передвигает пальчиками. Сначала он работает одним пальчиком, далее двумя, при этом каждое движение сопровождается проговариванием звуков, слогов, рифмовок и т.д. Когда движения пальчиков одной руки будут автоматизированы, мы усложняем работу с данным пособием. Усложнение заключается в работе пальчиков обеих рук. Передвигаться  по дорожкам нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений. Работая двумя руками, мы улучшаем у детей взаимодействие между полушариями головного мозга и их синхронную работу. Систематическое выполнение упражнений способствует развитию внимания и  запоминанию большого объема информации. Хорошо развитая моторика рук придает ребенку уверенность, а следовательно повышает самооценку.

При использовании пальчиковых дорожек необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с ОНР память, внимание, координация движения, недостаточно сформированы. Поэтому результат может быть не сразу, а через промежуток времени.

Таким образом, работая с пальчиковыми дорожками, у ребенка происходит всестороннее, комплексное развитие. Данное методическое пособие может быть использовано педагогами дошкольного и дополнительного образования, а также родителями в семейном воспитании детей дошкольного возраста.

Используемая литература

  1. Педагогика.  Исследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста. Стр.[68, 84]
  2. Становление «Я – психического» на разных возрастных этапах.

 (c взглядами В.А.Сухомлинского). Интернет ресурсы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Примерные варианты использования пальчиковых дорожек.

  1. Закрепление произнесения звука [с] на одном длительном выдохе, закрепление прямых слогов с данным звуком.
  2. Заучивание стихотворения.

Если на деревьях листья пожелтели,

              Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

  1. Формирование элементарных математических представлений: прямой и обратный счет до 10, закрепление знаний геометрических фигур, развитие сенсорного восприятия, обучение составления и решения арифметических задач.

    C:\Users\Владимир\Desktop\IMG_20221023_205721.jpg

C:\Users\Владимир\Desktop\IMG_20221023_205731.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...

Я учусь рисовать (пособие для детей дошкольного возраста)

Система упражнений, представленная в данном пособии, основана на стилизации изображаемого предмета и позволяет более результативно формировать у ребенка технические приемы работы. Во время выполнения ...

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста "Пальчиковый театр"

Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет исполнить роль любого героя....

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста "ЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА"

Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образова...