Инновационное пособие для детей дошкольного возраста «Пальчиковые дорожки»
методическая разработка
Пальчиковые дорожки – это дидактическое пособие, направлено на развитие движений кисти и пальцев рук; развитию речи детей дошкольного возраста; повышает работоспособность головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchik._dorozhki.docx | 432.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Всестороннее развитие детей
посредством инновационного пособия «Пальчиковые дорожки»
Актуальность, проблема.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражено в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров завершения развития ребенка дошкольного возраста, является овладения детьми мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики рук, ребенок становится самостоятельным, что способствует проявлению инициативы в любых видах деятельности.
Разнообразные манипуляции руками влияют на умственное, речевое развитие, являются одним из показателей дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Большинство детей у которых нарушена ручная моторика, испытывают трудности при самообслуживании, трудовой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, а также игровой. Таким образом, дети чувствуют себя неуверенно, что сказывается на эмоциональном фоне ребенка.
В последние годы снизился речевой уровень развития детей, это связано с тем, что родители меньше стали общаться с детьми. Сами же дети стали меньше говорить, так как большую часть времени смотрят телевизор, проводят время в телефонах. Дети реже делают что-то своими руками, не проявляют интерес к игрушкам и игровой деятельности, это естественно приводит к нарушению развития мелкой моторики, а в дальнейшем и нарушению развития речи.
В психолого–педагогических исследованиях проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест.
Она актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, при готовности детей к обучению. Недостаточно сформирована мелкая моторика, влечет трудности при овладении ребенка письмом, в дальнейшем это скажется на негативном отношении к школе, а также снижению учебной мотивации. Работа речевых и мыслительных центров головного мозга, логическое мышление, рассуждение, внимание, память, связная речь, это все лежит в основе развития мелкой моторики рук.
Можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Описание инновационного продукта.
В связи со сложившейся проблемой, мною были разработаны инновационные пальчиковые дорожки. Инновация заключается в многофункциональном использовании данного пособия, что способствует повышению эффективности обучения и воспитания образовательного процесса. При работе с данным пособием у ребенка наблюдается: развитие тактильных ощущений; сенсорное восприятие; развитие мелкой моторики рук; совершенствование познавательного развития; совершенствование артикуляции, координации речи с движением; формируются элементарные математические представления, формируется эмоциональная сфера ребенка.
Пальчиковые дорожки – это дидактическое пособие, которое способствует совершенствованию движений кисти и пальцев рук; развивает речи детей дошкольного возраста; повышает работоспособность головного мозга.
Назначение: многофункциональное пособие предназначено для детей дошкольного возраста (от 2-х до 8 лет). Данное инновационное пособие можно использовать в игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности (индивидуальной, подгрупповой), а также при автоматизации звуков и слоговой структуры слова.
Цель пособия - это формирование и совершенствование мелкой моторики рук, развитие психических процессов, речевых и интеллектуальных способностей.
Задачи:
- обогащать сенсорное восприятие
- развить познавательный интерес (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)
- формировать умение передвигать пальчиками по заданному маршруту
- развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
- развить и формировать элементарные математические представления (прямой и обратный счет до 10, форму, цвет, размер)
- совершенствовать движение кисти рук, развивать мелкую моторику
- побуждать к активной речи
- развивать межполушарное взаимодействие
- формировать здоровье сберегающие технологии, позволяющие регулировать напряжение, физическую нагрузку на пальцы и кисти рук
- развивать интерес к выполнению упражнений
- формировать имение радоваться полученному результату
Инновационные пальчиковые дорожки сделаны из яркого фетра и различных по фактуре материалов: пуговицы (плоскостные и объемные), пайетки, мини муляжи фруктов и овощей, шнурки, липучки (разной геометрической формы), помпоны, флористическая проволока, стразы, имеющие разную текстуру, форму, размер. Каждая деталь, с помощью горячего клея, приклеивается на фетровые дорожки. Дополнительно к этому пособию сделаны из фетра различные животные, которые имеют два отверстия для пальчиков.
Риски инновационной деятельности.
Во- первых основным риском может являться отклонение фактических результатов от их плановых ожиданий. Чтобы достичь результата, который ставит перед собой педагог, необходимо учесть не только индивидуальные особенности ребенка, но и его интересы.
Во- вторых, конечно материальная база, которая необходима для реализации данного пособия.
Ресурсное обеспечение.
Данное пособие требует материально техническую базу.Могут возникнуть трудности в наличии используемой фурнитуры. Материалы можно заменить тем материалом, который имеется у вас дома. Дополнительно можно использовать:
- природный материал: шишки, желуди, камешки, косточки от сливы и т.д.
- пластмассовый материал: крышечки, фишки
- тканевый материал: атласные ленты, шнурки, кусочки ткани разной фактуры и многое другое
Инновационный продукт.
Пальчиковые дорожки - это уникальное дидактическое пособие, которое в комплексе развивает мелкую моторику и речь. Разучивание текстов с использованием пальчиковых дорожек стимулирует развитие пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. С каждым днем ребенок лучше запоминает стихи, речь становится более выразительной. Правильная речь помогает ребенку высказать свое мнение, наладить контакт не только со сверстниками, но и ближайшим окружением.
Использование пальчиковых дорожек в игровой деятельности способствует развитию фантазии, выражению эмоций, дети с легкостью вступают в игровую деятельность и развивают сюжет.
Дети, у которых развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг и его отделы, что в первую очередь влияет на развитие устной речи и всестороннее развитие ребенка. Конечно, использование комплексного подхода дает наиболее лучший, качественный результат развития речи ребенка. Поэтому с детьми необходимо разговаривать, проводить беседы по опорным картинкам, учить отвечать на вопросы, рассуждать и т.д.
Каждая пальчиковая дорожка имеет свою определенную схему, по которой ребенок передвигает пальчиками. Сначала он работает одним пальчиком, далее двумя, при этом каждое движение сопровождается проговариванием звуков, слогов, рифмовок и т.д. Когда движения пальчиков одной руки будут автоматизированы, мы усложняем работу с данным пособием. Усложнение заключается в работе пальчиков обеих рук. Передвигаться по дорожкам нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений. Работая двумя руками, мы улучшаем у детей взаимодействие между полушариями головного мозга и их синхронную работу. Систематическое выполнение упражнений способствует развитию внимания и запоминанию большого объема информации. Хорошо развитая моторика рук придает ребенку уверенность, а следовательно повышает самооценку.
При использовании пальчиковых дорожек необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с ОНР память, внимание, координация движения, недостаточно сформированы. Поэтому результат может быть не сразу, а через промежуток времени.
Таким образом, работая с пальчиковыми дорожками, у ребенка происходит всестороннее, комплексное развитие. Данное методическое пособие может быть использовано педагогами дошкольного и дополнительного образования, а также родителями в семейном воспитании детей дошкольного возраста.
Используемая литература
- Педагогика. Исследование развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста. Стр.[68, 84]
- Становление «Я – психического» на разных возрастных этапах.
(c взглядами В.А.Сухомлинского). Интернет ресурсы
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Примерные варианты использования пальчиковых дорожек.
- Закрепление произнесения звука [с] на одном длительном выдохе, закрепление прямых слогов с данным звуком.
- Заучивание стихотворения.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
- Формирование элементарных математических представлений: прямой и обратный счет до 10, закрепление знаний геометрических фигур, развитие сенсорного восприятия, обучение составления и решения арифметических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...
Я учусь рисовать (пособие для детей дошкольного возраста)
Система упражнений, представленная в данном пособии, основана на стилизации изображаемого предмета и позволяет более результативно формировать у ребенка технические приемы работы. Во время выполнения ...
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие А давай мы, поиграем…
БЫСТРО И ПРОСТО ИЗГОТОВИТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...
Дидактическое пособие для детей раннего возраста "Пальчиковый театр"
Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет исполнить роль любого героя....
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста "ЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА"
Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образова...