Воспитание сказкой
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Воспитание сказкой
Воспитание сказкой-одно из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому;как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку ;чем категорическое родительское «Нельзя!».
Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказывать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла-в таком нежном и раннем возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка.
К воспитанию сказки ребенка нужно подводить постепенно , с младенчества ,начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток. Чем младше ребенок ,тем проще должен быть сюжет сказки . В период с 2 до 3.5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей : «Репка», «Теремок».Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции-повтора. «Бабка за дедку, дедка за репку…»Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: « Красная Шапочка», «Три поросенка».
Кстати ,в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным ,в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию .В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность.
Ребенок начинает отождествлять себя с главными героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Кстати ,в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка- в противном случае ребенок потеряет интерес к сказки , и воспитание сказкой будет неэффективным.
Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видны ,кто хороший , а кто -плохой, где черное , и где - белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойников и т.п. – ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.
Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные - книги Астрид Линдгрен, «Мери Поппинс» Памелы Трэверс. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: « А я бы на его месте сделал не так…»
В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей:положительные герои могут ошибаться, а отрицательные – совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом :пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок , что такое «хорошо» и что такое «плохо»,он не сможет различать нюансы.
Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку; но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку;чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку;а позволить ему самому сделать выводы. Хороший прием –придумать вместе с ребенком сказку; в которой он будет главным героем. И фантазию разовьете , и воспитательный эффект присутствует. Кстати ,воспитание сказкой –не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и психотерапевты активно используют сказкотерапию для детей для борьбы с различными психологическими проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа
Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и рак" старшая группа
Нравственное воспитание. "Мал, да удал"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа
Нравственное воспитание. "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"
комплекс занятий...
Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей
Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....