Воспитание сказкой
статья (младшая группа)

Пивень Елена Леонидовна

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx144.57 КБ

Предварительный просмотр:

                  Воспитание сказкой

Воспитание сказкой-одно из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки  передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому;как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку ;чем категорическое родительское «Нельзя!».

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказывать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла-в таком нежном и раннем возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка.

                                                                           

К воспитанию сказки ребенка нужно подводить постепенно , с младенчества ,начиная с колыбельных  и ритмичных стишков-прибауток. Чем младше ребенок ,тем проще должен быть сюжет сказки . В период с 2 до 3.5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей : «Репка», «Теремок».Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции-повтора. «Бабка за дедку, дедка за репку…»Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: « Красная Шапочка», «Три поросенка».

Кстати ,в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным ,в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию .В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости  и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность.

Ребенок начинает отождествлять себя с главными героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Кстати ,в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка- в противном случае ребенок потеряет интерес к сказки , и воспитание сказкой будет неэффективным.

Учтите, что главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видны ,кто хороший , а кто -плохой, где черное , и где - белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы  и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойников и т.п. – ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные - книги Астрид Линдгрен, «Мери Поппинс» Памелы Трэверс. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет  себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: « А я бы на его месте сделал не так…»

                                                             

В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей:положительные герои могут ошибаться, а отрицательные – совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться  с этим этапом :пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок , что такое «хорошо» и что такое «плохо»,он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку; но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку;чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать  ее ребенку;а позволить ему самому сделать выводы. Хороший прием –придумать вместе с ребенком сказку; в которой он будет главным героем. И фантазию разовьете , и воспитательный эффект присутствует. Кстати ,воспитание сказкой –не единственная сфера применения детских сказок. Детские психологи и психотерапевты активно используют сказкотерапию для детей  для борьбы с различными психологическими проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....