Кризис 3 лет само по себе название условное и не имеет четкой привязанности к точному возрасту. Ошибочно думать, что ровно в три года у ребенка резко изменится поведение. Начало может варьировать. У некоторых детей кризис начинается раньше трех лет, у других — гораздо позже. В среднем первые симптомы появляются в возрасте 2,5–3,5 лет. Длительность и степень выраженности кризиса зависят от многих факторов, но во главе стоят: темперамент ребенка, стиль родительского воспитания и особенности эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком.
Симптомы
1. Ребенок становится очень вспыльчивым без видимого повода.
2. В общественных местах, особенно в магазинах, незамедлительно требует покупку желаемого. В случае отказа закатывает истерики, добиваясь привлечения внимания. Родители отмечают, что поведение мгновенно меняется при выполнении его требования.
3. Родители подмечают чрезмерное проявление самостоятельности (пытается самостоятельно одеваться, купаться, на улице убегать в противоположном направлении и т. д.).
4. Каждая просьба сопровождается ярким протестом.
5. Любое столкновение с трудностями вызывает чрезмерное огорчение и агрессию (может ударить маму; бросает игрушки или первое, что попадается в поле зрения).
6. Прежние модели поведения в сложных ситуациях перестают работать.
Все эти поведенческие особенности характеризуют семизвездие симптомов кризиса трех лет из-за семи ярких проявлений в детском поведении.
Негативизм
Ярким проявлением является отрицание просьб и требований взрослых, стремление сделать все наоборот. Складывается впечатление, что ребенок делает все назло.
Детский негативизм — это отрицание ребенком требований взрослого. При негативизме ребенок отказывается от просьбы не потому, что он этого не хочет, а потому, что именно об этом его попросил взрослый. Иными словами, негативная реакция проявляется не на содержание действия, а именно на предложение, поступающее от взрослого.
Упрямство
Данный симптом проявляется стойким желанием ребенка отстаивать свою позицию, даже если он не хочет этого делать, загоняя себя в ловушку. Родители могут путать такое поведение с настойчивостью, но принципиальным отличием является мотив. При упрямстве важно выполнение требования, даже если оно идет вразрез с желанием. Ребенок не может изменить первоначальное решение, несмотря на доводы и убеждения взрослых.
Например, одна из частых ситуаций, которая демонстрирует упрямство во всей красе: ребенок очень сильно устал и хочет спать, но упрямится и стойко отказывается, продолжая играть в игрушки, даже если ему уже не сильно хочется, вопреки доводам и уговорам мамы.
Строптивость
Ключевой симптом кризиса трех лет проявляется стремлением малыша противостоять принятым нормам поведения в семье.
Строптивость может выражаться в отказе от мытья рук перед едой, в недовольстве от совместного ужина с членами семьи. Еще одно частое явление — протест против того, чтобы мама брала его за руку во время прогулки. Взрослые подмечают, что в этот период ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше.
Своеволие
Многие взрослые особенно хорошо знакомы с данным проявлением. Период «Я САМ» всецело захватывает ребенка, часто обозначая начало кризиса. Это выражается в высокой потребности делать все самостоятельно. Порой гипертрофированная самостоятельность может быть даже опасной. Запрет со стороны взрослого на проявление самостоятельности воспринимается очень остро. Поскольку дети в силу возраста не всегда оценивают собственные возможности адекватно, при неудачной попытке выполнить что-либо самому быстро разочаровываются и болезненно реагируют.
Протест-бунт
Данное состояние характеризуется частыми конфликтами детей с родителями. Известный психолог Л. С. Выготский описывал это как: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Регулярность ссор откладывает определенный отпечаток на детско-родительские отношения. У детей поведенческая реакция проявляется агрессией, раздражением, особенно если взрослые грубо противостоят «новому» поведению ребенка.
Обесценивание
Этот неприятный симптом кризиса проявляется потерей привязанности к тем вещам и ценностям, которые были очень важны для ребенка. Например, любимая игрушка становится плохой, а любимое блюдо — невкусным. Лексикон пополняется обидными словами в сторону взрослых, тем самым подрывая родительский авторитет. Иными словами, обесценивается все то, что было дорого и близко ребенку.
Деспотизм
Заключительный симптом возрастного кризиса выражается в деспотичном поведении. Малыш пытается командовать взрослыми, навязывая свои правила поведения. Например, запрещает входить или, наоборот, выгоняет взрослого из комнаты. Настаивает на выборе одежды, игнорируя замечания. В семьях, где несколько детей, он ревностно воспринимает братьев или сестер, запрещая родителям уделять им внимание или перетаскивает все одеяло на себя, добиваясь конечной цели — положения господства над окружающими.
Знакомство с основными симптомами и проявлениями кризиса трех лет очень важно для взрослых. Ценность информации заключается не только в повышении общей грамотности, а в возможности адекватно воспринимать поведение ребенка и контролировать свой подход в воспитании. Когда взрослый знает, какая причина стоит за каждым симптомом, ему гораздо легче найти общий язык с малышом. Также снижается общий тревожный фон, отсеиваются сомнительные мысли: «С моим ребенком что-то не то, раз он меня не слушает и игнорирует правила. Нужно это срочно лечить». Взрослый понимает, что подобное поведение — это норма.
Возрастной кризис — это закономерный процесс, его целью является перестройка системы регуляции, т. е. отношений ребенка с окружающим миром.
Основная роль взрослых — не замаскировать тот или иной кризисный симптом медикаментами, а мягко преодолеть с минимальными последствиями.
Взрослые должны помочь своему малышу, пройти этот трудный период в его жизни и приобрести положительные, а не отрицательные черты характера.
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже несмотря на то, что сами к этому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка.
1) Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать», а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
2) Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите: «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
3) Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно, используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
4) Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а также здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
5) Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
6) Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
7) Не пытайтесь что-либо внушать- это бесполезно, ругать не имеет смысла.
8) Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали нет- оставайтесь при этом мнении.
9) Не сдавайтесь, даже если приступы протекают в общественном месте - помогает одно- взять за руку и увести.
10) истеричность и капризность требует зрителя, не прибегайте к помощи посторонних «смотрите, какая плохая девочка».
11) не усложняйте причины капризов - возможно ребенок проголодался или ему жарко, избегайте переутомления- нервная система еще неустойчива, возбуждение преобладает над торможением и ребенку трудно контролировать свое поведение.
Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой. Желаю Вам успеха!
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида №6» с углублённым изучением английского языка муниципального образования городской округ Симферополь республики Крым
Консультация для родителей
«Родитель-пример поведения на улице и дороге»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Сеферова Шадиле Исаевна
Симферополь 2020 г.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причиной этого, чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых. Недостаточный уровень поведения взрослых на улице, приводит к таким же явлениям и у детей. Поэтому работа по этой теме должна идти параллельно – с детьми и родителями.
Улица для ребенка – это яркий, манящий и разнообразный мир, который привлекает внимание. Это же так интересно – движущиеся разнообразные машины, пешеходы, различные здания. А ведь именно здесь наших детей подстерегает опасность.
Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.
Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.
Учите ребенка:
- не спешить при переходе улицы;
- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;
- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки.
Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.
Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыгрывать различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно усвоит правила поведения на улице.
Детские художественные произведения по теме для прочтения детям с последующей беседой о прочитанном:
- «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова,
- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,
- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;
- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова
Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах. С этой целью полезно:
- понаблюдать за работой светофора, обратив внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин;
- показать знаки, указатели дорожного движения, рассказать об их значении;
- предлагать ребенку самому найти дорогу домой, когда вы берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.
- обращаться к ребенку с вопросами: как, по его мнению, следует поступить на улице в том, или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак.
Уважаемые родители! Не жалейте времени на уроки поведения детей на улице! Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить –кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках.
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
- играй только в стороне от дороги;
- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где нет – на перекрестках по линии тротуаров;
- переходи улицу только шагом, не беги;
- следи за сигналом светофора;
- посмотри при переходе дороги сначала налево, потом направо;
- не пересекай путь приближающемуся транспорту;
- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, автобусы обходи сзади;
- входи в любой транспорт и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
- не высовывайся из окна движущегося транспорта;
- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
- если ты потерялся на улице, не плачь, попроси взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес;
Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движения, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.
Важно воспитать у детей следующие виды навыков:
1. Навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности.
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Этот навык очень важен для ребенка; взрослый, идя по улице с сыном или дочерью не должен поддаваться волнению или спешке.
3. Навык переключения на улицу. Замедлять движение, останавливаться, выдерживать определенную паузу для психологического переключения с пешеходом в опасную зону, здесь пример родителей имеет решающее значение.
4. Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку.
Учите детей наблюдать. Именно с двух до семи лет, пока на улице он рядом с вами, лучше всего привить ему те навыки, о которых говорилось выше. Используйте каждый день, случай.
Дети учатся соблюдать правила дорожного движения, беря пример с членов своей семьи и других взрослых. Особенно пример родителей учит дисциплинированному поведению на дороге.
Берегите своих детей!