Курсовая работа по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»
методическая разработка (младшая группа)

Остапенко Людмила Васильевна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно следственными, видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу: Ознакомление с окружающим. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа по теме:

Тема: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»

   

                                                                                                               Выполнил слушатель курса,

                                                                                                               Воспитатель ГБДОУ д/с №48

                                                                                                               Кировского района

                                                                                                               Санкт – Петербурга

                                                                                                               Остапенко Людмила Васильевна

Санкт –Петербург

2022

Содержание

 

Наименование раздела

Стр.

Введение

1.1

Актуальность темы.

1.2

Цели и задачи

Основная часть

2.1

Практическое содержание разделов.

2.2

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Заключение

Список литературы

Приложения

1. Введение

1.1. Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.   Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

 Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
           Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

1.2. Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с экспериментированием.

Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

2. Основная часть

2.1.  Практическое содержание разделов

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен перспективный план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).

Тема: «Вода»

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. 

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возрастаю она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению.          

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Тани» день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. Почему именно песок?  Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  • В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
  • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  • В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  • Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

  На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого, мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Тема: «Воздух»

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч», дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем детей выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для  реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Родителей привлекли к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 5).

В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 6)

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

1. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:

  • Свойства воды;
  • Удивительный песок
  • Воздух и его свойства;
  • Твердое тело: камень;
  • Свойства бумаги

Приложение 1.

 Перспективный план:

     

Раздел плана

       сроки

              Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

  2015- 2016г.

  • Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
  • Цикл игр занятий
  • Картотека игр
  • Развлечение

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Март

  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

  • «Горячая вода – это опасно»

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях

  • «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность»

  • «Нам интересно все, что неизвестно»

  • «В гостях у дедушки воздуха»

  • Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности

  • Выставка литературы  на экологическую тему

  • Беседы с родителями

  • Беседа по безопасности

  • Консультация

  • Практикум

  • Родительское собрание

  • Анкетирование родителей

  • Фотовыставка

  • Развлечение

  • Индивидуальные беседы

Работа с педагогами

Ноябрь

Январь

Апрель

  • «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

  • «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

  • «Экспериментирование в младшей группе»

 

  • Консультация

  • Семинар-практикум

  • Презентация

Изучение методической

литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В.Нищева 2013г.

  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие.

  • «Песочные игры», Игорь Пелинский

  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева

  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева

                                  Работа с детьми

     

Занятия

наблюдения

Игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

материал

Сентябрь – адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он  «оживает», когда его  надевают на руку.

   На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Октябрь

Тема «Вода» 

«Водичка-водичка»

Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать

«Дождик»

Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность

Подвижные игры

 «Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик»

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества

Лейка. пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда 

«Лужи»

Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи)

Дидактическая игра

 «Времена года»

Игра  «Побродим по лужам»

«Купание куклы Кати»

Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце

Ноябрь

Тема «Песок»

«Песочек»

Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый

«Чудесные фигурки»

Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки

Дидактическая игра «Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

  «Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой

«Песчинки»

Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком

Дидактическая игра «Фрукты из песка»

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется

Емкость с сухим песком, лист бумаги

Декабрь

Тема «Воздух»

«Поймаем воздух»

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден

«Ветер»

Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух

Подвижные игры

 «Ветер дует нам в лицо…»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

«Кораблик плывет по воде»

Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками, мячами, шарами;

Подвижная игра «Красный и синий мячик»

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки

«Буря в стакане»

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды

Январь

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель. Формировать умение определять скорость ветра

«Игры с соломинкой»

Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом;

Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри,

Стаканы с водой, трубочки для коктейля

«Заморозим»

Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»

Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый)

Подвижные игры

«Дед мороз»,

 «Берегись, заморожу»

 

«Снежинки и ветер»

«Плавает-тонет»

Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью

Небольшие формочки с водой

«Легкий-тяжелый»

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие

«Снегопад»

Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами

«Твердый-мягкий»

Цель. Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

«Тайны снега и льда»

Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда

«Тает льдинка»

Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

Подвижная игра

«Снежинки»

«Лед-вода»

Цель. Развивать наблюдательность

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав

«Цветные бусы»

Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь

           «Лед»

Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре).

Подвижная игра

 «Снег кружится»

«Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение

Формочки для замораживания воды

Март

Тема «Бумага»

«Бумажные листочки»

Цель. Дать представления о том, что бумага легкая

Лото «Игрушки»

Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина)

«Порвем бумагу»

Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться

Лист бумаги, емкость с водой

«Лодочка, плыви»

Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха 

Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха

Таз с водой, бумажные лодочки

Апрель

Тема «Температура»

«Горячо-холодно»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее)

«Снежная баба»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь 9из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает)

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Дидактические игры

«Части суток», «Времена года»

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель. Определить температуру воды.

«Опыт с металлами и деревом»

Цель. Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной.

Мешочек с предметами из металла и дерева

Май

Тема: «Свет»

«Солнечные зайчики»

Цель. Расширять представления о свете.

«Что в коробке»

Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка

«Солнечные зайчики»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

«Тень»

Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток»

«Солнечный зайчик»

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

«Гуляем в темноте»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

Волшебная  коробочка

                                           

                                                                                                                               Приложение 2.

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  • Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
  • Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
  • Разные виды бумаги, пластилин;
  • Красители пищевые и не пищевые;
  • Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
  • Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
  • Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
  • Детские фартуки;
  • Полотенца, тряпочки, щетка и совок;  
  • Схемы проведения опытов.

                                                                                                                     Приложение 3.

Занятие 1

Тема: «Про маленькую капельку».

Цель: 

   познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная;

   подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек;

   доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой;

   стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

   Предварительная работа.

   Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями; купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде.

    Материал.

  • Аквариум с рыбками;
  • «Капитошка»: капелька-игрушка;
  • Два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;
  • Лейка с водой, комнатные растения;
  • Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу детей);
  • Маска «Солнышко»;
  • Банка с грязной водой.

                                               Ход занятия

Воспитатель. Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку.  Хотите?  Слушайте.

   Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь солнышко. Оно теплое,  яркое,  отогреет капельку.

   Дети ( зовут Солнышко). Солнышко, отзовись!

                                                Красное, появись!

Появляется Солнышко.

Солнышко. Здравствуйте, детки.

                      Зачем меня звали, маленькие друзья?

                      Или какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко. Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Солнышко танцует, и появляется Капелька.

Капелька.    Здравствуйте, ребята.

   Я водяная капелька,

   Я очень вам нужна,

    Покапаю, покапаю –

    Получится вода.

    А вы знаете, как я капаю?

Дети. Кап, кап…

Воспитатель.  Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.

Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель.   А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель.  Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме.) что рыбки делают?

Дети. Плавают. 

Воспитатель. Правильно, плавают в воде. Какая вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А может, у рыбок водичку забрать?

Дети. Нет,  они умрут.

Воспитатель. ( показывает банку с грязной водой). могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Капелька. Это грязная вода. Она никому не нужна.

Воспитатель. Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.

Подходит с лейкой к растениям.

Воспитатель. Как здесь растения поживают?

Капелька. Пить хотят.

Воспитатель. Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети. Полить их.

Капелька. А где та водичка?

Дети. В лейке.

Воспитатель. ( поливает растения). А растения что делают с водичкой?

Дети. Они ее пьют.

Воспитатель. Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, цветы.

Все подходят к столу. Где стоят чашки с водой.

Капелька. А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель. Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?

Дети. Мы.

Воспитатель. Спасибо, капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?.

Дети. Пьем воду.

Воспитатель. Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой?

   Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, полощут и встряхивают.

Воспитатель. вот видишь, капелька, что дети умеют делать с водичкой (подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду в одном тазике, потом в другом). Какая водичка?

Дети. Теплая.

Воспитатель. А в этом тазике?

Дети. Холодная.

Раздать детям разноцветные губки. Дети обмакивают губки в воду, потом отжимают.

Воспитатель. Что капает с губки?

Дети. Водичка.

Воспитатель. А как она капает?

Дети. Кап, кап.

Предложить перелить воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька. Молодцы, дети. За то, что вы про меня все знаете, я подарю вам эти игрушки. (Дарит плавающие игрушки).

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду.

Занятие 2

Тема:  «Что такое воздух?»

Педагогические цели:  познакомить детей с понятиями «воздух», «воздушное пространство», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Средства реализации: на каждого ребенка – микроскоп, мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи, бумага, «волшебный ящик».

Предварительная работа:  пускать бумажные самолетики, надувать воздушные и мыльные пузыри.

                                   Исследовательская деятельность.

Воспитатель организует сюрпризный момент – представляет «волшебный ящик», в котором что-то есть.

Воспитатель (предлагает загадку). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, он невидимый…

-   Что же в нем? (воздух)

-   Что это такое? (это смесь разнообразных невидимых газов)

-   Как можно увидеть воздух?  (воздух увидеть нельзя, его можно только ощущать).

-  Какой воздух: при морозе, дожде, засухе, пожаре? (Во время дождя – самый чистый воздух, так как в нем много озона и нет пыли. Морозный воздух тоже содержит озон. Запахи пожаров, выбросы от промышленных предприятий вредные, отрицательно влияют на все живое.)

-  Хотите увидеть воздух? Проведем опыт.

Воспитатель поджигает кусочек ваты. Появляется дым и едкий запах. Предлагает подуть, видно движение воздуха.

-  Можно при этом находиться в помещении? (это опасно для жизни, заболит голова, можно задохнуться.)

-  Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова:

                                Рассказ о неизвестном герое

                                   Много столпилось людей на панели.

                                   Люди с тревогой под крышу смотрели:

                                   Там, из окошка, сквозь огненный дым,

                                   Руки ребенок протягивал к ним…

-  Кто из вас чувствовал запах дыма? (когда горит костер, мы стоим в дыму.)

-  Воздух бывает холодный и теплый. Теплый воздух легкий, холодный – тяжелый. Теперь присядьте -  воздух прохладный.  (открывают фрамугу, наблюдают).

Дети . Холодный воздух встречается с теплым, его видим в виде пара, он стелется по полу.

Воспитатель предлагает посмотреть на свет, в лучах света видны мельчайшие частички.

-  В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Дети. Через воздух можно заразиться и заболеть гриппом, ветрянкой, корью др.

- Что надо делать, чтобы уничтожать вредные микробы в воздухе? (Проветривать помещения, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.)

Воспитатель организует игры с воздухом.

«Надуй шарик»

Дети надувают и пускают шарик.

-  Почему он летает? (он легкий, в нем находится воздух).

«Разноцветные пузыри».

Дети пускают мыльные пузыри.

-  Почему они летают, как появляются?

Сравнять воздушный и резиновый шарик, мячик, мыльный пузырек.

-  Почему резиновый мячик не летает, но хорошо прыгает? (ответы детей)

Предложить поиграть с ними.

Итог исследования.

- Воздух – это невидимый газ.

- Избегать тех мест, где загрязнен воздух.

- Оберегать органы дыхания.

- Человек сам должен контролировать ситуацию чистоты воздуха.

- Беречь свое здоровье.

Занятие 3.

                                  Тема:  «Удивительный песок»»

Педагогические цели:  познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная..

Средства реализации: на каждого ребенка – три стеклянные баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой), лопатка, пластина  из оргстекла, магнит, карточка, карандаши; ванночки для ходьбы с песком, полотенце.

                                   Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти по песку босиком, спросить, что они ощущают.

- Где можно увидеть песок? (ответы детей).

1-й опыт.

Что такое песок, из чего он состоит?

- обследовать сухой песок пальцами.

- насыпать его на пластину, рассмотреть через увеличительное стекло.

- опустить магнит в песок. Что на нем появилось?  (мелкие частички металла).  Рассмотреть их через увеличительное стекло.

Выводы:

  1. Песок – это мелкие камешки разного цвета, формы, размера.
  2. В песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

2-й опыт.

Почему песок тонет?

- В баночку с водой опустить немного  сухого песка, не размешивать. Что произойдет?

- Песок осел на дно.

- На поверхности воды плавает песочная пыль, размешать лопаткой воду. Что изменилось? (песочная пыль растворилась и окрасила воду)

Выводы:

  • Песок тяжелый, опустился на дно баночки.
  • Его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду.
  • Мокрый песок меняет цвет.

3-й опыт.

Сравнить свойства сухого и влажного песка.

- пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, он сыпучий.

- из сухого песка слепить колобок, он не держит форму, так как рассыпчатый; сухой песок шершавый, содержит пыль.

- влажный песок плотный, мягкий, из него хорошо лепить (рассмотреть через увеличительное стекло), сделать колечки, оставить на некоторое время, чтоб они высохли; поднять. Что произойдет?

- полить сухой и влажный песок – влажный пропускает воду быстро, а сухой некоторое время держит влагу на поверхности, затем она уходит вглубь.

Итог исследования.

- песок- это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые, поэтому тонут в воде.

- песочная пыль легкая, плавает на поверхности воды; если размешать ее, она растворится и раскрасит воду.

-песок хорошо пропускает воду.

- из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Занятие 4.

                              Тема:  В гости к Песочному Человечку.

Цель. Познакомить детей с центром песка и воды, правилами поведения в нем. Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира. Свойствах  песка и воды. Снизить психофизическое напряжение детей.

Оборудование. Песок, вода. Игрушка песочный человечек. Формочки и мелкие предметы для игр.

                                          Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый песок. Вы ведь с ним уже знакомы, вы играли с ним в песочнице и на пляже. Поэтому вы сами можете сказать, что песок – это…

Дети.  Много маленьких песчинок.

-  Он похож на солнышко.

-  Он живет в море.

-  И в пустыне, где ничего не растет.

-  Из него строят дома.

-  Он хороший…

Воспитатель. А чему песок может научить людей?

Дети.  Строить дома, рассказать о море или озере, где он живет, ходить по пустыне и т.д.

Воспитатель. Песок пришел к нам, чтобы поведать тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице живет хранитель песка – Песочный Человек. Он очень веселый. Знает много игр. Но рассказать свои секреты он сможет только тем. Кто готов выполнять определенные правила.  Песочный Человечек редко показывается людям. Но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть.  Для этого давайте встанем вокруг песочницы.  Возьмемся за руки и назовем свои имена.  (Дети по очереди представляются.)

  А теперь давайте поведаем Песочному Человечку о наших добрых делах.  Но давайте договоримся ,  что каждый рассказывает о добрых делах другого.  (Дети рассказывают.)

  Ребята! А теперь давайте положим ладошки в песочницу, закроем глаза и скажем волшебные слова:

                                              В ладошки наши посмотри.

                                              В них доброту, любовь найди.

                                              Песочный Человечек. Приди!

(звучит музыка, и в руках взрослого появляется кукла в золотой одежде.)

П е с о ч н ы й  Ч е л о в е ч е к.

Я вас слышал, я вас слушал.

Вы такие молодцы.

Вы волшебники, творцы.

Я открою вам секрет,

Только надо знать при этом

Правила моей страны,

Очень все они просты!

Я сейчас их расскажу,

Крепко выучить прошу!

Что, готовы мне внимать?

Значит можно начинать!

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться. Драться

И в глаза песком швыряться.

Можно строить и чудить

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Никого не обижать.

Стран чужих не разорять.

Песок – мирная страна.

Дети. Поняли меня?

Дети.  Да!

Песочный Человечек.  А теперь давайте начнем делать чудеса.  Вы мне уже рассказали о себе много интересного. А теперь мне хотелось бы  увидеть  как выглядят дома, в которых вы живете. Постройте их, пожалуйста, из песка.

( Дети  с  удовольствием начинают строительство. После  того, как работа  закончена, дети рассказывают о своих постройках.)

Воспитатель.  Посмотрите, какой интересный у нас получился городок, а в нем все разные, не похожие друг на друга дома. Молодцы, мои юные волшебники!

 Ребята. А чтобы вновь вернуться и делать новые чудесные постройки, надо разровнять песок, положить ладошки в песочницу и сказать:

                                             В ладошки наши посмотри,

                                             Мудрее стали ведь они.

                                             Спасибо, милый наш песок,

                                             Ведь ты нам подрасти помог!

Произнося эти слова, дети прощаются с  песочным человечком.

Занятие 5.

                               Тема:  «Ледяные забавы»

Цель: получение информации о свойствах льда опытным путем.

Задачи: ознакомить со свойствами льда; развивать мелкую моторику, воображение, фантазию; обогащать словарный запас.

                                                Ход занятия

Воспитатель. Дети, у матушки водицы много детей. Сыновья – пар, лед, дождь, дочери – снежинка, росинка. С летними детьми – дождем, туманом, росой – мы с вами уже знакомы. Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне матушки Водицы. А о каком – догадайтесь.

                                                Осторожная лисица

                                                Подошла к ручью напиться,

                                                Наклонилась, а вода

                                                Неподвижна и тверда.

- О каком сыне матушки Водицы говорится в этом стихотворении? О льде). Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы лучше всего сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы. Закройте на минуту глаза и представьте себе ледяной дворец Снежной королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная королева. Вы ее не бойтесь. Хоть сердце у нее ледяное, душа теплая и добрая. Она ждет гостей. Откройте глаза. А вот и ледяная лаборатория снежной королевы. Но вход в нее по специальным пригласительным билетам. Возьмите себе пригласительный билет. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах – разноцветные снежинки).

   Снежная королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

   Игра 1. «Заморожу».

- Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите так несколько секунд. Что вы чувствуете? Замерзла ли ваша ладошка в том месте, где лежит кусочек льда? Какой лед? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лед? Почему?

Вывод: лед холодный, он замораживает все, к чему прикасается.

  Игра 2. «Лед плачет»

- Посмотрите, что происходит с вашими кусочками льда. Они стали больше или меньше? Почему? Откуда появилась на ладошках вода? Чьи это слезы? Почему лед плачет? Какое время года любит лед – лето или зиму? Почему?

Вывод: лед в тепле тает, «проливает слезы».

Игра 3. «Катаемся с горки».

- А теперь давайте развеселим кубики льда – покатаем их с горки. Наклоните ладошку – это горка ( лед скатывается у детей с ладошки на клеенку). Почему лед скатился? Какой лед? Можно ли скатиться с горки, посыпанной песком? Почему?

Вывод: лед гладкий, скользкий.

Игра 4. «Ледяные скульптуры».

- Возьмите в руки кусочек льда и попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Изменил ли лед свою форму? Почему? Можно ли смять кусок льда?

Вывод: лед твердый.

Игра 5 «Сосульки».

- дети, вспомните, как я на прогулке сбивала с веранды сосульки. Что с ними случалось, когда они падали с крыши? Почему? Какой лед?

Вывод: лед хрупкий.

Игра 6. «А я тебя вижу».

- Дети, на ваших столах лежат интересные кубики льда, внутри них что-то заморожено. Посмотрите, что там внутри? Почему вы их видите? Что можно сказать про это свойство льда?

Вывод: лед прозрачный.

Физминутка-игра  «Ветер, мороз, льдинки».

Воспитатель:  дети, Снежная королева приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Представьте себе, что она угощает этими конфетами вас, просит, чтобы вы съели хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете ли вы есть лед? (нет). Почему? Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, снежная королева предложит поиграть  в льдинки, она будет кидать льдом в вас. А вы в нее и друг в друга. Чем это может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом? Молодцы! Чтобы получить лед, что надо сделать?  (Надо заморозить воду.)  Какой должна быть вода, чтобы получить цветные льдинки? Давайте вылепим из пластилина мисочки, нальем в них цветную воду. А когда пойдем на прогулку, возьмем их с собой на улицу. Как вы думаете. Что произойдет с водой?  (Она замерзнет.) Какие получатся льдинки?  (Разноцветные.) 

   Дети лепят мисочки, наливают воду. Выносят поднос с мисочками на улицу. После того, как вода в них замерзнет, рассматривают цветные льдинки. Воспитатель проводит заключительную беседу.

Занятие 6.

Тема: «Снег»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  • Формировать умение экспериментировать со снегом, формировать представления о зимних природных явлениях, развивать тактильные ощущения, температурные различия (холодный снег);
  • Формировать умение отвечать на вопросы;
  • Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;
  • Воспитывать желания слушать стихотворения;
  • Формировать умение изображать следы на снегу;
  • Формировать умение различать белый цвет, правильно называть его;
  • Формировать умение рисовать мазки, уподобляя предметам (следы на снегу, располагая изображение по всему листу;
  • Формировать умение держать кисть свободно (чуть выше железного наконечника), набирая краску на кисть (макая всем ворсом в баночку), снимать лишнюю краску (прикасаясь ворсом к краю баночки, рисовать мазки всем ворсом кисти.

Планируемые результаты.

  • Имеет элементарные представления о снеге.
  • Может поделиться информацией.
  • Общается в диалоге со взрослым.
  • Слушает доступные по содержанию стихотворения.
  • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
  • Знает, что красками и кистью можно рисовать.
  • Называет белый цвет.

Предварительная работа: ходьба по снегу, рассматривание снегов на снегу от ног, лап собак, кошек и птиц; выполнение пальчиковой гимнастики «Большие ноги шли по дороге», игрового упражнения «Снежок».

Приемы работы: художественное слово; показ и объяснение способов выполнения работы; указания; помощь; рассказ воспитателя; рассматривание; вопросы; обыгрывание; поощрение; пальчиковая гимнастика, пение.

Материалы: образец, чистый лист бумаги для показа (2шт.); кисть; гуашь; баночка с водой; ванночка со снегом; пластмассовая игрушка-собака; салфетки, листы бумаги, кисти, гуашь (по количеству детей).

                                                           Ход занятия

Знакомство со снегом.

Воспитатель вносит ванночку, наполненную снегом.

Воспитатель. Что это? (Ответы детей.) какого он цвета? (Ответы детей.) Какой снег: холодный или теплый? Потрогайте. (Ответы детей.) Снег белый, холодный. Вы потрогали снег, и ваши руки стали мокрыми. У кого стали мокрые руки? У всех. Почему руки стали мокрыми? (Ответы детей.) снег тает от теплых рук, превращается в воду.

Воспитатель показывает игрушку-собаку, изображает голосом лай собаки.

Воспитатель. кто это к нам прибежал? (Поет.)

                                                              Вот собачка жучка.

                                                              Хвостик-закорючка,

                                                              Шубка пестрая,

                                                              Зубки острые.

                                                              Гав!Гав!

                                              («Собачка Жучка» (муз. Г.Лобачева, сл.С.Федоренко).)

Собачка тоже хочет снег потрогать, побегать по нему. Разрешим собачке побегать по снегу? (перемещают игрушку по снегу в ванночке, вдавливая ее в снег, чтобы следы были хорошо видны.) жучка бегает, резвиться. Посмотрите на снег, как много следов осталось от собачьих лап. Когда вы ходили на улице по снегу, от ваших ног тоже оставались следы, мы их рассматривали. Следы могут быть большие и маленькие. Большие следы от больших ног, а маленькие – от маленьких. Давайте расскажем и покажем, как ходят большие ноги и как бегают маленькие ножки.

    Пальчиковая гимнастика «Большие ноги шли по дороге».

Большие ноги шли по дороге,        на каждый «топ» медленно ставить на поверхность                                    

 Топ-топ-топ.                                      стола поочередно правую и левую руку ,изображая ходьбу.

Маленькие ножки бежали                 строка читается в более быстром темпе,

                     по дорожке,                    указательный и средний пальцы руки

Топ-топ-топ, топ-топ-топ                   передвигать по поверхности стола, имитируя бег.

Рисование.

Постановка цели и вызов интереса.

Воспитатель. Давайте нарисуем следы на бумаге.

Рассматривание образца.

Воспитатель. Посмотрите (показывает образец), какие следы нарисованы. Какого цвета следы?  (Ответы детей.)  Как располагаются следы? (Ответы детей.)  Вот такие следы мы будем рисовать.

Показ способов выполнения работы.

Воспитатель осуществляет полный показ, свои действия сопровождает словами.

Воспитатель. Окунаю ворс кисти в краску до железного наконечника, лишнюю краску снимаю о край баночки. Рисую следы всем ворсом кисти, приложила кисть, убрала, и побежали наши ножки по снегу, оставляя следы.

Закрепление последовательности выполнения работы.

Взрослый предлагает нарисовать следы сухой кистью на листе бумаги.

Воспитатель. возьмите правильно кисточки тремя пальцами там, где заканчивается железный наконечник.  (Дети выполняют действия.)  покажите, как вы взяли кисть. Сухой кистью попробуем нарисовать следы.  Как вы будете это делать?  (Ответы детей.)  Рисуем следы всем ворсом кисти, приложили кисть и убрали.

Воспитатель ставит на столы гуашь. Дети выполняют работу. Воспитатель проговаривают общие указания: окунать ворс кисти в краску до железного наконечника. Лишнюю краску снимать о край баночки, не забывать набирать краску на кисть, рисовать следы по всему листу.

В ходе выполнения работы воспитатель помогает малышам, поощряет детей, подсказывает им, дает индивидуальные указания, как держать кисть, набрать краску; снять лишнюю гуашь о край баночки, рисовать мазки; где располагать мазки.

   По окончании рисования взрослый ставит на столы воду и помогает промыть кисти.

  Анализ детских работ.  Воспитатель рассматривает с детьми работы. хвалит детей, предлагает найти работу, на которой изображены следы ребенка или взрослого, (птицы) маленькие следы, следы от игр детей (валялись на снегу) и др.

Воспитатель напоминает, что из снега можно лепить снежки, предлагает детям вспомнить, как они это делали.

Игровое упражнение «Снежок». Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Раз, два, три, четыре,                       загибать на руке пальцы, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили         «лепить снежок», меняя расположение ладоней.

Круглый, крепкий,

очень гладкий                                  показать круг

И совсем-совсем не сладкий.         грозить пальцем   

Раз – подбросим,                            посмотреть вверх, подбрасывая

Два – поймаем,                               руками воображаемый снежок

Три – уроним                                 уронить воображаемый снежок

И…сломаем.                                  топнуть ногой

                                     Н. Нищева

В конце занятия взрослый обращает внимание детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его не стало меньше, но появилась вода. Ванночка со снегом остается в группе. когда снег совсем растает, воспитатель показывает детям ванночку и говорит, что снег растаял, а вода, в которую превратился сне, – грязная.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

 

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель  предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.        

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5  

 

 Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста.

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания:

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания:

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Артем, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть. 

Элементарные опыты:

«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»,

Приложение 6

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать,  как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

  • активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
  • быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
  • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
  • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
  • радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 94% высокого и среднего уровня.

Литература:

1. Е.В.Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома – Ярославль: Академия развития, 2009.

2. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

 

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не кон...

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...

Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»Цель: представление опыта работы с дет...