Доклад "Развитие восприятия и понимания музыкального искусства через слушание музыкальных произведений"
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР – детский сад №17 г. Россоши
Развитие восприятия и понимания
музыкального искусства
через слушание музыкальных произведений
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Приймак Т.В.
Слушание музыки в детском саду является одним из видов деятельности на музыкальных занятиях. Оно дает возможность познакомить детей с творчеством композиторов, получить необходимые знания о музыке, о средствах музыкальной выразительности, о разных инструментах. Во время слушания детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.
Музыкальный руководитель учит детей:
– внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку;
– проникаться эмоциональным содержанием произведения;
– делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, структура, исполнение);
– узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их названия и имена некоторых композиторов.
Ожидаемый результат в процессе слушания – восприятие музыкального образа как явления осмысленного. Поэтому просто слушание музыки мало что дает, нужно этому учить.
Начинать становление процесса музыкального восприятия у дошкольников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости к музыке. Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужен музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с детьми по поводу услышанного. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Уже у младших дошкольников обращается внимание на то, что колыбельная песня будет спокойной, ласковой, мелодия ее негромкая и плавная, а пляска будет веселой, мелодия быстрая и громкая. В старшем дошкольном возрасте дети узнают доступные 2– и 3-частные формы, о приемах развития музыки: повторность, контраст, вариационность.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки:
1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова музыкального руководителя (направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).
2. Первоначальное прослушивание музыки в полной тишине.
3. Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания детей на выразительных средствах, сравнение произведения с другими уже известными).
4. Повторное прослушивание произведения, чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения повторно осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.
5. Восприятие музыкального произведения на последующих занятиях с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми пьесами (сравнение музыкальных образов).
В организации слушания музыки детьми выделяются следующие методические приемы, способствующие развитию музыкального восприятия:
– ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса);
– сравнение или контрастное сопоставление музыки;
– графическое изображение мелодии;
– использование содружества различных видов искусства;
– музыкально-познавательные задания;
– оркестровка слушаемой музыки игрой на детских инструментах;
– использование определенного цвета для передачи настроения музыки.
Слушание музыки в детском саду дается в основном в аудиозаписи. Но стоит сказать, по своему опыту, что исполнение вживую педагогом произведения - детьми воспринимается более эффективно. Но еще более эффективно делать сочетание аудиозаписи с живым исполнением муз. руководителя. Так, например, музыкальную интерпретацию педагога на фортепиано можно сравнить с оркестровым (или хоровым) исполнением в аудиозаписи.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематичность работы в этом направлении, эмоциональная открытость педагога и детей, радость, удивление, восхищение музыкой; небольшие объемы музыкальных произведений; интересная форма подачи детям музыкальных знаний. Я использую в своей работе дидактические игры, задание которых помогают укреплению навыков восприятия музыки. Например, задания, связаные с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу (см. Приложение)
Приложение
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки.
«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»
Игра на различение формы музыкального произведения.
Игровой материал: Кружки и прямоугольники разного цвета.
Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант - выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?
«УЗНАЙ СКАЗКУ»
Игра на определение характера музыки
Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.
Методика проведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.
Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.
А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.
Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»
Игра на определение характера музыки.
Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:
Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
Грустная, жалобная;
Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Ход игры:
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»
Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.
Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, изображение зайца, волка, медведя, лисы.
Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.
Методика проведения: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» - в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и приклеивают на липучку нужную картинку с персонажем.
«КТО ПОЁТ?»
Игра на определение регистра.
Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Методика проведения: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.
«КОТ И МЫШИ»
Игра на различение динамических оттенков.
Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.
Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.
Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Игра на развитие творчества при восприятии музыки.
Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.
Репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры
«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»
Игра – моделирование на знание жанров музыки.
Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Методика проведения:
Педагог показывает коробочку с веерами и говорит, что каждый веер может превращаться в различные предметы. Подумайте, что можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? (Ответ детей) Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
«РИСУЕМ МУЗЫКУ»
Игра на развитие творчества при восприятии музыки.
Методика проведения:
Педагог просит внимательно прослушать музыкальное произведение и попробовать изобразить музыку линиями. Под звучание музыкального произведения ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые – под бодрую, решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению больше подходит к настроению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка»
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка» Методическая разработка Яблокова Е.В. ГБДОУ д/с № 61 (филиал) Колпинск...
"КРАСКИ ОСЕНИ" Видеопрезентация для слушания музыкальных произведений об осени
Презентация из девяти слайдов с осенними пейзажами. Можно предложить для иллюстрации музыкальных произведений на осеннюю тематику. Напрмер, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского...
Слушание музыкальных произведений из "Детского альбома" П. И. Чайковского
1.«Осенняя песнь»2.«Ноябрь». «На тройке»3.«Сладкая грёза»4.«У Камелька»5. "Песнь Жаворонка"...
Слушание музыкальных произведений из "Детского альбома" П. И. Чайковского
1.«Осенняя песнь»2.«Ноябрь». «На тройке»3.«Сладкая грёза»4.«У Камелька»5. "Песнь Жаворонка"...
Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений
В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...