Педагогический опыт
материал (старшая группа)

Широкова Ирина Анатольевна

Представление педагогического опыта работы по теме:

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего

дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы по теме:

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего

дошкольного возраста»

(старшая группа №1)

Подготовила: воспитатель Широкова И.А.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Цель: расширение экономического кругозора дошкольника, формирование представления о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

-Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

-Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

-Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

- Повысить компетентность родителей в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Свою работу осуществляла в несколько этапов:

-изучила справочную, методическую, энциклопедическую литературу, подобрала материал, необходимый для данного направления работы с детьми.

-информировала родителей о планировании работы с детьми по данному направлению;

-разработала перспективное планирование по формированию финансовой грамотности у детей.

-провела диагностическое обследование детей.

-подобрала и систематизировала цикл занятий, бесед по данному направлению.

- подобрала художественную литературу для детей по выбранной тематике;

-пополнила развивающую среду: создали картотеку дид. игр, изготовили дидактические игры «Доходы и расходы», «Какой товар лишний» и др., пополнили материал для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Сбербанк».

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки: проводила комплексно-тематические занятия, реализовала проект «Кем работают взрослые». Особый интерес вызывают у детей интеллектуальные игры и развлечения (викторина «Отгадай сказку», квест «Приключение Буратино» экономическая игра «Деловая леди»)   – все вместе взрослые и дети решали познавательные,  практические, игровые задачи. Организовали экскурсии в детском саду с целью знакомства с людьми разных профессий: повар, мед. сестра,  прачка, кастелянша и др. Проводили беседы с использованием проблемных ситуаций из жизни героев мультфильмов, где дети обсуждали варианты выхода из проблемных ситуаций. Овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: «Приключение Буратино» А.Толстого, «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, «Как старик корову продавал» С.В.Михалкова.

Чтение стихов, сказок, загадок о профессиях, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду («Кто долго спит, тот денег не скопит», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «По работе деньги»).

Одним из направлений работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников было ознакомление родителей с данным направлением работы.

Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Для чего нужна зарплата?», «Основы финансовой грамотности детей» с целью повышения компетентности родителей. На самом первом этапе работы с родителями проводилось интересное мероприятие - совместный рисунок на тему: «Я помощник», «Профессия мамы», «Профессия папы», где отображалась деятельность детей в детском саду и дома, приобщение их к трудовым поручениям и помощи взрослым. Родители принимали активное участие в повышении финансовой грамотности детей, рассказывали детям о способах формирования и пополнения семейного бюджета, знакомили со своими профессиями. Ведь именно трудовые навыки и поручения составляют основу трудового воспитания. Делался акцент на то, что все профессии нужны и важны, так как каждая из них оценивается как важная! И каждый труд оплачивается. Интересно прошло в детском саду мероприятие «Широкая масленица», где дети увидели наглядно, что за изготовленный продукт можно получить оплату. Дети с родителями активно участвовали в изготовлении товара и его реализации.

   Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание необходимых условий и практическая деятельность детей, совместная деятельность родителей и детей положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

   Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Проблемы: сложно организовать совместные мастер-классы с родителями в связи с пандемией

Список литературы:

1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.

2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.

3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

4. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88с.

5.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

6. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

7.Эльконин,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконин // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51

8. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....