Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»
материал

Круглякова Елена Владимировна

Концепция нормализация семейной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
Из этого мы выделили несколько концепций.
Концепция нормализации семейной жизни
Теория семейного кризиса основана на представлениях, что наличие ребенка с отклонениями в развитии является единственной проблемой существования такой семьи. В рамках плюралистической семейной модели влияние особого ребенка на семью рассматривается лишь как один из элементов, с которым приходится считаться при организации семейной жизни.
 В такой семье есть и другие проблемы: родители должны зарабатывать на жизнь и откликаться на потребности других членов семьи, т. е. семья должна обеспечить нормальное существование всем своим членам.
Родители обычно не в состоянии правильно оценивать степень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются, отгораживаются от мира. Другим семьям удается поддерживать контакты со многими другими семьями. При этом каждый член семьи находит возможность заниматься интересующей его общественной деятельностью. Следует иметь в виду, что даже простые вещи могут вызывать большие трудности в семьях, имеющих, например, детей с глубокой умственной отсталостью. Родители могут нуждаться в помощи друзей, родственников, чтобы выжить физически и психически. Им нужна надежная, доступная, регулярная, неформальная помощь, облегчающая семейный стресс. В семьях, в которых имеется больший достаток, матери часто предпочитают работать, чем сидеть с особыми детьми постоянно. Важным считается для родителей поддерживать связь с какими-либо организациями, например, ассоциациями родителей, чтобы не быть одинокими. Важность этих контактов заключается в их нормальности и дружбе, которую они порождают. Большое значение придается поддержке и пониманию со стороны соседей. Интерпретация родителями отношения к своей семье со стороны общества влияет на их отношение к общественной деятельности в целом. Концепция стратегии нормализации семейной жизни акцентирует внимание на попытках 
сохранить подобие нормальности при взаимодействии семьи с обществом. Таким образом, отношение окружающих людей имеет решающее значение для родителей ребенка с проблемами в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей.

Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»

Результаты научных исследований и опыт, накопленный в области педагогики, психологии и социологии, способствовали значительному изменению взглядов на проблему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитых странах.

при адекватном воспитании, соответствующем обучении и коррекции у многих детей с ограниченными возможностями удается развить навыки самообслуживания, хотя не всегда в полном объеме, и даже обучить их профессиональным навыкам. О признании прав таких детей на полноценную жизнь свидетельствуют законы о равных правах на образование всех детей независимо от наличия у них тех или иных недостатков развития, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В связи с этим в реализации программ воспитания и обучения детей с проблемами в развитии все большая роль отводится семье, в которой воспитывается такой ребенок. Проблемы этих семей интенсивно изучаются. Хотя способы адаптации каждой семьи в обществе сугубо индивидуальны, что исключает возможность создания универсальных рецептов на все случаи жизни, некоторые общие закономерности этого процесса уже установлены. Знание этих закономерностей необходимо специалистам в области педагогики и психологии, работающим с детьми с отклонениями в развитии и их семьями.

Воспитание особого ребенка на основе адаптированной к нему модели воспитания с предупреждением и преодолением на разных этапах его несостоятельности составляет концептуальную основу семейного воспитания.

Необходимость разработки концепции семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Целью государственной политики является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество. Главными направлениями в этой области являются:

♦ приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии, защита их прав и интересов;

♦ разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями и особенностями в развитии;

♦ создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы семьи, имеющей ребенка с той или иной формой средовой дезадаптации.
Главной идеей настоящей концепции является достижение совместной гармоничной жизни с особым ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной интеграции нестандартной семьи и нестандартного ребенка в общество.

Концепции семейного воспитания детей с нарушениями в развитии

В современном российском обществе обозначилась устойчивая тенденция, увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (за последние пять лет показатель вырос на 9,2 %). Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять какую-либо деятельность (временными или постоянными, прогрессирующими и регрессивными).
В связи с этим актуальным направлением современных исследований является разработка теоретических и прикладных основ психолого-педагогического сопровождения семьи как основного института социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Умышленное ограничение в общении;
Гиперопека;
Непринятие родителями своих детей;
Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ направлена на содействие семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в разностороннем развитии ребёнка, его успешной социальной адаптации и социализации, реабилитации.
Основными задачами являются:
Оказание психологической поддержки ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его родителям;
Оптимизация детско-родительских отношений;
Создание условий для успешной социализации и интеграции в общество;
Улучшение эмоционального состояния членов семьи;
Гармонизация супружеских отношений.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения семьи
Нахождение контакта с семьей особого ребёнка, мотивирование всех членов семьи на сотрудничество и взаимодействие.
Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ресурсного потенциала.
Оценка возможностей оказания психологической помощи .
Выбор методов и направлений работы в зависимости от результатов диагностирования.
Комплексная работа специалистов по оказанию консультативной и коррекционной помощи.
Анализ полученных результатов.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – технология, позволяющая оказать помощь семье ребенка с ОВЗ в решении проблем ее функционирования, возникающих на всех стадиях жизненного цикла семьи. Основной целевой ориентир – максимальное содействие семьям в разностороннем развитии, позитивной социализации, социальной адаптации и реабилитации ребенка. Технология психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах системного и комплексного подхода, включает основные направления психологической деятельности – психологическую диагностику, коррекцию и консультирование, реализация которых предусматривает вариативность, а также опору на психологические ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особый случай воспитания "Воспитание особых детей"

Особые дети! Как их правильно воспитывать....

Статья Связь агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в ...

Презентация на тему:"Концепции семейного воспитания детей с нарушениями в развитии"

Психологию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья определяет его семья, поэтому психологическая помощь нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям В св...

Презентация на тему:"Концепции семейного воспитания детей с нарушениями в развитии"

Психологию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья определяет его семья, поэтому психологическая помощь нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям...

Концепции семейного воспитания детей с нарушениями в развитии

Психологию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья определяет его семья, поэтому психологическая помощь нужна не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и их родителям......

Приоритет семейного воспитания для детей дошкольного возраста

Материал о роли семьи в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности семейного воспитания слабовидящих детей"

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи.Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного вос...