Влияние гаджетов на развитие ребенка
статья

Недзельская Татьяна Васильевна

В данной статье представлено научное исследование влияния гаджетов на развитие детей и основные рекомендации того, что необходимо сделать, чтобы избежать их пагубного влияния на детский мозг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyavliyanie_gadzhetov_na_razvitie_rebenka.docx59.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние гаджетов на развитие способности ребенка»

Сейчас, в современном мире, мы не можем представить себе жизнь без гаджетов, хотя еще в начале двухтысячных, мы и не предполагали, что такое может быть. Гаджеты сопровождают нас в повседневности: на работе, дома, даже когда мы идём по своим делам. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но сейчас всё больше мы стали использовать компьютеры, телефоны и планшеты не только для работы и отдыха, но и как подобие няни для наших детей. Большинство родителей, как только дети начинают ходить и проявлять активность, дают им в руки гаджет или сажают у экрана с мультиками, чтобы как-то занять своего ребенка. Но очень мало кто из родителей задумывается, как это может сказаться на дальнейшем развитии их детей.

 За последнее десятилетие время, проводимое младенцами, детьми от 1 года до 3 лет и дошкольниками перед цифровыми устройствами, увеличилось в разы, что заставляет экспертов задуматься о том, какое влияние оказывают телевизоры, планшеты и смартфоны в столь важный период быстрого развития мозга.

Предлагаю ознакомиться с результатами исследований доктора Джона Хаттона, педиатра и клинического исследователя Детской больницы Цинциннати. В ходе недавнего исследования, при помощи МРТ, были проанализированы результаты сканирования мозга детей от 3 до 5 лет, которые показали, что использование цифровых устройств детьми, без участия родителей, больше одного часа в день, приводит к более низким уровням развития белого вещества мозга – области, являющейся ключевой для развития языка, грамотности и когнитивных навыков.

«Это первое исследование, в котором зафиксирована связь между продолжительным временем у экрана и более низкими показателями структуры головного мозга и навыков у дошкольников», – говорит ведущий автор исследования доктор Джон Хаттон. Исследование было опубликовано в журнале «Педиатрия JAMA».

«Это действительно важно, поскольку в первые пять лет жизни мозг развивается стремительными темпами, – говорит Хаттон. – Именно в этот период мозг очень пластичен и впитывает абсолютно все, формируя прочные связи, которые сохраняются в течение всей жизни».

 Более длительное время перед экраном ассоциировалось с менее развитыми пучками белого вещества по всему мозгу (на изображении показано синим цветом).

 

Эти данные были подтверждены исследователями Казанской государственной медицинской академии. М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества».

   Исследования показали, что злоупотребление просмотром телевизора связано с неспособностью детей фокусировать внимание и ясно мыслить, одновременно усугубляя существующие проблемы с питанием и поведением. Кроме того, была подтверждена зависимость между избыточным временем у мониторов и задержкой речинарушением снафункций регуляции и ухудшением связи детей с родителями. 

  По мнению экспертов, еще большее беспокойство вызывает всё более юный возраст, в котором дети подвергаются воздействию экранов. «К своему первому дню рождения около 90% детей являются пользователями цифровых устройств», – утверждает Хаттон, опубликовавший ряд исследований на основе МРТ-диагностики, где сравнивается, как чтение и гаджеты влияют на мозг ребенка. «Мы провели несколько исследований при участии младенцев, проводивших некоторое время перед экраном уже в 2-3 месяца».

Дезорганизованное белое вещество

В новом исследовании использовался специальный тип МРТ, называемый диффузионно-тензорной томографией. В нем приняли участие 47 здоровых детей (27 девочек и 20 мальчиков), которые еще не начали ходить в детский сад.

Метод диффузионно-тензорной томографии позволяет хорошо рассмотреть белое вещество головного мозга, которое отвечает за организацию связи между различными частями серого вещества мозга. Серое вещество содержит большинство клеток мозга, которые отдают команды телу. Белое вещество состоит из распределенных в пучки волокон, образующих связи между клетками мозга и остальной нервной системой.

«Представьте, что белое вещество – это кабели, телефонные линии, которые соединяют различные части мозга, чтобы они могли сообщаться друг с другом», – говорит Хаттон.

Отсутствие развития этих «кабелей» может замедлить скорость обработки сигналов; с другой стороны, исследования показывают, что чтение, жонглирование или обучение и игра на музыкальном инструменте улучшают организацию и структуру белого вещества мозга.

Перед МРТ дети проходили когнитивное тестирование, а их родители заполняли систему оценки экранного времени, разработанную Американской академией педиатрии.

Тест измеряет следующие параметры: доступ ребенка к цифровым устройствам (во время еды, в машине, в очереди в магазин), частота воздействия (возраст начала использования, количество часов в день, использование перед засыпанием), контент (выбирает ли ребенок сам, смотрит драки или песенки либо обучающие программы) и диалог во время взаимодействия (смотрит в одиночку или родители вовлечены и обсуждают контент с ребенком).

Результаты показали, что у детей, проводящих перед экраном более 1 часа в день (норма, рекомендуемая Американской Ассоциацией педиатрии) без взаимодействия с родителями, более дезорганизованное и слаборазвитое белое вещество по всему мозгу.

«Среднее время просмотра у этих детей составляло чуть более двух часов в день, – говорит Хаттон. – Разброс был в пределах от часа до пяти часов ежедневно».

Кроме того, участки белого вещества, отвечающие за функции регуляции, также были дезорганизованы и недоразвиты (эти части мозга показаны на изображении синим цветом).


На данной визуализации показаны три основных нервных пучка, связанных с языковым развитием и навыками грамотности: дугообразный пучок, затененный белым цветом, который соединяет области мозга, связанные с языковым восприятием и выражением; пучки, окрашенные коричневым цветом, поддерживают быстрое называние объектов, а бежевым  зрительные образы; синий цвет иллюстрирует более низкие показатели развития белого вещества у детей, проводящих избыточное время у экрана.

«Эти нервные пучки связаны с освоением языка и грамотностью,
– рассказывает Хаттон, – и именно они были недоразвиты у детей, проводящих много времени перед экраном. Таким образом, результаты визуализации практически полностью совпали с результатами поведенческого когнитивного тестирования».

«Нейроны, работающие вместе, связываются между собой».

«Результаты исследования представляют огромный интерес, но все же они предварительны», – дала свою оценку д.м.н. педиатр Дженни Радески. Радески не принимала участия в исследовании, но является главным автором руководства по использованию экранов детьми и подростками Американской академии педиатрии от 2016 года.

«Мы знаем, что ранний опыт определяет рост и развитие мозга, и мультимедиа становится одним из таких опытов. Но родителям важно понимать следующее: данные результаты не говорят о том, что чрезмерное использование экранов и мониторов приводит к «повреждению мозга», – утверждает Радески.

Хаттон согласен: «Дело не в том, что просмотр экранов наносит вред белому веществу, а в том, что это слишком пассивный вид деятельности для развития мозга. Возможно, экранное время попросту заменило собой другой опыт, который мог бы помочь детям развить и укрепить нейронные сети мозга».

Первые годы жизни должны быть заполнены взаимодействием с заботливыми взрослыми, ведь именно в рамках таких отношений развивается речь, формируются навыки социального взаимодействия и укрепляется способность играть. Это, в свою очередь, развивает мышление, умение решать проблемы и другие важные навыки.

«В науке о мозге есть замечательное выражение: «Нейроны, работающие вместе, связываются между собой», – говорит Хаттон. – Это означает, что чем больше вы практикуете что-либо, тем больше это укрепляет и организует связи в вашем мозге».

Когнитивное тестирование выявило более слабые навыки

Помимо МРТ, в исследуемой группе детей было проведено когнитивное тестирование, результаты которого показали, что чрезмерное время перед экранами в значительной степени связано с более слабыми навыками овладения грамотой и умением использовать выразительную речь, а также с более низкой способностью быстро назвать предметы.

«Все относительно, необходимо провести более глубокие клинические исследования, чтобы разобраться в подробностях, – добавляет Хаттон. – Тем не менее, возможно, что со временем эти эффекты могут суммироваться. Мы знаем, что существующее отставание в развитии у детей имеет тенденцию усугубляться по мере взросления».

«Возможно, детям с изначально менее развитой внутренней структурой мозга будет сложнее вовлечься и стать заядлыми читателями позже в школе», – говорит Хаттон, который также руководит Центром по изучению чтения и грамотности в Цинциннати.

Радески заявила, что желательно, чтобы результаты были воспроизведены и в других группах населения. «Научные сотрудники и педиатры должны взять его за отправную точку для будущих исследований, – написала она. – Существует множество других факторов дома и в семье, которые влияют на развитие мозга: стресс, психическое здоровье родителей, игровой опыт, количество речевого общения, – и ни один из них не был учтен в исследовании».

Что же могут сделать родители.

Каждый родитель должен осознать, что любое его решение может влиять на развитие мозга ребенка. Поэтому в раннем и дошкольном возрасте крайне необходимо постоянное взаимодействие с детьми. Существуют совместные виды деятельности, которые благотворно влияют на развитие детей: чтение, пение, общий эмоциональный опыт, творчество, игры. Или можно выкроить немного времени среди напряженных рабочих будней, чтобы просто прогуляться или подурачиться.

Ниже приводятся рекомендации по планированию времени на гаджеты для детей разных возрастов:

Дети до 2 лет

Дети до двух лет не должны подвергаться воздействию экранов, кроме общения по видеосвязи с друзьями и членами семьи. Младенцы должны взаимодействовать с заботливыми взрослыми и окружающей средой, потому что в этом возрасте они учатся говорить и социализироваться, и мы должны им в этом помогать, а не сажать их перед экраном, который используется вместо няни.

Исследование показало, что работающий телевизор в одной комнате с младенцем или ребенком от 1 до 3 лет отрицательно влияет на способность ребенка играть и взаимодействовать.

Дети 3-4 лет

Дети этого возраста могут проводить за экраном не более 30-40 минут в день. Особенно ценным остается совместный просмотр передач или мультфильмов с родителями. Основными деятельностями ребенка должны оставаться прогулки, развивающие игры (в том числе – настольные) и взаимодействие со сверстниками.

Дети 5-6 лет

Начиная с этого возраста, количество времени с гаджетами можно увеличить до 1 часа. Но, по-прежнему, взрослым необходимо взаимодействовать с детьми в данном процессе. Обсуждать, что они смотрели. Можно играть в простые игры на внимание, логику, память. Ведущей деятельностью ребенка, начиная с данного возраста, является обучение, но и за играми и прогулками он проводит много времени.

Вывод.

Современному человеку, безусловно, необходимо умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети. Ведь в нашем мире всё компьютеризовано. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться на курсах. Посещать мастер-классы, не выходя из дома. Это удобно и открывает новые возможности. Также существует множество качественных игр и приложений, позволяющих детям развивать логику, память, изучать иностранные языки.

Важно только правильно сориентировать ребенка. Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать ими пользоваться. Необходимо просто уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей – семьи, дружбы, общения, развития. И как можно больше взаимодействовать с ним, не оставляя его один на один с телефоном, компьютером или планшетом. Гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Если соблюдать этот баланс, то вы сможете воспитать счастливого и всесторонне развитого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Влияние гаджетов на развитие ребенка".

Материал посвящен проблеме игровой и компьютерной зависимости у детей,  содержит рекомендации по профилактике ....

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие ребенка»

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на развитие ребенка»«Влияние гаджетов на развитие ребенка»Нынешние дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться различ...

Влияние ГАДЖЕТОВ на развитие ребенка: плюсы и минусы

В презентации рассмативается положительное и отрицательное влияние гаджетов на развитие детей....

Консультация для родителей воспитанников ДОУ «Влияние гаджетов на развитие ребенка»

Пратиктические советы для  родителей для того, чтобы  гаджеты положительно влияли и  помогали в развитии ребёнка...

Влияние гаджетов на развитие ребенка.

В современном обществе трудно представить человека без гаджетов, но как правильно научить детей пользоваться ими без вреда....

"Влияние гаджетов на развитие ребенка"

Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить...