Особенности коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
материал
В настоящее время для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при проявлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных, коррекционных учреждений по вопросам развития и охраны зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционная работа
с детьми с нарушением зрения
В настоящее время для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при проявлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных, коррекционных учреждений по вопросам развития и охраны зрения.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста состоит:
- во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности;
- всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка;
- в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.);
- в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно
- пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
- временные ограничения,
- упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий
с детьми, имеющими нарушения зрения
- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
- Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расставляются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева.
- Для ребенка - левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
- Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз.
- Мебель должна соответствовать росту ребенка. Если это так - то ребенок ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30 - 35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы
- При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего света в глаза.
- Дети с низкой остротой зрения занимают места впереди.
- При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре.
- На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза,
с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
- Ребенка при разной остроте зрения обоих глаз т.е при разных зрительных возможностях сажают лучше видящим глазом к центру или педагогу .
- При работе за столами при гиперметропии и расходящемся косоглазий ребенка необходимо сажать на дальний план, при миопии – на передний.
- Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
- Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра.
- Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор.
- Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми.
Определенные требования предъявляются к материалам
и пособиям для слабовидящих детей:
- Материалы и пособия должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов.
- Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету. В основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета.
- Материалы и пособия должны иметь матовую не бликующую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
- Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
- Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркивать.
- Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качества.
- Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
- В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).
- Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).
- Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций (15-25 см) и строго дифференцированные для индивидуальных (1-5 см в соответствии показателями зрительных возможностей ребенка).
Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%.
Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном. Дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных занятий).
Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы лучше его рассмотреть во всех деталях. Также необходимо помнить, что красный рядом с желтым видится оранжевым, синий с желтым – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, фиолетовый с красным – бордовым.
5) постоянное использование указки для показа.
- ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (окклюзия на правом глазу – слева, на левом глазу – справа);
- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
- некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).
- материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз, для некоторых детей необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.
Во всех видах деятельности дети с нарушением зрения должны иметь возможность подходить к рассматриваемому объекту, предмету. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
При проведении занятий следует помнить, что каждый ребенок с нарушением зрения нуждается в индивидуальном подходе, а материалы и пособия должны учитывать нарушения зрительного анализатора.
В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы неодинакова. При дальнозоркости рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.
При сходящемся косоглазии рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии рекомендуются упражнения на усиление аккомодации и направление взора вниз и вблизи.
На занятии использовать наглядный материал:
- реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
- игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
- изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
- использование фонов, улучшающих зрительное восприятие (желтый и оранжевые цвета активизируют работу глаз, повышают остроту зрения; голубой и зеленый – расслабляют и снимают зрительное напряжение);
- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
- размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения;
- детей со сходящимся косоглазием работают – на подставке, с расходящимся – на столе;
- соблюдение зрительных нагрузок, рекомендованных врачом-офтальмологом.
Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
При организации прогулок, экскурсий
- На прогулку ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком.
- При разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза.
- Ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.
При организации физической активности детей с нарушением зрения необходимо помнить про противопоказания.
При некоторых глазных заболеваниях (глаукоме, высокой осложненной близорукости, заболевание сетчатки и др.) противопоказаны движения с резкими и длительными наклонами вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.
Следует избегать некоторых упражнений, которые приводят к повышению внутриглазного давления (упражнения, сопровождающиеся натуживанием, задержкой дыхания, поднятия тяжести, скоростные кратковременные нагрузки – бег максимальной интенсивности продолжительностью 5 сек), также в некоторых случаях противопоказаны акробатические упражнения, прыжки со скакалкой и др. Напротив же циклические упражнения (бег, плавание, ходьба умеренной интенсивности) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику (движение крови по сосудам) и аккомодацию (приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях; способность глаза менять фокусное расстояние за счет сокращения и расслабления цилиарной мышцы). Более подробную информацию о показаниях и противопоказаниях при разных диагнозах смотри в приложении № 1 (таблица).
Дети со сходящимся косоглазием могут подкидывать мяч только вверх или прямо
противопоказания: смотреть вниз, на предмет в руках, на нос;
дети с расходящимся косоглазием – отбивают мяч только от пола или от стенку (прямо)
противопоказания: смотреть вверх, подкидывать мяч вверх.
Учитывая, что дети с нарушением зрения устают быстрее и после нагрузки восстанавливаются дольше, чем нормально видящие сверстники, пауза для отдыха между физическими упражнениями им предлагается длиннее. Чем интенсивнее нагрузка, тем больше пауза. Во время отдыха можно использовать упражнения на расслабление глаз.
В работе с детьми с патологией зрения, особенно тяжелой, обязательно должна учитываться последовательность нарастания нагрузки. Необходимо ориентироваться на основной принцип – «Не навреди!»
При этом нужно учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения, особенность индивидуального развития ребенка; облегченный режим зрительной нагрузки; умелое чередование физической нагрузки и отдыха; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным навыкам.
Таким образом, при создании специальных условий, соответствующих требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, можно выполнить главную задачу дошкольного образования – подготовить ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...
«Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»
laquo;Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»...
Консультация для родителей "Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...