Развитие речевой культуры детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности (из опыта работы)
методическая разработка
Размышление, о том, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Козина Марина Александровна
воспитатели БДОУ города Омска
«Детский сад № 339 общеразвивающего вида»
Развитие речевой культуры детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Что же такое культура речи ? это - духовная культура человека , уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества. Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который связан с историей родной страны и ее духовным богатством.
Для того чтобы речь была культурной, она должна быть не только правильной, но и богатой, что зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Культура речи – это владение нормами литературного языка, логичность, богатство, чистота, эстетичность.
Общение является важной частью человеческой жизни, значит и частью культуры. В процессе общения ребенок познает мир, усваивает и создает культурные ценности.
Для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста можно использовать в процессе работы различные средства – это театрализованная деятельность, этюды, беседы, моделирование ситуаций.
Культура речи детей формируется в процессе самосознания речевой личности, она развивается там, где есть носители национальной литературной речи.
Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение содержательной и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи это непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет ребенка изъясняться четко, ясно, понятно. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи, в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки.
Театрализованная деятельность формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, стеснительность.
В своей работе мы используем разнообразные приемы и формы проведения театрализованной деятельности. Согласно возрастным особенностям детей разучиваем стихотворения, проводим игры – драматизации, инсценировки,изготавливаем куклы-самоделки вместе с родителями, знакомим детей с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации. Включаем театрализованные игры во все виды деятельности педагогического процесса. Привлекаем родителей к участию в наших праздниках, досугах. Совместно с родителями и детьми изготавливаем атрибуты различных видов театров.Проводим выставки и конкурсы среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков. Используем музыку, танцы, песни в театрализованных играх.
Каждую неделю у нас в группе проходит “День веселых встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр кукольный, кукла би-ба-бо. Это вызывает у детей огромный интерес. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформлен стенд с фотографиями, где изображены дети в разных ролях. Родители активно помогают нам: они приняли участие в заседании творческого кружка «Буратино», где мы совместно занимались изготовлением атрибутов. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформления драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала.
Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует участие детей, родителей и педагогов. Использование разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.
Опыт нашей работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей повысилась контактность и доброжелательность в отношениях со сверстниками. Пополнился и обогатился словарный запас. Стало более развито зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Как посредством театральной деятельности совершенствовать все стороны речи, помочь в общении и дальнейшем развитии культуры дошкольника....
Консультация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольн...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Автор-составитель: Самойленко Ольга Ивановна МАДОУ д/с № 10 город Новосибирск.Срок реализации: 3года ( младшая, средняя, старшая группы)Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник раз...
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ...
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...