Педагогические инициативы
материал
Выступление форсайт центр для инструкторов по физической культуре, методическом объединении "Инструкторы по физической культуре"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления «Оздоровительная аэробика
как средство развития физической подготовленности детей старшего возраста в условиях дополнительного образования».
Чабан Ангелина Александровна, инструктор по физической культуре, высшей квалификационной категории, МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка».
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития, двигательной подготовленности и других критериев здоровья. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых, детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения и далее регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии). Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья.
Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии. В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
Проблема здоровья подрастающего поколения, остается острой, требующей серьезного осмысления и решения и в 21 веке.
Важнейшей стратегической задачей государства является улучшение здоровья граждан и их физического развития. Об этом говорится в основных федеральных нормативно-правовых документах.
Статья 41 ФЗ РФ от 29.12.2012г №273«Об образовании в РФ»; ФЗ РФ от 04.12.2007г №329 «О физической культуре и спорте в РФ»; приказ МО и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников; приказ МО и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «об утверждении ФГОС ДО» |
И в ФГОС ДО одной из первоочередных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (1.6.1.). А содержание образовательной области «Физическое развитие» также предполагает развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения»
Данные показатели уровня физической подготовленности детей с ОВЗ посещающих наше дошкольное учреждение, указывали на необходимость поиска новых технологий и направлений.
Существует достаточное количество технологий физического, развития детей. Среди них доминирующую роль играют физические упражнения. Анализ литературы показал, что оздоровительная аэробика, современные фитнес технологии обладают потенциальными возможностями развития у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к занятиям физическими упражнениями, средством самоорганизации здорового образа жизни и физического развития. Эмоционально–привлекательная форма организации и проведения занятий, обеспечивают интерес детей и эффективно в комплексном воздействии на формирование опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детей.
Между тем, не смотря на явные возможности аэробики, технологий ее широкого использования для развития физической подготовленности дошкольников к настоящему времени недостаточно. Таким образом, возникла идея на основе прогнозируемого интереса дошкольников к оздоровительной аэробике, повысить их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и, соответственно, уровень развития физических качеств и общей физической подготовленности детей. Для этого была разработана Программа оздоровительной аэробики для старших дошкольников нашего ДОУ.
При разработке основного содержания программы опиралась на методику и базовые комплексы детской оздоровительной аэробики С.В. Колесниковой, и Программу «Детский фитнес» для детей 5-7 лет Е.Сулим. В соответствии с особенностями детей нашего ДОУ (тяжелые нарушения речи, ЗПР) в содержание Программы оздоровительной аэробики была определенна цель и задачи.
Цель Программы: Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности старших дошкольников посредством внедрения в процесс физического развития детей адаптированной технологии оздоровительной аэробики.
Поставленная цель предполагала достижение следующих задач:
- Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
- Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов: укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, и предупреждение застойных явлений.
- Улучшение физических качеств: координации движений, силы, выносливости, скорости.
- Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
Дополнительно были включены следующие направления танцевальная аэробика: фитбол аэробика, силовая аэробика, степ аэробика, стрейтч аэробика.
Содержание Программы
- танцевальная аэробика, тема занятий «В ритме танца»;
- фитбол аэробика, тема занятий «Страна волшебных мячей»;
- силовая аэробика (вариант работы на тренажерах, с гантелями, функциональная круговая тренировка) «Наши дошколята сильные ребята»;
- степ аэробика «Вместе весело шагать по платформам»;
- стрейтч аэробика.
Согласно выбранному содержанию были разработаны комплексы оздоровительной аэробики, подбор музыкального сопровождения.
Форма обучения, дополнительная образовательная деятельность на платной основе.
Структура занятий на основе оздоровительной аэробики предполагала наличие: подготовительной части 3-5 мин; основной, аэробной части – 20-25 мин, заключительной 3-5 мин.
Физическая нагрузка при проведении упражнений по оздоровительной аэробике дозировалась так, чтобы частота сердечных сокращений у воспитанников, не превышала 150-160 уд./мин. Контроль со стороны медицинского персонала.
Последовательность реализации технологии предполагала этапы:
1 этап – знакомство детей с базовыми шагами тема занятий (методы: показ и объяснение, упражнения детей в их выполнении вначале в медленном темпе, а затем постепенно с ускорением темпа);
(составляем танцевальную композицию, в основу берутся базовые, доступные для дошкольников, шаги аэробики).
2 этап – выполнение разученных (усвоенных) базовых шагов в танцевальных связках (методы: выполнение детьми упражнений по образцу); на этом же этапе чередовали основные направления аэробики (степ, фитбол, силовую). На данном этапе использовали специфическое оборудование: степ платформы, мячи - фитболы, гантели, индивидуальные коврики, султанчики;
3 этап – закрепление и совершенствование танцевальных связок и блоков, творчество детей в переносе усвоенных простых движений в разнообразные их вариации, свободные танцевальные импровизации детей, танцевальный батл.
В процессе реализации технологии неукоснительно соблюдались требования к психолого-педагогическим условиям, предписанным ФГОС ДО а именно: поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; взаимодействие взрослых с детьми, учет возможностей каждого ребенка; поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в процессе аэробики; поддержка инициативы и самостоятельности детей в выполнении танцевальных упражнений; предоставление возможности выбора детьми видов упражнений и направлений аэробики, заниматься аэробикой по собственному желанию, без принуждения.
Ежегодный мониторинг результатов по использованию оздоровительной аэробики в дополнительной образовательной деятельности показал и доказал ее эффективность. Мы наблюдаем увеличение доли детей, достигших высокого и среднего уровней развития физических качеств.
Что в свою очередь повлияло на повышение уровня общей физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся, оздоровительной аэробикой.
Динамика уровней физической подготовленности детей
|
Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что, благодаря занятиям оздоровительной аэробикой, достигаются возрастные нормы развития физических качеств и развития общей физической подготовленности дошкольников седьмого года жизни. Низкого уровня развития данных аспектов в итоговых срезах не было зафиксировано. Обследование по состоянию осанки и стопы указывают на рост показателей нормы развития.
Опыт реализации Программы и технологии оздоровительной аэробики был представлен
- на заседании городского методического объединения инструкторов по физической культуре г.Нижневартовска (05.04.2018);
- в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска - 2015» (победитель конкурса в номинации воспитатель года);
- в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2015года» (2 место в номинации воспитатель года) ;
- в конкурсе профессионального мастерства по созданию авторских методических разработок по истоковедению «Источник идей» 2018 (диплом 3 степени);
Наши воспитанники участвовали в городском конкурсе художественной самодеятельности «Самотлорские роднички» в 2016 с фитнес композицией «Волшебная лента» (1 место номинация оригинальный жанр), в 2017 с фитнес композицией «Театр движений» (3 место) и в 2018 с фитнес композицией на платформах. Запланировано участие на 2019 год с композицией на фитболах «Веселые снеговики».
Данная Программа в основе, которой оздоровительная аэробика, современные фитнес технологии, не исчерпывает содержания проблемы совершенствования физического развития детей и повышения их здоровья, результаты работы являются основой для ее дальнейшего изучения, для разработки научно-практических аспектов проблемы здоровьесбережения дошкольников.
Предварительный просмотр:
Приветствую вас, дорогие коллеги!
Разрешите представит вашему вниманию опыт работы внедрению в практику Программа «Bebi-фитнес» на основе использования оздоровительной аэробики и дополнительной методической разработке Кроулинг технологии с целью повышения уровня физической подготовленности старших дошкольников.
Актуальность. Данные статистики Минздрава РФ конца 20 века свидетельствовали[1], что 25—35% детей, пришедших в 1-й класс, имели физические недостатки или хронические заболевания. До 60% детей и подростков страдали хроническими болезнями, а распространенность нервно-психических нарушений среди подростков достигает 79%. Прогнозировалось, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым на то время было 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается не менее острой, требующей серьезного осмысления и решения и в 21 веке. Важнейшей стратегической задачей государства является улучшение здоровья граждан и их физического развития. Об этом говорится во многих федеральных нормативно-правовых документах
Цель программы: Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности старших дошкольников посредством внедрения в образовательную область «физическая культура» технологии адаптированной оздоровительной аэробики.
Достижение цели через решение следующих задач:
- Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
- Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов: укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме.
- Улучшение физических качеств: координации движений, силы, выносливости, скорости.
- Совершенствование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта.
- Формирование устойчивого интереса к спорту и занятиям физической культурой.
Основное содержание программы. При разработке опиралась на методику и базовые комплексы детской оздоровительной аэробики Колесниковой С.В. и методические рекомендации Е Сулим «Детский фитнес». Мной были выбраны направления оздоровительной аэробики: танцевальная аэробика; силовая аэробика (вариант работы на тренажерах); степ аэробика; фитбол аэробика; стрейтч аэробика. Использование данной программы было представлено на муниципальных конкурсах, а также на региональном и всероссийском уровне. Для успешного использования был разработан тематический план.
Тема | Содержание деятельности | Кол-во занятий | Оборудование | ||
1 этап Классическая аэробика «В ритме танца» | |||||
2 этап Степ-аэробика «Вместе весело шагать по платформам» | |||||
3 этап Фитбол – аэробика «Страна волшебных мячей» | |||||
4 этап Силовая аэробика «Наши дошколята – сильные ребята» | |||||
5 этап «Калейдоскоп оздоровительной аэробики» |
Для поиска и внедрения новых современных направлений в програмное содержание программы Бейби-фитнес, мной изучен и разработан комплекс упражнений в основу которых входит Кроулинг технология.
Кроулинг технология
для здоровья и хорошего самочувствия дошкольников.
Физические упражнения бывают простыми и сложными, эффективными и не очень. Но есть одно, которое, помимо того, что эффективное, полезное для физического развития и здоровья, так еще и очень веселое. Оно поднимает настроение на раз! Не верите, тогда попробуйте что такое ходьба на четвереньках, ходьба в планке, прыжки с опорой на руки! И пришло такое упражнение к нам из Древнего Китая, в те времена китайцы верили, что оно одно спасает чуть ли не от всех болезней и подходит всем!
Началось это во времена династии Хань, во втором веке нашей эры. Тогда врачи советовали своим пациентам, с самыми разными недугами, ходить таким образом, имитируя способ передвижения животных.
Следовательно, такое хождение точно заслуживает того, чтобы мы его включили в наш веселый фитнес-кроулинг с воспитанниками. Поэтому в этой статье я поделюсь с вами личным опытом использования данной кроулинг технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Как я уже сказал выше, такая ходьба на четвереньках – имитация движения многих животных, приматов в том числе. Фактически тренирующийся медленно переставляет руки и ноги, стоя на четвереньках, и с приподнятыми коленями и прямой спиной. Для повышения интереса детей к этим упражнениям, разнообразили предали различные имитационные движения.
Современный Кроулинг (или ползанье) – это работа на полу с собственным весом, чем-то напоминающая планку. Но если планка раздражает своей статичностью (неподвижностью), то кроулинг – динамичный и веселый комплекс, особенно для маленьких непосед.
Персональный тренер Элли Грей (основатель тренировок), советует кроулинг по целому ряду причин – Ползая, вы напрягаетесь, чтобы удерживать тело под воздействием постоянной изометрической нагрузки. Развивается не только сила, но и выносливость. Кроулинг укрепляет мышцы кора, весь корпус – от запястий и плеч до бедер и лодыжек. Кроме того, ползанье нормализует артериальное давление и оказывает благоприятное воздействие на спину».
Полезных аспектов кроулинг множество, причем польза не ограничивается целебным эффектом для мышц. Комплексное положительное воздействие идет на весь организм. Ниже перечислю основные эффекты:
- Укрепляются всех групп мышц, особенно рук, пресса;
- Укрепляется в целом система костно-суставная;
- Улучшается осанка, позвоночник укрепляется и обретает гибкость;
- Повышается способность удерживать равновесие, улучшается координация движений;
- Активизируется кровообращение почти во всех внутренних органах;
- Активизируются пищеварительные процессы;
Как ходить на четвереньках?
Как делать кроулинг правильно? Дополнительно можно изучить и воспользоваться техникой по Бубновскому Рассказываю детально, вот техника его выполнения:
- Сначала встаньте просто на четвереньки, как обычно.
- Колени ваши должны располагаться четко на ширине плеч, а руки должны быть прямыми, и быть не под плечами, а чуть вытянутыми вперед.
- Держа спину ровной, напрягитесь и приподнимите свои колени невысоко, максимум на 3-5 см от поверхности.
- Далее поставьте сначала левую руку вперед, затем правую ногу. Следующее движение – левая нога и правая рука.
- За одно движение перемещайтесь минимально, лишь на 5-7 сантиметра. При этом держите спину прямой, удерживайте равновесие, старайтесь распределять свой вес по телу оптимально, а не опираться, например, лишь на одну руку.
Пройдите 3-4 метра, для начала. Теперь осторожно включайте «заднюю», и двигайтесь назад. Но теперь уже начинайте движение с ноги. Еще, для разнообразия, можете походить таким же образом влево и вправо.
Опять же для разнообразия, когда дети хорошо освоят технику, можете менять темп, пытаться двигаться осторожными прыжками, или даже на трех конечностях. Для большей наглядности и вдохновения я советую вам посмотреть фото с этим непростым, интересными и безопасным, упражнениями, а так же поучаствовать в практическом выполнении комплекса
Можете включить такую оригинальную ходьбу и все виды передвижений в свои занятия по физкультуре, выполняя поточно, парами и тройками, фронтально, в динамические паузы в группе, физминутки. Желательно делать упражнение после разминки и под музыку. В нашем ДОУ помимо перечисленных видов деятельности кроулинг технология используется в дополнительной образовательной деятельности на платной основе в колличетве 32 занятий в течении учебного года.
В наш сборник вошли следующие базовые упражнения:
- «Пес-Барбос» И.п. стоя на средних четвереньках, опора на колени и ладони (движения прямо, боком и назад).
- «Медведь» И.п. стоя на высоких четвереньках, руки и ноги прямые, опора на стопы и ладони(движения прямо, боком и спиной вперед).
- «Леопард» И.п. стоя на средних четвереньках, опора на колени и ладони, приподнять колени от пола на 3-5 см.
- «Горилла» И.п. ноги широкая стойка, чуть согнуты в коленях, рук вперед. Наклонится потянутся руками вперед ладонями в пол, прыжком в широкой стойке прыгнуть к ладоням.
- «Обезьянки» И.п. стоя на высоких четвереньках, руки прямые и ноги согнуты, опора на стопы и ладони (движения прямо, боком прыжками и назад).
- «Гуси» П.п. Руки согнуты в локтях за головой, ноги в полуприсяд, как вариант глубокий присед (движения прямо, боком и спиной вперед).
- «Сороконожка» И.п. стоя ноги узкая стойка, наклон туловища ладони на полу рядом со стопами. Выполняем шаги руками до положения планки, затем шагают ноги до и.п.
- «Лягушка ловит комара» И.п. присед с широкой постановкой стоп, ладони на полу между стоп, выполняем прыжок вверх с хлопком над головой, и возврат в и.п.
- «Крабы» И.п. сед, ноги согнуты, руки в упоре сзади, приподнять туловище, передвигаем одновременно правая рука с левой ногой, затем смена.
- «Богомол» (в планке на прямых руках) И.п. упор на прямые руки. Передвижение рук с движением стоп, ноги прямые.
- «Крокодил» И.п.упор на прямые руки, стопы не упираются, двигаемся на руках с прямыми ногам.
- «Армейская планка» (опора на предплечье и стопы, с подтягиванием колен к локтю)
- «Ящерица» И.п. стоя в планке, постановка рук широкая, чуть согнув в локтях
- «Без рук, без ног» И.п. сед прямые ноги вперед, руки согнуты в локтях к туловищу. Двигаемся, перенося центр тяжести с правой ягодицы на левую и т.д. Усложнение поднять ноги от пола.
- «Банан» И.п. лежа на полу, ноги руки вытянуть вместе. Перекатываемся на живот, затем на спину и т.д.
- «Тяни-толкай» (с инд.ковриком) И.п. стойка в планке с опорой на ладони, на коврик, упираясь стопами продвигаемся вперед, сгибая и выпрямляя ноги поочередно, скользя ладонями на коврике.
- «Медведи на льдинке, чешут спинки»(с инд.ковриком) И.п. лежа на коврике на спине, согнуть правую ногу стопа ближе к ягодице, оттолкнутся, скользя на спине. Затем тоже левой ногой.
- «Приветствие в планке» И.п. упор в планке, напротив друг друга. Касаемся ладошками друг друга. (выполняем в парах).
- «Перекати поле»И. п. присед, руки через модульный цилиндр, шагаем вперед-в планку ноги на модульный цилиндр, касаемся поочередно плеч руками, возвращаемся в присед.(выполняем в парах, движение рук в планке можно менять, вперед, к бедру и т.д.)
- «Тележка»И. п. упор в планке на прямых руках, ноги поочередно фиксирует напарник, обхватив голень и прижав к бедру. Медленно передвигаемся с «тележкой» до ориентира.
Как вы уже поняли, ходьба на четвереньках, передвижение с опорой на руки – замечательная активность во всех отношениях и комплексная польза – главный аргумент для каждого, кто заинтересован в развитии своих воспитанников сильными, здоровым и красивым. Результаты использования данной технологии показали динамику в развитии основных физических качеств силы выносливости и координационных способностях.
Перспективы. Кроулинг технология не исчерпывает содержания проблемы совершенствования физического развития детей и повышения их здоровья, результаты работы являются основой для ее дальнейшего изучения, для разработки научно-практических аспектов проблемы здоровьесбережения дошкольников. В ходе работы наметились вопросы, требующие дальнейшего изучения:
- развитие и оздоровление детей с учетом половых особенностей, с учетом особенностей в умственном и физическом развитии;
Спасибо за внимание.
С удовольствием отвечу на вопросы.
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность. В современном дошкольном образовательном у...
Эссе "Моя педагогическая инициатива"
Эссе воспитателя для конкурса "Воспитатель года"...
Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского ...
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»...
Моя педагогическая инициатива
В данной презентации показана моя работа с детьми в течение учебного года по образовательной программе "Тропинки". Описание процесса обучения дано в стихотворной форме, работа авторская. Мне нрав...
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"...
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...