Презентация на тему "Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников"
презентация к уроку (младшая группа)
Важнейшим условием для полноценного речевого развития дошкольников является обеспечение предметно - пространственной среды в группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mo.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Важнейшим условием для полноценного речевого развития детей является обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада. Для реализации данной задачи необходима организация двух центров (уголков), стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр (уголок) речевого развития.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря .
Обязательными элементами содержания центра в старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи. В центре речевого развития также хранится наглядный дидактический материал (демонстрационный и раздаточный).
Младший дошкольный возраст 1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой ).
Средний дошкольный возраст 1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2.Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Набор кубиков с буквами. 13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Старший дошкольный возраст 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. «Назови ласково» «Один-много, много-один» «Составь слово из двух» «Добавь слово» 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. «Почему ты так думаешь?» «Кто чем занимается»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: • Азбука в картинках. • Дидактическая игра «Буква за буквой», • Дидактическая игра «33 богатыря», • Дидактическая игра «Умный телефон», • Таблицы по обучению грамоте с рисунками. • Звуковые линейки. • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова) . • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) . • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова ) и др. • Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы . Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Развитию речевой активности на занятиях способствуют игры-драматизации. Театрализованная деятельность детей вообще является огромным стимулом для развития и совершенствования речи дошкольников. В таких играх вырабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Игры – драматизации помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
На занятиях по развитию речи можно применять и дидактические упражнения с конструктором . Так, кубики с буквами можно эффективно применять при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения. Конструктор «ЛЕГО» также используется для речевого развития детей. Он развивает фантазию, умение составлять творческие рассказы.
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или родителями в течение какого-либо периода. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Основной формой организации процесса обучения в дошкольном учреждении является занятие, а ведущей деятельностью является игра . В данном контексте целесообразно включать в ход занятия по развитию речи включать элементы игр, например, сюжетно – ролевых. В таких играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Мнемотехнику целесообразно вводить в занятия с 4 - 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас . С их помощью на занятиях совершенствуется монологическая речь, а именно - умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания. Их используют для: • обогащения словарного запаса, • при обучении составлению рассказов, • при пересказах художественной литературы, • при заучивании стихов.
Демонстрационный материал Необходимо помнить, что работа по развитию речи дошкольников – процесс постепенный. Для того, чтобы он протекал интересно, весело и без принуждений, педагогу нужно быть во всеоружии. В помощь педагогу на занятиях по развитию речи приходит демонстрационный материал. Его использование вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Он побуждает детей к активности, помогает включаться в совместную с взрослым деятельность.
Раздаточный материал Использование раздаточного материала на занятиях мобилизует активность ребенка, повышает интерес к получаемой информации, уменьшает утомляемость. Карточки учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, а также способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса.
Бизикова О.А. предлагает дидактические игры с готовыми текстами. «Так бывает или нет?» (Небылицы) Цель игры: Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры: Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. В начале несколько небылиц разыгрывает воспитатель. —Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. —Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно. —У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».
Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....
Презентация для проведения занятий в старших дошкольных группах на тему: "Мой город - Набережные Челны".
Данную презентацию воспитатель старшей группы в детском саду может использовать при изучении темы "Мой город". Данная работа представляет собой краткое описание истории города, фотографии памятн...
Отчет презентация о проведенной работе по профориентации дошкольников
Презентация по профориентации дошкольников...
презентация для воспитателей "Организация и проведение занятий продуктивной деятельности"
Продуктивная деятельность...
Организация и методика проведения занятий плаванием с дошкольниками.
Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время пра...
Презентация для проведения занятий по английскому языку для дошкольников. "My letters. Koala, Camel"
Презентация разработана на основе УМК Welcome starter A (Unit2)....
Презентация для проведения занятий по английскому языку для дошкольников. "My letters. Raven, fox"
Презентация разработана на основе УМК Welcome starter A (Unit5)....