Картотека "Игры и коммуникативные навыки"
картотека
Картотека "Игры и коммуникативные навыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_kommunikativnye_navyki.docx | 82.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие коммуникативные навыки
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Цель игры: развить внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.
Ход игры
В этой игре могут принимать участие 2 игрока. Она является вариацией на известную басню. Участники привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спина к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет. По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника. Игра закапчивается в том случае, когда кто-то из участников достанет свою игрушку.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.
Ход игры
Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание. Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.), т. е. должны дать как можно более точный его портрет. Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.
Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.
ВЕСЕЛАЯ СОРОКОНОЖКА
Цель игры: развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.
Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется. Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.
КТО ТВОЙ ДРУГ?
Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание. Необходимые материалы и наглядные пособия; чистые листы бумаги, карандаш.
Ход игры
Эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней. При этом может совмещаться с другими играми. В ней могут даже принимать активное участие взрослые. Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. При этом его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать. После этого каждый участник игры по отношению к обозначенному для него другу должен вести себя так, чтобы он смог догадаться, какую тот играет роль. Причем следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.
ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ
Цель игры: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья для каждого участника, кроме одного.
Ход игры
Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами. Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.
ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ
Цель игры: развить коммуникативные, артистические способности, внимание. Игра способствует общению и взаимопониманию детей.
Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая, но веселая музыка.
Ход игры
В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т.д.).Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли. Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой, и, если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять. В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.
Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Игра «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Игра «Дотронься...»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
Игра «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Упражнения для детей на развитие коммуникативных навыков
Таинственный незнакомец
Цели: Дети любят снова и снова играть в эту игру, потому что в ней можно и нужно угадывать. Они могут использовать здесь буквенные и графические подсказки учителя для того, чтобы выяснить, кто из учеников скрывается под именем Таинственного незнакомца.
Игра помогает развитию у детей чувства собственного достоинства. Повторяйте ее время от времени, чтобы каждый ребенок получил возможность быть узнанным.
Материалы: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...
Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.
Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.
Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.
Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"
Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.
Анализ упражнения:
— После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?
— Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?
— Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем
Тихие и громкие голоса
Цели: Эта игра помогает детям, приходя на занятия, вспоминать о том, что разговаривать можно громкими и тихими голосами. Одновременно с этим она служит как бы мостиком для перехода от шумной перемены к сосредоточенной учебной деятельности.
Материалы: Полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно Вы можете как-нибудь оформить.
Инструкция: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на улице или во время перемены? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим на занятия и начинаем работать? Почему нам нужны тихие голоса?
Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите на занятие, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком и собрать в него все громкие и шумные голоса?
Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе
Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:
— Как называется наш сад?
— Как зовут воспитателя?
— Как называется улица, на которой стоит наш сад?
И т.д.
Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"
Волшебная палочка
Цели: Этой игрой можно регулярно начинать неделю, так как она дает каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку".
Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, например, во время дискуссии или когда дети по кругу придумывают вместе историю, или же в конце учебного дня, когда дети по очереди рассказывают, что они за этот день сделали или чему научились.
Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными ленточками. Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.
Другие возможные вопросы:
— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?
— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?
— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?
Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.
Доброе утро!
Цели: Используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих друзей и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.
Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.
Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.
Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.
Интервью в день рождения
Цели: День рождения — это удобный случай для укрепления самооценки и чувства собственного достоинства ребенка. Мы предлагаем Вам сделать так, чтобы именинник на некоторое время оказался в центре всеобщего внимания и получил возможность поддержать позитивное представление о себе. Здесь можно использовать игрушечный микрофон из предыдущей игры.
Инструкция: Олег, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой первый вопрос звучит так: "Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год твоей жизни?"
Иногда имеет смысл записать интервью на кассету, а потом подарить эту кассету ребенку. При этом подбирайте, пожалуйста, вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.
— С кем ты в этом году познакомился?
— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?
— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?
— Если бы ты мог снова прожить какой-нибудь один день прошедшего года, какой день ты бы выбрал?
— Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году жизни, чего бы ты пожелал?
— Представь себе, что ты можешь выбрать любого человека в мире, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?
Волшебная подушка
Цели: Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. В конечном итоге вся группа может еще теснее сплотиться.
Материалы: Небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок.
Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.
Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте в два круга.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
на развитие умения активно слушать
Задачи
развивать вербальную и невербальную коммуни кацию;
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
развивать слуховое восприятие и память;
учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мыс ли собеседника;
учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Что случилось?
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин .
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
Кто это?
Какое у него настроение?
Какие чувства (эмоции) он испытывает?
Почему? Что с ним случилось?
Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновля ется.
Пантомимические этюды
Описание
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
маленькая девочка в хорошем настроении;
старик;
уставший человек;
смелый человек и т.д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
Собери чемодан.
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Эхо.
Описание игры
Первый вариант.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды – соперницы.
Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
Взаимное цитирование.
Описание игры.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой ,называя кого –нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого –нибудь другого, например,: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя ,например, глядя куда-то вверх.
Почта.
Описание игры.
Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:
Ведущий: Динь – динь – динь.
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: Откуда?
Ведущий: Из Рязани.
Дети: А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)
Кто ты?
Описание игры.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например ,водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает :
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты ?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ) ,водящий меняется.
Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Картинная галерея
Оснащение: картины, названия которых известны детям.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит
-Все картины хороши
- Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.
Ребенок, который первым назовет загаданную картину , становится водящим, игра возобновляется.
Азбука почемучек.
Оснащение: алфавит.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит :
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например :
А: абрикос – это фрукт или овощ?
Б: банан, какого цвета? И т.д.
Интервью
Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –«журналисты»
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу»
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первый
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая ,по мнению большинства детей ,наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
Пум –пум - пум
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит :
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например :
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум –пум» нужен ?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
Скажи по –другому.
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Я буду произносить предложения , в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.
Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.
Примеры предложений:
- Девочка торопится в школу:
- Мама смотрит в окно:
- Вчера Толя был грустным;
- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
Слушай и повторяй.
Описание упражнения.
С помощью считалки выбирается водящий. Педагог произносит какую – нибудь фразу , после чего водящему нужно передать услышанное остальным участникам, но другими словами.
Например , педагог говорит:
- Я прочитаю вам замечательный рассказ про муравьишку –путешественника.
Водящий может перефразировать это предложение так :
- Воспитатель(имя –отчество)прочитает нам интересный рассказ о путешествиях муравья.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
упражнение можно усложнить ,используя в качестве речевого материала небольшие стихи, рассказы, сказки.
Тайный смысл.
Оснащение : магнитная доска, магниты.
Иллюстрации к пословицам:
« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;
« яйца курицу не учат»;
«каждый кулик свое болото хвалит»;
« за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
«трус своей тени боится»;
Описание упражнения.
Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики» . Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.
«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Идет следствие
Оснащение : магнитная доска, магниты ;
Сюжетные картинки : «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».
Описание игры.
С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»
Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо , а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит . Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так :
- Я вижу улыбки на лицах.
- Я слышу смех и топот ног.
- Все держаться за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах елки.
Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят : «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.
Затем водящие меняются, игра возобновляется.
Плохое настроение.
Описание упражнения.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу:» Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду ,что тебе хочется поиграть с другими детьми ?»
У мальчика улучшилось настроение ,потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать ,начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»
Я начну, а вы продолжите.
Оснащение: рассказ Н.Носова «На горке».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.
Например:
Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)
Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)
Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).
Игры и упражнения
на развитие умения перерабатывать информацию.
Задачи.
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений;
развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Через стекло.
Описание упражнения.
Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо. И др.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Магазин игрушек.
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»
Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар.
«Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»
После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.
Пойми меня.
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель шепотом сообщает задание (например: подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.
Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.
Примеры заданий
- открыть дверь;
- подойти и посмотреть в окно;
- поставить два стульчика рядом. И др.
Путешествия Буратино.
Оснащение: кукла «Буратино», фишки.
Описание игры.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:
- Ребята, к нам в гости заглянул Буратино. Он побывал во многих детских садах. Слушайте Буратино и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.
Примеры:
- Зашел Буратино в комнату, где дети :
засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;
расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду,
потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;
пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;
маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.
- Был Буратино в детском саду, когда дети:
приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;
одеваются, прощаются, уходят;
купаются, загорают, ходят босиком;
лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;
Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Угадай и нарисуй
Оснащение: простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)
Описание упражнения : Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем ,не называя отгадок, нарисовать их.
Примеры загадок:
Под сосною у дорожки На спине иголки
Что стоит среди травы? Длинные да колкие
Ножка есть, но нет сапожек, А свернется он в клубок -
Шляпка есть –нет головы. Нет ни головы ни ног.
(Гриб) (ежик)
По окончании рисования начинается обсуждение .
Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.
Загаданное действие.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты , а остальные участники обсуждают и загадывают, какое действие он должен будет выполнить. Например: почистить зубы, подмести пол, посмотреться в зеркало и т.д.
После обсуждения вызывают водящего и предлагают ему подсказку ,например : «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается понять и изобразить загаданное действие.
Затем водящий меняется, игра повторяется.
Что на что похоже.
Описание игры.
Воспитатель договаривается с детьми о том, что они будут загадывать загадки ,используя для описания задуманного предмета или существа только сравнения (предмет может сравниваться со сходным по внешнему виду ,действиям и т.п.)
С помощью считалки выбирается водящий , который будет отгадывать загадки. Он выходит из комнаты и не возвращается до тех пор ,пока остальные участники не договорятся о слове. Водящий должен отгадать, какое слово задумали дети.
Затем водящий меняется, игра повторяется.
Я бросаю тебе мяч.
Оснащение: мяч.
Описание игры.
Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит : «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)
Ребенок, получивший мяч, должен ответить ,сделав какой –либо вывод, например : «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
Почему? А потому!
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота? И др.
Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ ,получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Задом наперед.
Оснащение: магнитная доска, магниты;
пары картинок:
«Девочка с воздушным шариком» и «Девочка без воздушного шарика»;
«Человек с раскрытым зонтом» и «Человек с закрытым зонтом».
Описание упражнения.
Воспитатель прикрепляет к доске пару картинок (например: девочка с воздушным шариком – девочка без воздушного шарика) и рассказывает историю:
- Девочке подарили воздушный шарик. Выбежала она на улицу. Но тут подул ветер и вырвал из рук девочки шарик. Отправился шарик в путешествие, а девочка помахала ему рукой: «До свидания ,шарик. Когда устанешь летать, возвращайся!»
Детям предлагается рассказать другую историю по этим же картинкам , но «задом –наперед», т.е начиная с последней картинки.
Бывает – не бывает.
Оснащение : любые предметные картинки, например :крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.
Описание игры
С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться.
Варианты диалогов детей:
- Крокодил летает.
- Крокодил не летает, у него не крыльев.
- Нет летает, его везут в самолете.
- Тучка упала на землю.
- Тучка плывет по небу, она не может упасть.
- Нет, тучка упала дождем.
Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Не бывает….
Оснащение: фишки
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий. Он приводит какое –либо утверждение ,с его точки зрения неправдоподобное. Например :
- Дети учат взрослых.
- Отменили «тихий час». И т.п.
Остальные участники должны придумать условия, при которых это утверждение станет возможным. За верный ответ ребенок получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
Но зато я…..
Оснащение: мяч.
Описание игры.
Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.
Ребенок ,бросивший мяч ,говорит какую –либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …».
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…».
Например :
_ Я не забываю чистить зубы по вечерам.
- Но зато я мою руки перед едой.
Что было бы, если бы я …
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит :
- Ребята, представьте , что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали , но только если вы объясните свой выбор.
Варианты ответов детей:
артистом, то сыграл бы роль
художником, то нарисовал бы…
если бы я был воспитателем ,то…
цветком, то радовал бы….
Доказательство.
Оснащение: различные предметы (счетные палочки, пуговицы, кубики, геометрические фигуры и др.); фишки.
Описание игры
Педагог раскладывает перед участниками предметы и предлагает им подумать и сказать, какую фигуру можно из предложенных предметов
Когда кто –то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина», то в качестве доказательства он должен выложить придуманную им фигуру.
Ребенок ,который правильно выполнил задание ,получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Игры и упражнения
на развитие умения конструировать.
«текст для другого»
(умение говорить самому)
Задачи.
Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
Научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми
Художник слова.
Описание упражнения
Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого –либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
учитывая уровень развития вербального воображения детей,
можно предложить им упражнение на ассоциациативное восприятие, используя вопросы, например :
на какое животное похож ?
на какое растение? и т.д.
Магазин.
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети – «покупатели».
На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает ,для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д.
«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»
Затем водящий меняется, игра повторяется.
Опиши друга.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок.
Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Библиотека.
Оснащение: книги, хорошо известные детям.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети _»читатели».
Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»
Снежная королева
Описание упражнения
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».
Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все
доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько
бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Педагог говорит:
- У этой сказки есть продолжение: когда КаЙ и Герда выросли, они
сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала,
можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.
Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.
Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.
По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали,
что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.
Знакомство.
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий ,который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке ,становится водящим, игра возобновляется.
Угадай, кто это.
Описание игры.
Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого –либо из детей : внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.
Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника ,и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню ,исполняемую остальными детьми :
- Станьте ,дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый , добрый друг !
Затем угадавший становится «рассказчиком» , игра возобновляется.
Построим город
Оснащение: конструктор.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например:
- В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справ от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин . За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека.
«Начальник стройки» ,учитывая личностные особенности детей ,распределяет роли и объясняет каждому участнику , что и почему он будет строить. Например: Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать….
Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу , а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки.
Телевизор.
Оснащение: «телевизор» (окно в ширме или стульчик со спинкой)
Описание игры:
С помощью считалки выбирается «ведущий телепередачи» . Остальные участники – «телезрители» - делятся на две команды и выходят из комнаты
Педагог предлагает ребенку сыграть роль ведущего передачи «Новости» («В мире животных» , «Музыка на ТV» и др. ) Когда ребенок подготовится, в комнату приглашается одна из команд «телезрителей
«Ведущий» комментирует события, которые характерны для этой телепередачи.
«Телезрители» должны угадать название телепередачи и договорится, как они расскажут об этой передаче другой группе участников
Приглашается вторая группа детей , и «телезрители» передают информацию об увиденной передаче.
Эта группа детей объясняет «ведущему» , какую передачу посмотрели «телезрители»
Затем дети меняются ролями ,игра возобновляется.
Диалоги.
Описание игры.
Участники разбиваются на пары.
Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.
В течение 3 -5 минут участники общаются.
Затем по условному сигналу разговоры прекращаются , и дети меняются парами. Им дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
Передай апельсин\мячик
Зажать между шеей и подбородком и передать таким образом по кругу
Если падает, то поднять без кистей рук.
Кошки мышки
1 Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя
Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка – каждый 3 сек. издает звук, и кошка – с завязанными глазами.
2 Круг, руки участников опущены вниз
И кошка и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому.
Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка – снаружи, мышь победила
Отбери шарик
2 команды, один воздушный шарик. Задачи одной из них – отобрать шарик (поймав руками), другой – не позволить этого и удерживать шарик в воздухе, но не брать руками. Команда-победительница = та, которая дольше смогла удержать шарик в воздухе.
Эстафета с шариками
Несколько команд, четное число участников.
Цель – (по 2 чел) донести шарик до мишени (6-10 м, дотронуться до мишени, принести обратно
1 Шарик брать в руки нельзя, должен находится в воздухе
2 Шарик участники зажимают между собой любым образом, но руками брать нельзя
Кальмар
Один из участников, кальмар, ловит рыб.
Кальмар посередине, рыбы находятся у одной из стен, по команде ведущего они перемещаются к другой стене.
Кальмар их ловит, и они становятся частью кальмара.
Победитель – последняя рыбка.
Охота на антилоп
Участники разбиваются на тройки = голова, туловище и хвост антилопы.
2 участника, не входящие в эти тройки, это львы. Они пытаются ухватить антилопу на хвост.
В таком случае лев становится хвостом, а голова – львом.
3-4 мин.
Бездомный кролик
Разбиваются в тройки: 2 участника лицом друг к другу – это норка, посередине кролик.
Норкам нельзя перемещаться.
2 участника – бездомный кролик и лиса. Лиса ловит кролика.
Если кролик забегает в норку, но живущий там кролик выбегает.
1-2 мин. , потом норки становятся кроликами.
Кошки и собаки
2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету.
Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету , тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)
Передай мяч
Передать мяч по кругу, но всегда разным способом
Кто повторяется – после игры наказывается «фантом»
Почта
Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя)
Водящий говорит «Я посылаю письмо из города..(название) в город….(название).
Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них
Привет себе любимому
Группа в круге, спинами к центру и начинает неспешно вращаться.
Один из участников шепотом передает фразу соседу, которое сам хотел бы услышать, например «привет себе любимому»
через 2-3 человека новое послание.
каждое послание должно пройти круг и вернуться отправителю.
Синонимы и антонимы
. Ведущий озвучивает слово, задача подобрать как можно больше синонимов.
поочередно озвучивают по одному слову, повторяться нельзя. Победитель – у кого больше синонимов.
Потом антонимы. Повторяется 5-7 раз.
Лучше брать слова = человеческие качества и состояния (добрый, смелый, взрослый, счастье, личность, правда, развитие)
.
Два подсказчика
Водящему завязывают глаза, прячут предмет, 2 подсказчика говорят куда ему двигаться. Один помогает, другой посылает в неверном направлении.
Остальные – наблюдают, их задача заметить, как во внешности водящего проявляется то, в какой момент какому из подсказчиков он доверяет.
Угадай рифму
2 команды. Ведущий произносит слово, к которому легко подобрать рифму (дом, нос, день, суп, лед, гол, май).
Задача участников команд придумать по 3 рифмы и продемонстрировать их невербально другой команде, чтобы те угадали.
Испорченный телефон
1 По кругу (надо, чтобы остальные не слышали)передается слово или фраза..
2 по часовой стрелке – одно сообщение, против часовой – другое. Разные по содержанию
3 С обратной связью – можно задавать уточняющие вопросы.
Испорченный массажер
Как «испорченный телефон», только тактильное – передается выражение эмоций через контакт с руками (глаза закрыты).
Можно буквы на спине писать или слова.
Поиск вслепую
1 Участники разбиваются по парам, один из них прячет предмет (другой не видит), задача – привести его туда, где спрятано и найти предмет.
(в каком направлении идти, сколько шагов и пр.)
2 Тактильно (рука на плече)
Угадывание цветов
Участник загадывает цвет, демонстрирует его мимикой и жестами, чтобы другой угадал.
(на объекты такого же цвета указывать нельзя)
3 попытки на угадывание.
Только для спортсменов
Доказать администратору, что ты спортсмен и поэтому именно тебе нужно дать свободный гостиничный номер.
В командах по 3-4 человека.
Усложнение: доказать принадлежность к определенному виду спорта.
Один поднос на четверых
К подносу (или плотному картону) 4 веревочки. 4 участника держат на веревочки поднос на уровне пояса, на котором стакан с водой. Задача – пронести и не разлить
Вслепую через лабиринт
На полу изображается лабиринт (газетные листы, веревки, скакалки)
Один участник проводит другого (который с закрытыми глазами) через лабиринт, руководит его движениями (устно или невербально)
Моя прелесть
Найти у себя «свою прелесть» – предмет, который очень нравится.
через 4-6 мин. провести презентацию – объяснить, чем же он хорош, этот предмет . Форма презентации может быть разной.
Наблюдательные марсиане
ЦЕЛЬ
Обучение технике анализа конфликтов на основе отстраненного, эмоционально нейтрального взгляда на них.
Команды по 4-5 чел.
Внутри команды выбирается конфликт, участников которого был один из членов команды (сначала все предлагают свои конфликты)
Далее предлагает представить, что за ними наблюдали марсиане (видят и слышат)
Что именно они увидели? Что удивило? Какова причина? Их выводы о людях?
Отгадай предмет
Водящий загадывает предмет в помещении, участники по кругу по одному вопросу задают ему (ответ да или нет)
Кто угадает – становится водящим.
У кого предмет?
Участники в плотном кругу лицом внутрь, руки ладонями вверх за спиной. Водящий в центре.
Ведущий незаметно кладет кому-то предмет. В течение 10-15 сек можно его передавать
После «замри» водящий должен угадать, у кого предмет.
Общение в рисунках
1В парах. Один лист на двоих, на котором они ведут общение на произвольную тему.
Затем обсуждение, кто что понял.
2 дорисовывают детали
3 сидят спиной друг к другу
Место для знакомств
ЦЕЛЬ
Перевести фокус внимания участников от просто намерения «познакомится с кем-либо» к конкретике: с кем и где он бывает.
Представить человека (обобщенный образ, не эстрадная звезда), с которым хотелось бы познакомитсья.
Потом представить те места, где этот человек может бывать (всем)
Симпатия группы
Каждый из участников получает минуту для выступления (произвольная форма). Задача – вызвать симпатию у аудитории.
Оценивается выступление каждым баллами от 1 до 5.
Ведущий потом собирает все листочки и говорит сумму баллов у первых 3-5 участников с максимальной суммой.
Эстафета рисунков
В кругу, каждый получает лист бумаги, задумывает рисунок и изображает одну главную деталь.
Передает соседу справа, тот дорисовывает еще одну деталь и т.д. пока не вернется.
Упражнение «Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Разминка «Ласковое приветствие»
Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.
Разминка «Паровозик»
Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»не соберутся все дети.
Игра « Дотронься до…»
Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Игра «Липучки»
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея»
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Разминка «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.
Упражнение «Комплименты»
Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Поварята»
Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,
ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ ПО ОБЩЕНИЮ
“Кто говорит?”
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
“Угадай, кто это”
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
“Пожелание”
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
“Комплименты”
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
“Закончи предложение”
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ
ВХОДИТЬ В КОНТАКТ , ВЕСТИ ДИАЛОГ
“Ласковое имя”
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
“Разговор по телефону”
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
“О чём спросить при встрече”
Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
“Прощай”
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает...”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ
“Робот”
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
“Эхо”
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
“Руки — ноги”
Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
“Удержи предмет”
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
“Змея”
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
ИГРЫ НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ
“Дрозды”
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
“Возьмёмся за руки, друзья”
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
“Рисунок на спине”
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
“Руки танцуют”
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
Игра « Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...
Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
"Как можно нас называть по – разному ?"
Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
"Улыбка"
- дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
"Комплимент"
- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.
Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
"Угадай"
- один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
"Походки"
- один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
"Иностранец"
- один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
"Расскажи стихи без слов".
"Изобрази пословицу".
Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.
Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры:
· "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
· "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
· "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
· "Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
· "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Также в детском саду реализуются следующие виды игр:
1. Игры на развитие внимания:
гонка за лидером;
внимательное животное;
запомни ритм;
шапка-невидимка;
мяч в круге.
2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:
скамья запасных;
автомобиль;
море волнуется.
3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности:
съедобное — несъедобное;
черное и белое;
скалолазы;
типа «угадай мелодию»;
Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
«Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
«Проигрывание ситуаций»
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
«Жмурки»
Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навывков детей....
Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет
Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Формирование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля над произношением через использование ИКТ учителем-дефектологом в условиях новой образовательной среды.
Консультация для педагогов...
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников
Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...