Консультация для педагогов. Использование лего мозаики в играх и занятиях.
консультация (старшая группа)

Консультация для педагогов.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО МОЗАИКИ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_lego_mozayki_v_igrah_i_zanyatiyah.docx920.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №482 г. Челябинска

Пашнина Наталья Вячеславовна

Консультация для педагогов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО МОЗАИКИ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ

В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозайка-специальные наборы геометрических фигур.

Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности  для поисковой и эксперементально-исследовательской деятельности ребенка.

  1. Значение слова «Мозаика»

В «Новом словаре русского языка» Т. Ф. Ефимовой:

Мозика-1. Вид декоративного прикладного искусства.

  1. Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. //Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров.
  2. Перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов.
  3. Детская игра, в которой нужно составить рисунки, узоры из разноцветных элементов.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

Мозаика - искусство составления таких узоров.

Мозаика - узор из скрепленных друг с другом  кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева.

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова:

Мозаики, ж. (ит. Mosaico).

  1. Художественное изображение, узор, составленные их скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.)

Древнеримские мозаики.

  1. Только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой.
  2. Название детских игр, в которых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т.п.
  3. Перен. Сложная пестря смесь разнородных элементов (книжн.).

В «Толковом словаре» В.И. Даля:

Мозаика мусия ж. мозаичное,- ческое или мусийное искусство и произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.

В «Секретной инструкции LEGO» А. Бедфорда:

Мозаика - рисунок, выложенный при помощи кубиков и пластин конструктора LEGO на горизонтальной поверхности, обычно на базовой пластине.

Знакомя детей с LEGO мозаикой, желательно дать им представление о том, что мозаика - одна из разновидностей монументальной живописи. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушенного стекла, керамики, дерева и других материалов.

2.Развивающие возможности LEGO мозаики

Для педагогов ДОУ LEGO мозаика является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений, способствующих решению задач всестороннего развития, воспитания, образования в:

  • Развитии речи;
  • Математике;
  • Конструировании;
  • Рисовании;
  • Элементарных историко-географических представлениях;
  • Экологическом воспитании;
  • Ознакомления с окружающим миром.

        LEGO мозаика является незаменимым средством в коррекционной работе с детьми, так как оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка:

  • Мышление: речь, анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, логика;
  • Память: формирование процессов запоминания;
  • Внимание: концентрация, переключаемость, объем, распределение;
  • Восприятие: цветовое (зрительное), цветоощущение, пространственное восприятие (ориентировка на листе бумаги, орфографической зоркости);
  • Воображение: творческое (фантазия, мечты, ассоциации);
  • Личностная сфера: развитие индивидуальности, общение, поведение (преодоление неусидчивости), доводить дело до конца;
  • Способность: художественно-эстетические, творческие, интеллектуальные;
  • Познавательная деятельность: развитие речи, математических представлений (учиться считать, закреплять состав числа), конструирование, ознакомление с окружающим;
  • Эмоционально-волевая сфера: темперамент, характер.

        LEGO мозаика в умелых руках педагога – воспитательное средство, которое помогает объединить усилия ДОУ и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка, помогает развить внимание, умение слушать педагога, ориентацию в пространстве.

        Она также подготовит руку ребенка к письму. С помощью этих занятий ребенок развивает, корректирует правильность своих движений. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. LEGO мозаика – может с успехом применяться с пяти лет.

3. Что такое LEGO мозаика?

        Отличие LEGO мозаики от других видов мозаики состоит в том, что на базовой пластине выкладывается рисунок, при помощи кубиков и пластин конструктора LEGO. В результате на пластине получается изображение предмета или живого существа.

        Элементы конструктора LEGO позволяют создавать мозаики двумя способами:

  • Первый способ, известный как «шипики наружу», состоит в креплении меньших кубиков или пластин, на пластине-основании с открытыми или «наружными» шипиками, которые можно видеть. На рисунке 1 показан мозаичный узор, созданный этим способом.

http://igrudom.ru/wp-content/uploads/2009/06/lego11.jpg

Рис.1 Элементы, составляющие основное изображение,

Выкладываются шипиками наружу.

        На рисунке 1 видно, что шипики каждой части направлены наружу. Мозаики «шипиками наружу» обычно имеют массивный внешний вид, но их довольно легко проектировать и строить.

  • Второй способ сделать мозаику из элементов LEGO – конструктора «шипиками вверх». В этом случае (рисунок 2) узор создается путем расположения кубиков и пластин так, чтобы все их шипики были направлены вверх, к верхнему краю картины.

Рис. 2. Вы можете использовать мозаики «шипиками вверх»

для создания интересных самостоятельных художественных произведений

или использовать их как часть более крупной модели для добавления надписи

или других изображений

        

Усовершенствованная версия этого метода заключается в повороте некоторых пластин на 90 градусов для создания более изысканных форм.

4.Для выполнения LEGO мозаики понадобятся:

        LEGO мозаика может быть любого размера. Если изображение, которое вы хотите показать, создается методом «шипик наружу», оно, будет размером с пластину – основание которая у вас имеется.

   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу пластина лего большая                                 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу пластина лего большая

                  Рис.3-1.                                                                       Рис. 3-2.              

        На рисунке 3-1 изображена меньшая по размерам пластина-основание на 32*32  шипика, а на рисунке 3-2 более крупная 48*48 шипика.

        На рисунке 4 показана более мелкая односторонняя пластина-основание 16*16, которая является наиболее удобной для LEGO мозаики на занятиях.

Рис. 4

        Кроме пластины-основания для изготовления мозаики понадобится большое количество элементов LEGO-конструктора. Схемы LEGO мозаик могут быть различными.

5.Как заниматься

        Рисунок LEGO мозаики выкладывается на шипики пластины в заданном направлении на определенное расстояние при помощи кубиков и пластин LEGO-конструктора. Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста, уже ориентирующимся на листе бумаги.

        Занятия по LEGO мозаике требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости.

        В старшей группе(5-6 лет) LEGO мозаика проводится в игровой форме: с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому LEGO мозаика из сложного занятия превращается в увлекательную игру.

         В подготовительной к школе группе (6-7 лет) обучающиеся должны оперировать понятиями «шипики», «точка пересечения шипиков», различать углы и стороны пластины, называть их, иначе выкладывать рисунок будет сложно.

        Перед педагогом стоит задача: не только научить детей выполнять задание правильно и внимательно, но и стремиться, чтобы он был похож на образец или картинку.

        Важно, чтобы педагог сначала четко объяснил ребенку задание и последовательность его выполнения, а затем так же четко и неторопливо ребенок выкладывал рисунок с опорой на схему.

6.Методика

        LEGO мозаика для дошкольников проводится в несколько этапов:

  • Первый этап – подготовительный. Педагог вызывает у ребенка интерес к предстоящей работе, настраивает на выполнение задания. Привлечь внимание дошкольника помогают стихи, загадки, скороговорки, рассказы об изображенном объекте. Можно выполнить пальчиковую гимнастику, спеть песенку, изобразить животное или неодушевленный предмет при помощи мимики и жестов. Взрослый уточняет, где на пластине находится верх, низ, право, лево.
  • Второй этап - непосредственно выполнение работы. Обучающийся выполняет рисунок с помощью схем к LEGO мозаике (рисунок 5). Педагог предлагает ребенку сначала взять в руки схему LEGO мозаики и посчитать, какое количество клеток надо пропустить в первой строке слева и снизу (найти точку пересечения (рисунок 5), а затем такое же количество шипиков высчитываем на пластине и закрепляем кирпичик с нужным количеством шипиков (рисунок 6).  Далее выкладываем рисунок с опорой на схему.

             

Рис. 5. Схема к LEGO-мозаике                 Рис.6. Пластина-основание

        Для более удобной работы предлагаем использовать с детьми пластину- основание 16*16. Схема и пластина должны быть идентичны по размерам.

        После выполнения работы ребенок проверяет свою работу (сравнивая со схемой LEGO мозаики) на наличие ошибок и исправляет их, сравнивая со схемой LEGO мозаики.

        Во время работы на первых этапах необходимо контролировать ребенка, помогать ему, рекомендуется следить за выполнением каждого шага.

        Методика LEGO мозаики – одна из наиболее сложных, поэтому ошибки неизбежны. Необходимо поддерживать дошкольника и хвалить его за старание. Дошкольники очень чувствительны к отрицательной оценке, поэтому следует избегать негативных высказываний. На недостатки в работе указывать нужно корректно. Настраивать ребенка на положительный лад, говорить о том, что в следующий раз он справится с заданием лучше.

7.Время занятий

        Поскольку дошкольники не могут долго заниматься одним делом, время занятий ограничено. LEGO мозаика для детей 5-7 лет рассчитана на пятнадцать-двадцать минут. С шестилетними детьми занимаются до двадцати пяти минут. Время может быть увеличено, если ребенку интересно. Одно условие – выполнение задания необходимо доводить до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование Лего мозаики в играх и занятиях

Консультация для педагогов "Использование Лего мозаики в играх и занятиях" ....

Консультация для педагогов "Использование ЛЕГО-технологий как средства речевого и сенсорного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье анализируется понятие «ЛЕГО-технологии», рассматриваются способы и формы коррекционно-логопедической работы с использованием ЛЕГО-технологий....

Консультация для педагогов "Использование Лего-технологии в коррекционной работе логопеда"

Как разнообразить коррекционную работу с детьми? Можно использовать интересную для детей лего-технологию. В консультации предложены задания по развитию речи с использованием лего-технологии. Материал ...

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Использование лего-технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Использование лего-технологии в работе с дошкольниками"

Опыт работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО....