Статья " Использование технологии Синквейн "
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Синквейн — эффективная технология развития связной речи.
Автор: Линник Виктория Владимировна
Организация: ГБДОУ № 50
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»
(Лев Семёнович Выготский)
Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.
Синквейн – это инновационная образовательная технология.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
- закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
- стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. Это стихотворение пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития связной речи.
С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.
Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность:
- простота: составить синквейн могут абсолютно все;
- творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
- игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться;
- составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;
- составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей:
- бедный словарный запас;
- неумение составлять рассказ по картинке;
- пересказывать прочитанное;
- трудности в разучивании стихотворений.
Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.
Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:
- Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два прилагательных (или причастия), которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
- Третья строка — три глагола (или деепричастия), способные описать характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
II этап – основной
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап – практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Тема его может быть любой:
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме или папе;
- о настроении;
- о предметах и тд.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа и начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.
А мыслящие люди умеют:
- решать поставленные перед ними задачи;
- открыты для новых идей;
- умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
- умеют слушать собеседника;
- рассматривают проблемы с разных точек зрения;
- любознательны.
Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.
Список литературы:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
- Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЕО: Круглый стол- презентация для воспитателей инновационной образовательной технологии «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников»
«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников» ...
Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...
статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В статье написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья «Использование метода синквейна в развитии связной речи у детей с ТНР»
В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадици...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс» Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн
ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс»Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн...
Статья: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Синквейн - это тоже игра. Игра по заданным правилам. Такую игру можно использовать как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в культурных практиках, в самостоятельной деятельно...