Народная музыка в эстетическом воспитании детей
статья
«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_muzyka_v_esteticheskom_vospitanii_detey.docx | 17.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.
Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «котя, котенька-коток», «баю-баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.
Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.
В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, некоторые нюансы при исполнении песен.
Для развития песенного творчества детей необходимо овладение детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения-попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: «а», «у», «э». Например, при пении песни «Котя, котенька - коток» помогает следующий прием: «Давайте позовем котенка, чтобы он услышал».
Для овладения детьми навыками легкого, подвижного пения необходимо предлагать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием.(«Споем на дудочке: ду-ду-ду», «Покажи, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.) Таким образом у детей, особенно старших, развивается умение произвольно менять характер звучания.
Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.
Народная музыка должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни, детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке, тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать, кроме народной песни, и специально написанные песни -образцы. В них поется о каком - нибудь знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит гудок, жужжит пчелка, звучит рожок,
Позывные горна. После этого предлагается ребенку придумать конец песни самостоятельно, и спеть ее.
В свободное время можно предложить ребенку такое коротенькие упражнение: взрослый задает музыкальный «вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный «ответ».
При объяснении задании детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь? - «домой».
В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Например: «Зайчик, зайчик, где ты был?» (пропевается) и обращается внимание, какой может быть музыкальный ответ. Но каждый раз можно по-разному ответить, например, так спеть и по-другому (пропеваются ответы).
С целью развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки (мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк.
Ведущий читает текст, например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».
Ребенок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущей карточку- дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке. Игра продолжается.
Таким образом, специальные задания, игры, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности.
Действуя совместно со взрослыми дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Использование музыкального фольклора при формировании песенного творчества старших дошкольников значительно облегчает и ускоряет процесс овладения детьми средствами музыкальной речи для создания собственных отношений.
Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств.
Поэтому родителям не надо упускать из своего поля зрения такой важный аспект развития и воспитания ребенка, как народная музыка.
Литература
1. Байтуганов,В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании // Музыкальный руководитель - 2006 №4 - с.22-26.
2. Науменко, Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М.,1999- 169с.
3. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,учителей начальных классов, руководителей художественных студий./ Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: изд. «Российское педагогическое агентство»,1997. - 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»....
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Получить в детстве начало эстетического воспитания – это значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творч...
«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Получить в детстве началоэстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественн...
Консультация для родителей. «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание детей».
Значение классической музыки в работе с детьми....
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Корни влияния на эстетическое воспитание детей - в языке народа, который ребенок усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родно...
Газета о детях для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать...