Картотека "Пальчиковая гимнастика" на все времена года
картотека
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев».
Пальчиковая гимнастика-это инсценировка каких либо-рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
- Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
- Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
- Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
- Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
Ниже представлена картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
Осенью Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями) Разукрасила их кистью. (делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз) Мы в осенний парк пойдем, (шагают пальцами обеих рук) В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист (поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист) На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладоши) И. Михеева | Гриб Меж еловых мягких лап (поглаживают ладонями обеих рук колени) Дождик кап – кап – кап. (постукивают по коленям пальцами обеих рук.) Где сучок давно засох – (постукивают ребром ладони по коленям) Серый мох, мох, мох. («мнут мох», сжимая энергично обе ладони) Где листок к листку прилип, (хлопают ладонями) Вырос гриб. (сводят руки над головой) |
Осенний дождик
(дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.)
Пять весёлых капелек по земле стучат, Пять весёлых капелек земле говорят: Том – том – том – том! Тим – тим – тим – тим! Тик – тик – тик – тик! Тип – тип – тип – тип! | Осень
(поочередно соединяем пальцы, начиная с большого на обеих руках) Перелетные птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Белым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем руки в замок) Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руки в стороны) |
Огород. Овощи Вышла Люба в огород – (ставят руки на пояс) Сколько у нее хлопот! (поднимают руки к щекам и покачивают головой) Нелегко полить на грядке (разводят руки в стороны) Овощи все по порядку: (указательным пальцем правой руки пересчитывают все овощи) Помидоры, лук, капуста (поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща) И горошек очень вкусный. Репа, огурец, чеснок, Свекла, редька и укроп. И. Михеева | «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу) |
«У Лариски - две редиски»
Две редиски. (по очереди разгибают пальцы с кулака сначала на одной, затем на другой руке) У Алешки – Две картошки. У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. | Грибы
Я корзину в лес беру, (указывают на себя, делают ладошки корзинкой) Там грибы я соберу. (разводят ладошки в стороны и снова соединяют) Удивляется мой друг: (показывают удивление, поднимая плечи вверх) «Сколько здесь грибов вокруг?!» Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца правой руки) Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь, Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу домой. А мухомор не понесу, (грозят указательными пальцами) Пусть останется в лесу! (машут, прощаясь) |
Грибы
(массаж или самомассаж подушечек пальцев на каждую строчку (сначала на правой руке, начиная с мизинца, затем на левой руке, начиная с большого пальца)
Вылезли на кочке Мелкие грибочки: Грузди и горькушки, Рыжики, волнушки. Даже маленький пенек Удивленья скрыть не мог. Выросли опята, Скользкие маслята, Бледные поганки Встали на полянке.
| У нас на огороде
(массаж или самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород! (большой палец правой руки) |
Овощи у Зины
У девочки Зиночки (дети делают ладошки «корзинкой») Овощи в корзиночке. Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого) Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина молодец! (показывают большой палец) | |
Корзина с ягодами Вот корзина – так корзина! (изображают удивление, разводят руки в стороны) В ней крыжовник, И лесная земляника, И садовая клубника, Там брусника и черника! (загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках) К нам ты в гости приходи-ка! (делают приглашающий жест – движение руками на себя) Ягод, что найдем мы в ней, Нет полезней и вкусней! (поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) С. Васильева | Ягодки (Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.) (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.) И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. Я поем еще чуть-чуть.
|
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук соединяются, начиная с большого) В лес идем мы погулять. (обе руки идут по столу) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. (загибают пальцы, начиная с большого) | На базаре. Фрукты На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, далее по порядку) Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – (пальцы сжимаются в кулак) Это самый вкусный груз! (большой палец отводится вверх)
|
Лесные ягоды
Здравствуй, полянка большая! (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, хлопая подушечками пальцев) Здравствуй, трава – мурава! Здравствуй, ягодка лесная! Ты поспела и вкусна. Мы корзиночку несём – Всю тебя мы соберём. | Компот
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: (левую ладошку держим «ковшиком», правой рукой помешиваем) Будем яблоки крошить, Грушу будим, мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибаем пальцы по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять варим и мешаем) |
Фруктовое ассорти
Этот пальчик – апельсин, (поочередно разгибают пальцы из кулака, начиная с большого) Он, конечно, не один, Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас. (показывают руками вокруг себя и на себя)
| Ягоды
Ягоды – это крыжовник, (указательным пальцем сгибаем пальцы на другой руке) Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я наконец. (поднимаем плечи, удивляемся) Что это значит? Я – молодец! (вытягиваем вперед кулаки с показом большого пальца) |
Яблоко Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово определение на обеих руках одновременно) Яблоко я пополам разломлю, (складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны – раскрывают ладони) Яблоко с другом своим разделю. (выставляют ладони вперед) Я. Аким | Яблонька Нашу яблоню трясу, (имитация тряски дерева) Яблочко достать хочу. (тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами) Круглое, гладкое (имитируем движения) И, конечно, сладкое… (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко) |
«Апельсин»
Мы делили апельсин; Много нас, а он один. (на каждое слово пальцы сжимаются в кулачок) Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, (загибательные движения пальцев, начиная с большого) А для волка – кожура. (бросаем «кожуру») Он сердит на нас беда!!! (сжимаем кулаки и прижимаем их к груди) Разбегайтесь кто куда!!! (бежим пальцами по столу) | |
Зимние забавы
(две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх — это лыжи. Указательный и средний пальцы встают на них, как на ноги, и двигаются по столу.)
Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры. | Зимние забавы
Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя) В снежки играть, на лыжах бегать. (имитируем движения по тексту) На коньках по льду кататься. (крепко прижимаем пальцы друг к другу, имитируем движения ногами, как на коньках) Вниз с горы на санках мчаться. (волнообразные движения ладонями вверх – вниз перед собой) |
Зимняя шуба
Снег пойдет и перестанет, Незаметно он растает. (делают волнообразные движения руками) Шубу белую зима Примеряет всем сама. (отводят одну руку вправо, другую влево) Шубу – зайцу беляку, Шубу – лесу и лужку, Шуба – Лене и Николке, Шуба – дубу в чистом поле, Шуба – тополю и вязу. (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно) Я уже в сугробе вязну. Но у всех такая шуба, (похлопывают обеими руками по плечам) Что носить всю зиму любо! М. Садовский
| Снежинки
Летели сто снежинок, (делают волнообразные движения пальцами обеих рук) Порхающий народ, По парочке смешинок Попало каждой в рот. И засмеялся город, (поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название) Машины и дома, Деревья, на которых Качается зима, Фонтан, качели в парке, Калитка и забор, И дырка в нем, и арка, И черный пес Трезор. Одна из пересмешниц (вытягивают раскрытые ладони перед собой) В ладонь мою легла, Став капелькою нежной, («заворачивают пальцы в ладони, как будто пряча капельку) Она не умерла. Л. Богословская |
Елочка
Перед нами елочка: (Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки».) Шишечки, иголочки. (Сделаны кулачки, указательные пальцы выставлены) Шарики, фонарики, (сделаны колечки путем соприкосновения большого и указательного пальцев на обеих руках; складывание двух ладошек «фонариками») Зайчики и свечки, (делаем ушки зайца показом указательного и среднего пальцев; показом указательного пальца) Звезды, человечки. (растопыриваем пальцы в сторону, ставим пальцы на стол, как человечки) | Праздник приближается
Праздник приближается, Елка наряжается. (поднимаем руки, опускаем их вниз) Мы повесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. (имитируем вешанье игрушек) А здесь фонарики висят (крутим «фонарики») Блеском радуют ребят. |
Варежка
«Ой, куда я пальчик дела? (сжать пальцы в кулачок) Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать кроме большого) В свой домишко не попал». (разогнуть большой палец) Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла! (сжать пальцы в кулачок и отогнуть большой палец) Ищешь, ищешь и найдёшь, (пожимаем плечами и киваем головой из стороны в сторону) Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (улыбаемся и подмигиваем) | «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили. (лепят, меня положение ладоней) Круглый крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимая ладони) И совсем-совсем не сладкий. («грозят пальчиком») Раз подбросим. Два поймаем. (имитируем движения) Три уроним и сломаем. (имитируем движения и топаем ногой) |
Новый Год
Вот снежок пошел, (каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки) Дед Мороз пришел. (пальчики шагают по столу) Дед Мороз большой (делаем большой круг руками) В рукавицах, с бородой. («надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду)
| Новогодняя считалка
Один, два, три, четыре, (ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке) Пахнет елкою в квартире. (поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Три, четыре, пять и шесть – (соединяют пальцы левой руки) Не заставят кашу есть. (ритмично сжимают и разжимают кулаки) Пять, шесть, семь, восемь – (соединяют пальцы правой руки) На пирог сегодня просим, (делают манящие движения рук) Потому что – девять, десять – (соединяют пальцы левой руки) Мама с папой тесто месят. («месят тесто») М. Бородицкая |
Кто спит зимой?
Медведь в берлоге крепко спит Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. (сжимаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Только заиньке не спится, (показываем большой палец, шевеля им) Убегает от лисицы. (барабаним пальцами) Мелькает он среди кустов, (соединяем большой палец левой руки с указательным пальцем правой и наоборот) Напетлял, и был таков! | Звери зимой
(поочередное соединение пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)
Еж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. (смена руки) Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу. |
Зоопарк. Животные.
(делаем рамку из картона, на каждое слово ребенок ходит указательным и средним пальцами, по окошечкам решетки, как по клеткам в зоопарке)
В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд – Медвежат, волчат, бобрят. |
|
Белка
На сучки, как на гвоздочки, Белка вешает грибочки, Сушит ягоды рябины, Ежевики и малины. Носит желуди, орешки. (на каждую стихотворную строчку загибают пальцы, начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой руке) Разбирает все без спешки. Вот закончился запас И в дупло скосила глаз. Чтобы было в нем тепло, Пухом выстлала его. Зиму жить ей, поживать, Никаких забот не знать. (поочередные ритмичные удары кулак о кулак, ладонь о ладонь) Н. Антонова | Ежик
По сухой лесной дорожке – (поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь) Топ – топ – топ – топочут ножки. (постукивают кулаками по столу) Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. (поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь) Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. (поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем) |
Перелетные птицы
Тили – тили, тили – тили (скрещивают большие пальцы, машут ладошками) С юга птицы прилетели. Прилетел к нам скворушка (поочередно сгибаем пальцы, начиная с мизинца левой руки) Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, (скрещиваем пальцы, машем ладошками) Песни звонкие запели. (указательным и большим пальцами делаем клюв – птицы поют)
| Домашние птицы и их птенцы
Есть у курицы цыпленок, (большие пальцы поочередно касаются остальных, начиная с мизинца) У гусыни – есть гусенок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утенок. У каждой мамы малыши (показывают пальчики, играя ими) Все красивы, хороши! (шевелим ладошками в разные стороны) |
Зимующие птицы
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины из одной кружки в другую.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами. | Домашние птицы
Куры, гуси, да индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой, Побежали за водой. (дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки с большим пальцем, начиная с указательного). Далее рука меняется, далее выполнение двумя руками одновременно. |
| Курочка
(насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет по одной горошине, перекладывает в пустое блюдце. Каждая горошина берется на ударный слог)
Зернышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке склевала.
|
Считалка для ворон
Я решил ворон считать: (попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь) Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Шесть ворона – на столбе, ((поочередно разгибаем пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят… Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка! (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) А. Усачев
| Сорока
Взлетела сорока высоко. (взмахивают руками, как крыльями) И вот тараторит сорока, (часто качают головой слева направо) Что сахар ужасно соленый, (поочередно загибают пальцы на каждую строчку на правой, затем на левой руке и на обеих руках одновременно) Что сокол не сладит с вороной, Что раки растут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассвета, Что в море сухо – пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий – горячий, Что в печке холод собачий И что никакая птицы В правдивости с ней не сравнится! Стрекочет сорока, стрекочет – (часто качают головой слева направо) Никто ее слушать не хочет: (медленно покачивают головой слева направо) Ведь в том, что болтает сорока, (выставляют руки вперед, ладонями вверх) Нет никакого прока! (махом опускают руки вниз) Я. Бжехва |
Котенок. Домашние животные
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.
Кусается сильно котенок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
| Детеныши домашних животных
У мамы кошки есть котенок, (поочередно соединяем пальцы правой руки с большим) У мамы козочки — козленок. (поочередно соединяем пальцы левой руки с большим) А у собаки есть сынок - (сжимаем — разжимаем пальцы обеих рук) не собачонок, а щенок! (одновременно соединяем пальцы обеих рук с большими пальцами)
|
Домашние животные и их детеныши
Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки) Всех зверей домашних знаю: (Разводить и соединять пальцы правой руки) Кролик, лошадь и коза, (называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого) Кот, корова и свинья. (называя животное, поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого) А еще баран с овцой, (поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки) Да верный пес - (поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки) Помощник мой. (большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу - «собака») | Домашние животные и их детеныши
Довольна корова своими телятами, (пальцы зажаты в кулак, поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших) Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами. Кем же довольна свинья? Поросятами! А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в сторону) |
Детеныши диких животных
Это зайчонок, это бельчонок, (по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца) Это лисенок, а это волчонок. А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем) Бурый, лохматый, смешной медвежонок. (качаем ладошку, ставя на стол то большой палец, то мизинец)
| |
Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок, (поочередно разжимаем пальцы из кулаков, начиная с большого пальца. Сначала на правой, затем на левой руке) За крокодилихой – крокодиленок. За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебренок. За кем же торопится каждый ребенок? (делаем удивленное лицо и показываем на себя) За мамой! | Крокодил
Крокодилу счет дают (выставляют вперед ладони). В этом счете — десять блюд: (загибают все пальцы в кулаки) Блюдо первое — суп с фрикадельками (поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название блюда). На второе — картошка с сардельками. Третье блюдо — рыбный пирог. На четвертое — сладкий творог. (Очень вкусное было четвертое!) (облизывают губы) Пятым подана редька протертая. На шестое он съел винегрет, На седьмое — с грибами омлет. На восьмое — салат из печенки, На девятое — банку сгущенки. На десятое выпил компот. На компоте закончился счет. (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) - Уф-ф-ф! (проводят тыльной стороной ладони по лбу) Крокодил проверил счет, Посмотрел на свой живот... (сводят руки перед собой - «живот») А потом вдруг как заплачет — (удивленно пожимают плечами) Это он наелся, значит! (делают маховое движение правой рукой сверху вниз) А. Усачев |
Животные Севера. Тюлень
Тепы – тяпы, тепы – тяпы, (ладошками с плотно прижатыми к друг другу пальцами хлопаем по коленям или по столу) Это ласты, а не лапы. (качаем указательным пальцем из стороны в сторону) У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. | Три пингвина
Жили – были три пингвина (хлопки). Пик, Пак, Пок. (удары по столу на эти слова) Хорошо и дружно жили (ладошка моет ладошку). Пик, Пак, Пок. Как-то утром на рыбалку (хлопки). Пик, Пак, Пок. Зашагали вперевалку. (ладошки «шагают» шлепают по столу) Пик, Пак, Пок. Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе). Пик, Пак, Пок. И еще поймать могли бы (вращение кистей рук от себя). Пик, Пак, Пок. Съели дружно все до крошки (хлопки). Пик, Пак, Пок. Кроме маленькой рыбешки (хлопки). Пик, Пак, Пок.
|
Жители Антарктиды
Дружный народ в Антарктиде - пингвины. (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Во всем коллективе они и едины: (поочередно загибают пальцы на каждое действие на правой, затем на левой руке) Строем Пингвины идут на обед, Хором орут по - пингвиньи: «Привет!» Все, как один, дружно прыгают в воду, Только услышат команду: «На старт!» Все, как один, дружно делают ходу, Если подкрался морской леопард. Вместе они веселятся и злятся. Вместе садятся высиживать яйца. Вместе ругают своих пингвинят, Хвалят друг друга или бранят... (ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно на каждое действие) Все, как один, ничего не читают. Все, как один, никогда не летают. Все, как один, проживают средь льдин. Все, как один, носят имя — пингвин. А. Усачев | |
Посчитаем транспорт
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимаем и разжимаем пальцы) Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед. Автомобиль и самолет, Корабль, поезд и вертолет. (поочередно сжимая пальцы в кулаки, начиная с мизинца левой руки)
| Транспорт
Будем пальчики сгибать, (показываем обе ладоши с широко расставленными пальцами) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. (сгибают пальцы, начиная с мизинца) Пять пальцев мы в кулак зажали (поднимают кулаки вверх) Пять видов транспорта назвали. (разжимают ладошки вверх) |
Комнатные растения
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки) Здесь у нас цветет герань. Здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония… (загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца) Все названья помним. (раскрываем ладошку) Мы взрыхлим цветы, польем. (делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива) Пусть подрастают день за днем. (делаем «бутоны» и распускаем их, оттопыривая по одному пальцу) | Цветы
Как у нас на нашей грядке Сколько цветиков цветет! (большой палец здоровается с каждым пальцем, начиная с указательного в ритм тексту, сначала на правой, затем на левой руке) Маргаритки, ноготки, Астры — пестрые цветки, Георгины и левкой, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на правой и на левой руке одновременно) Выбираешь ты какой? (делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх) Е. Благинина |
Времена года
Круглый год, круглый год! (сжимают пальцы в кулачок и вращают большим пальцем правой руки) За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим – Идет за летом осень. (поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев) И за осенью сама Вновь идет, спешит зима.
| Весна
Иди, весна, иди, красна, (пальчиками «идут» по столу) Принеси ржаной колосок, (загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца) Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. |
Насекомые
Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем, как хоботком) Прячьтесь? (прячем руки за спиной)
| Пчелиные соты
Берем пельменницу или рисуем соты на бумаге. Пальцы ребенку (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:
Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны. |
Насекомые
На полянке я сижу, (сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала влево, затем направо) Во все стороны гляжу. Сколько насекомых здесь! (руки через верх разводят в стороны) Всех, пожалуй, и не счесть. Вот пчела, а вот оса, (поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно) Это бабочка — краса. Муравей и стрекоза, Попрыгунья, егоза. Все спешат, все трудятся, (поочередно ударяют кулаками и ладонями) А она красуется! С. Чешева | Шмели
Шмель Шмелю Жужжит: (делаем ладошки – «крылышки») «Друж-ж-жище! На тебе ж (далее – образы через пальцы рук: пылинки, живот, жилет, пудра, спина и др.) Пылинок тыщи! Ты ж-ж пыльцою Даж-ж-же вот, Перепачкал Весь ж-живот!» Поправляя свой жилет, Шмель Шмелю Жужжит в ответ: «Это ж вовсе не пыльца, Это ж пудра для лица. На боках и на спине Я несу ее ж-ж-жене!» В. Иванова |
Мебель
Мебель я начну считать: (показывают ладошки обеих рук) Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. (поочередно загибаем пальцы в кулак, начиная с мизинца) Много мебели назвали, (разжимаем кулаки и показываем ладошки) Десять пальчиков зажали. (сжимаем кулачки и поднимаем их вверх) | |
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила, (поочередно соединяют большой палец с остальными) Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице. А соль? Ну конечно, в солонке!!!
| |
Укладываемся спать Этот пальчик хочет спать, (по очереди загибаем пальцы сначала на одной, потом на другой руке, на последней строчке растопыриваем пальцы) (М.Кольцова) | Укладываемся спать Этот пальчик хочет спать, Очень весело хохочет: ха – ха – ха! (по очереди загибаем пальцы, начиная с мизинца, сначала на одной, потом на другой руке) (М.Кольцова) |
“Птички и ветер” Маленькие птички, По лесу летают, (машем руками, как крылышками). Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. (приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. | Котятки Все котятки мыли лапки: (изображаем мытье рук) (имитируем движения) (имитируем все указанные в стихотворении движения) |
Почему не спят котята?
Что случилось у котят? Почему они не спят? (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Почему буфет открыли, Чашку новую разбили. Уронили барабан, Поцарапали диван? (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке) Почему их лапки Влезли в чьи-то тапки? С молоком разбили плошку, Разбудили маму-кошку? Почему порвали книжку? Потому что ловят мышку. (пальцами изображают коготки – «ловят мышку») В. Степанов | “Пять пальцев” На моей руке пять пальцев, (ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках) |
Прилетайте, птички!
Прилетайте, птички! (зовущие движения пальцев) Сала дам синичке. (режущие движения ребром ладоней) Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – крошим хлеб) Хлебушка немножко. (трем подушечки пальцев друг об друга) Эти крошки – голубям, (вытянуть вперед правую ладонь «ковшиком») Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперед левую ладонь «ковшиком») Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь, катая макароны) Ешьте макароны! | Воскресная прогулка
Три крысы в костюмах и шапках из плюша, (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название животного) Три утки в соломенных шляпках для суши, Три кошки с вуалью прозрачной и тонкой, Да три собачонки без теплой попонки Пошли на прогулку и встретили свинок, Двух свинок в шелках с головы до ботинок. Но скоро ударил раскатистый гром (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) И все по домам побежали бегом. С. Маршак
|
Хлеб
Муку в тесто замесили, («месим тесто») А из теста мы слепили: («прихлопываем ладошками», лепим) Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи (поочередно разгибаем пальцы из кулака, начиная с большого) Все мы испечем в печи. (обе ладошки разворачиваем вверх) Очень вкусно! (гладим живот) | Пять братцев
(поочередно разгибают пальцы, сжатые в кулак, по тексту)
Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец боковой Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец как раз посредине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый – зовут безымянный, неповоротливый он и упрямый. Совсем, как в семье – младший любимец, По счету он пятый – зовется мизинец.
|
Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг, (выполняют движения руками, как будто плывут брасом, одновременно сжимая и разжимая ладони обеих рук) Рыбы плавают вокруг: (делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой рукой) Рыба – меч, рыба – пила, Рыба – удильщик и рыба - игла. (поочередно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца) | Лягушки
Две веселые лягушки (дети сжимают кулаки и кладут их на стол пальцами вниз) Ни минуты не сидят. (резко распрямляем пальцы, как будто прыгая) Ловко прыгают подружки (кладут ладони на стол) Только брызги вверх летят. (тут же сжимают ладони в кулаки и кладут их на стол) |
Подводный мир
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба козырьком) Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками к глазам) Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны) Плывет морской конек сюда. (делают волнообразные движения ладонями) Вот медуза, вот кальмар, (опускаем ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими; вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими) А вот это – рыба – шар. (соединить пальцы обеих рук в виде шара) А вот, расправив восемь ног, (поднимаем ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами) Гостей встречает осьминог. | Рыбки (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.) (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.) Разожмутся, То зароются в песке. |
Профессии
Профессии разные есть, Все сразу не перечесть: (ритмично сжимают – разжимают кулаки) Доктор лечит людей, Учитель учит детей, Повар готовит обед, Пожарных смелее нет, (поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии) Строитель построит нам дом: (сводят руки над головой - крыша) Все дружно жить будем в нем. Стены покрасит маляр, Сантехник починит кран, Электрик включит нам свет, Плотник постелет паркет, (поочередно загибают пальцы на левой руке на каждое название профессии) А если ты хочешь все знать, (покачивают указательным пальцем) Ученым тебе надо стать. (дотрагиваются указательным пальцем до лба) И. Михеева
| Слесарь
Мне нужны такие вещи: (ритмично сжимают – разжимают ладони) Молоток, Тиски И клещи, Ключ, Напильник И ножовка, (ритмично соединяют большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке) А всего нужней – Сноровка! (ритмично сжимают – разжимают ладони)
Б. Заходер |
Наши мамы
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны и обнимаем себя за плечи) Всех их очень любят дети. Журналист и инженер, Повар и милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – (загибаем пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с мизинца) Мамы разные нужны, (сжимаем руки в «замочек») Мамы разные важны! (разводим руки, поднимаем их вверх) | Наша армия
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки) На парад идут солдаты. Вот идут танкисты, потом артиллеристы, А потом пехота Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца) |
Мама устала
У мамы на кухне есть множество дел: (сжимают – разжимают пальцы на обеих руках) В кастрюле большущей бульон закипел, (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно) Котлеты поджарили в сковороде, В креманки уже разлито желе, В салатнице папин любимый салат, А к чаю купила она мармелад. Семью накормила (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) И снова – дела: Посуду помыть (делают круговые движения ладоней друг о друга) И прибрать со стола. Но разве так можно? (пожимают плечами, руки с растопыренными пальцами опущены вниз) Подумайте сами! Давайте поможем заботливой маме! (делают жест руками от груди вперед) Посуду помыть не составит труда, (потирают круговыми движениями ладони друг об друга) А мама приляжет – устала она. (сложенные вместе ладони подкладывают под щеку) С. Чешева | |
Небосвод. Космос
Это что за потолок? (разводят руки над головой) То он низок, то высок, (поочередно разгибают пальцы из кулака на обеих руках одновременно) То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Кружевной и синий — синий. Л. Сандлер
| Сладкие домишки
В избушке из ватрушки (поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках — на каждые две строчки) Живут подружки — мушки. А в пряничном домишке - Сластены — муравьишки. Оса ночует в хатке Из сладкой мармеладки, А паучок в холупке Из треснутой скорлупки. Т. Крюкова |
“Гроза” Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (постучать четырьмя пальцами) (стучим сильнее) (косточками пальцев выбиваем дробь) (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе) (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки) (прячем руки за спину) (описываем руками большой круг) | |
Нашей ласточке Наша ласточка – касатка, Ты в свою родную хатку (попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь) Смело прилетай! Здесь весной ты оперилась, Здесь летать ты научилась, (помахивают скрещенными ладонями) Для тебя здесь рай… Стены гнездышка побелишь, Пухом донышко застелешь Для птенцов своих. (поглаживают ладонь левой руки ладонью и тыльной стороной ладони правой руки попеременно) Что глядишь ты, недотрога, На мальчишек наших строго? (попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь) Ты не бойся их! М. Конопницкая | Скворечник Мы построили скворечню Для веселого скворца, (постукивают кулаками друг об друга) Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. (сводят руки над головой – «скворечник») Все семейство вчетвером Проживает в доме том: (попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь) Мать, отец и скворушки Черненькие перышки. (ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза) Е. Тараховская
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок на все времена года для всех возрастных групп
Картотека прогулок на все времена года для всех возрастных групп...
Картотека Пальчиковая гимнастика 2-3 года
Гимнастика для пальчиков малышей...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...
Картотека пальчиковой гимнастики 2-3 года
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика...
Картотека "Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз"
Картотека "Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз" для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека пальчиковых гимнастик по потешкам, стихотворениям и сказкам для детей 1-2 года
Картотека пальчиковых гимнастик по потешкам сказкам и стихотворением для дома от 1-2 года....