Развлечение для детей старшей группы "Посиделки "В гостях у народных умельцев".
материал (старшая группа)
Данный материал знакомит детей с видами народного прикладного искусства, воспитывает интерес к искусству родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_posidelki.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Развлечение для детей старшей группы
«Посиделки
«В гостях у народных умельцев»
Разработал:
Воспитатель: Гусарова Н.Е.
Ядрин, 2022 г.
Цели и задачи:
-познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, богородская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями;
-развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов;
-воспитание интереса к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Материал и оборудование: изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Жостов, Городец, Филимоново, Богородец, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, вылепленные из солёного теста чашки и тарелки, альбомы и рисунки изделий народных промыслов.
Словарная работа: орнамент, умелец, гжель, хохлома, жостов, дымково, богородец, городец, филимоново.
Предварительная беседа: беседа с детьми о народном прикладном искусстве, рассматривание альбомов, рисунков, изделий народных промыслов, чтение стихов о народных промыслах, лепка из солёного теста посуды, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы свами живём?
Дети: Нашу страна – это Россия.
Воспитатель: Наша страна – большая, великая, много городов, деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?
Дети: Человек, который очень хорошо выполняет свою работу.
Воспитатель: Откуда же берутся такие умельцы? Послушайте такую сказку:
«Жила – была в одной станице девушка. Она была очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала. А посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марья – искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел…Марья – искусница превратилась в жар – птицу и, улетая, стала ронять на землю свои красивые пёрышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы». Вот такая сказка.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на посиделки по мастерским народных умельцев. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия русских мастеров делались вручную.
Дети подходят к первому столу, где расставлены предметы из дымковской росписи
Воспитатель: Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Они сделаны из глины.
Воспитатель: Это дымковские игрушки. С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Дымково – это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом: это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью. Потом их стали раскрашивать яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки. Знамениты, также, дымковские «Барыни» в пёстрых сарафанах, индюки, олени, козлы, всадники.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую игрушку,
Дети: Конечно, для этого нужно хорошо уметь лепить и рисовать.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на изделия, расписанные сине – голубым узором. Нежно – голубое чудо – сказочная гжель. Так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель – это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, цветочков, сеточек бордюров. А ещё есть сказка – легенда:
«Пошли как – то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде».
Психогимнастика:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
А на вечер все цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, глазки закрывают.
Воспитатель: Следующий народный промысел – Филимоновская игрушка. Это жемчужина народного искусства. В деревне Филимоново изготавливали игрушки – свистульки. Это птицы, коровы, медведи. Использовали три основных цвета: малиновый, жёлтый, зелёный, а узор – это полоски.
Дети подходят к следующему столу
Воспитатель: Следующий народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Этой росписью расписывают мебель, посуду. Изделия вырезали из мягких пород дерева. Умельцы использовали жёлтый, красный, зелёный, чёрный цвета. Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент. Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку.
Воспитатель: Городецкая роспись – это роспись по дереву. Эта роспись возникла в городе под названием Городец. Расписывали сани, прялки, доски, сундуки, мебель, шкатулки. На изделиях изображались сцены народного быта, праздники, прогулки, чаепитие, охота и мн. др. Также, были изображены птицы, животные и цветы. Элементы росписи – цветы.
Физкультминутка:
Конь меня в дороге ждёт,
Бьёт копытом у ворот,
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: Народный промысел – Жостово. В небольшом посёлке Жостово расписывали металлические подносы. Чёрный и красный фон – основные жостовские росписи. Рисунок промысла – цветочные композиции, цветы в виде букетов (розы, астры, пионы, тюльпаны, георгины).
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу». На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных помыслов. Вам надо найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу:
1.Там травка вьётся, цветы растут
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые (хохлома).
2.Умельцы в той деревне живут,
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят (гжель).
3. И листочки, и цветы,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит… (Городец).
Воспитатель: Эти игрушки из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей: медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
Воспитатель: Вот и завершилось наше знакомство мастерскими народных умельцев. Хочу его закончить пословицей: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано». Ребята, а вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в мастерскую и предлагаю расписать наши заготовки гжельским орнаментом: распишем посуды нежно – голубой росписью.
Дети садятся за стол и принимаются расписывать вылепленные посуды гжельской росписью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посиделки "В гостях у народных умельцев "
Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: "Подвижные народные игры"
Развлечение по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста очень увлекательное, веселое, а главное развивает у детей умение работать в команде, ловкость, силу и скорость движений....
« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов....
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства»
Конспект развлечения на тему "День народного единства"...
Конспект открытого физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр»
Конспект открытого физкультурного развлечениядля детей старшего дошкольного возраста«Сундучок народных игр»Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к русски...
Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства
Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства«Какие народы живут в нашей стране» Цель: воспитание у дошкольников любви к нашей большой, многонациональной, единой Родине &nd...
Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Кубанские народные игры».
Развитие познавательной активности и обогащения знаний детей о народных играх на Кубани....