Развлечение для детей старшей группы "Посиделки "В гостях у народных умельцев".
материал (старшая группа)

Данный материал знакомит детей с видами народного прикладного искусства, воспитывает интерес к искусству родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_posidelki.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Развлечение для детей старшей группы

«Посиделки

«В гостях у народных умельцев»

                                                                              Разработал:

                                                                 Воспитатель: Гусарова Н.Е.

Ядрин, 2022 г.

Цели и задачи:

-познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, богородская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями;

-развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов;

-воспитание интереса к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Материал и оборудование: изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Жостов, Городец, Филимоново, Богородец, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, вылепленные из солёного теста чашки и тарелки, альбомы и рисунки изделий народных промыслов.

Словарная работа: орнамент, умелец, гжель, хохлома, жостов, дымково, богородец, городец, филимоново.

Предварительная беседа: беседа с детьми о народном прикладном искусстве, рассматривание альбомов, рисунков, изделий народных промыслов, чтение стихов о народных промыслах, лепка из солёного теста посуды, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы свами живём?

Дети: Нашу страна – это Россия.

Воспитатель: Наша страна – большая, великая, много городов, деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?

Дети: Человек, который очень хорошо выполняет свою работу.

Воспитатель: Откуда же берутся такие умельцы? Послушайте такую сказку:

«Жила – была в одной станице девушка. Она была очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала. А посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марья – искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел…Марья – искусница превратилась в жар – птицу и, улетая, стала ронять на землю свои красивые пёрышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы». Вот такая сказка.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на посиделки по мастерским народных умельцев. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия русских мастеров делались вручную.

Дети подходят к первому столу, где расставлены предметы из дымковской росписи

Воспитатель: Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Они сделаны из глины.

Воспитатель: Это дымковские игрушки. С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Дымково – это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом: это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью. Потом их стали раскрашивать яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки. Знамениты, также, дымковские «Барыни» в пёстрых сарафанах, индюки, олени, козлы, всадники.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую игрушку,

Дети: Конечно, для этого нужно хорошо уметь лепить и рисовать.

Воспитатель: А сейчас посмотрим на изделия, расписанные сине – голубым узором. Нежно – голубое чудо – сказочная гжель. Так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель – это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, цветочков, сеточек бордюров. А ещё есть сказка – легенда:

«Пошли как – то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде».

Психогимнастика:

Наши синие цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

А на вечер все цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, глазки закрывают.

Воспитатель: Следующий народный промысел – Филимоновская игрушка. Это жемчужина народного искусства. В деревне Филимоново изготавливали игрушки – свистульки. Это птицы, коровы, медведи. Использовали три основных цвета: малиновый, жёлтый, зелёный, а узор – это полоски.

Дети подходят к следующему столу

Воспитатель: Следующий народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Этой росписью расписывают мебель, посуду. Изделия вырезали из мягких пород дерева. Умельцы использовали жёлтый, красный, зелёный, чёрный цвета. Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент. Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку.

Воспитатель: Городецкая роспись – это роспись по дереву. Эта роспись возникла в городе под названием Городец. Расписывали сани, прялки, доски, сундуки, мебель, шкатулки. На изделиях изображались сцены народного быта, праздники, прогулки, чаепитие, охота и мн. др.  Также, были изображены птицы, животные и цветы. Элементы росписи – цветы.

Физкультминутка:

Конь меня в дороге ждёт,

Бьёт копытом у ворот,

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскачу,

Не поеду, поскачу.

Там за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

Воспитатель: Народный промысел – Жостово. В небольшом посёлке Жостово расписывали металлические подносы. Чёрный и красный фон – основные жостовские росписи. Рисунок промысла – цветочные композиции, цветы в виде букетов (розы, астры, пионы, тюльпаны, георгины).

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу». На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных помыслов. Вам надо найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу:

1.Там травка вьётся, цветы растут

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые (хохлома).

2.Умельцы в той деревне живут,

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят (гжель).

3. И листочки, и цветы,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит… (Городец).

Воспитатель: Эти игрушки из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей: медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

Воспитатель: Вот и завершилось наше знакомство мастерскими народных умельцев. Хочу его закончить пословицей: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».  Ребята, а вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в мастерскую и предлагаю расписать наши заготовки гжельским орнаментом: распишем посуды нежно – голубой росписью.

Дети садятся за стол и принимаются расписывать вылепленные посуды гжельской росписью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посиделки "В гостях у народных умельцев "

Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности:  Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: "Подвижные народные игры"

Развлечение по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста очень увлекательное, веселое, а главное развивает у детей умение работать в команде, ловкость, силу и скорость движений....

« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»

     Систематизировать  знания  детей о различных видах декоративно – прикладного  искусства  и  изделиях  народных  промыслов....

Конспект открытого физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр»

Конспект открытого физкультурного развлечениядля детей старшего дошкольного возраста«Сундучок народных игр»Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к русски...

Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства

Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства«Какие народы живут в нашей стране» Цель: воспитание у дошкольников любви к нашей большой, многонациональной, единой Родине &nd...

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Кубанские народные игры».

Развитие познавательной активности и обогащения знаний детей о народных играх на Кубани....