программа дополнительного образования "Бумажное волшебство"
рабочая программа (старшая группа)

Зарифуллина Резеда Ильшатовна

«Бумажное волшебство»

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг.

 

 

Задачи программы:

Образовательные

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_bumazhnoe_volshebstvo.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Акчэчэк» Тукаевского района РТ

                                                       

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель

Заведующий

_____________Г.Р. Гилязова

МБДОУ детский сад «Акчэчэк»

«29 »  августа 2020г

_________ Камалова А.Н.

от «29» августа 2020 г.

Введено в действие

Рассмотрено и утверждено на

Приказом заведующего   от

педагогическом совете

«29 » августа 2020  г. № ___

от «29 » августа 2020г.

Протокол № 1

         РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 по обучению детей элементарным приемам техники квиллинга

«Бумажное волшебство»

(возраст детей: от 5 до 6 лет)

1 год обучения:

Составители:

Зарифуллина Резеда Ильшатовна

 воспитатель первой квалификационной категории  

                                                                                           МБДОУ детский сад «Акчэчэк»  

105892375_Kvilling_Krasivuye_idei__5_.jpg

с.Тлянче-Тамак 2020 г.

  1.  I. Целевой раздел…………………………………………………………………………...............3
  1. Паспорт Программы ………………………………………………………………………...3
  2. Пояснительная записка……………………………………………………………………...5
  3. Цели и задачи  Программы………………………………………………………………….6
  4. Принципы и подходы реализации Программы……………………………......................7
  5. Объем образовательной программы…….………………………………………………...9
  6. Характеристика уровней освоения техники квиллинг  у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………..10

II. Содержательный раздел………………………………………………………………………...10

2.1.      План развивающей работы  детьми  ст. группы…….……………………………..……..11

2.2.      Календарный план кружка………………………………………………………………....15

III. Организационный раздел……………………………………………………………………...18

3.1. Программно-методическое обеспечение…………………………………………………….18

3.2. Организация предметно-развивающей среды ……………………………………………....19

Список литература…………………………………………………………………………………20

Приложение 1……………………………………………………………………………………....21

Приложение 2……………………………………………………………………………………....22

Приложение 3………………………………………………………………………………………24

Приложения 4……………………………………………………………………………………….28

Приложения 5……………………………………………………………………………………….29

Приложения 6……………………………………………………………………………………….30

Приложения 7……………………………………………………………………………………….36

Оглавление

  1. Целевлой раздел

Паспорт программы

Основание для разработки Программы

Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы  являются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Законом  Республики Татарстан от 22.07.2013г № 68 – ЗРТ «Об образовании»
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р).
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно -       эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  7. Устав ДОУ

Заказчик Программы

 Родители воспитанников

Исполнители Программы

Воспитатель Зарифуллина Р.И.

Разработчики Программы

Воспитатель  МБДОУ детский сад «Акчэчэк» 1 квалификационной категории Зарифуллина Резеда Ильшатовна

Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы

423874, Тукаевский район, с.Тлянче-Тамак, ул.Детсадовская, д.8 Раб. тел. (8552)79-70-48

Целевые группы

Программа рассчитана на работу с  детьми старшей группы (от 5 до 6 лет).

Срок реализации Программы

1  год

Цель Программы

Обучение детей элементарным приемам техники квиллинга

Направление программы

Художественно-эстетическое направление

Задачи Программы

Образовательные: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга; обучать различным приемам работы с бумагой;  формировать умения следовать устным инструкциям; обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Разивающие: развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству квиллинга; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Ожидаемые результаты

- научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовают внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Проблемы, которые призвана решить Программа

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Обучение детей элементарным приемам техники квиллинга.

Система организации контроля за исполнением Программы

Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Выставки один  раз в год.

1.2. Пояснительная записка

 С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля.  

          Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей, очень важны для их художественного развития, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.  

          Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.  

         Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.   

         Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей. Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа разработана на 1 год с учетом нормативно-правовой базы. Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы являются:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Законом Республики Татарстан от 22.07.2013г № 68 – ЗРТ «Об образовании»
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р).
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно -       эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  7. Устав ДОУ

Актуальность проблемы. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Отличительными особенностями этой дополнительной образовательной программы от других существующих программ являются:

  • оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,
  • оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения,
  • новаторские приемы создания композиций группой воспитанников,
  •  изучение истории происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов.
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
  • в программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.

“Бумажное волшебство” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

1.3.        Цели и задачи реализации Программы

Рабочая программа по дополнительной платной услуге «Бумажное волшебство» является помощником в работе по развитию мелкой моторики рук дошкольников

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг.

           Для достижения цели программы имеет значение:

   * синтез искусств;

   * потенциал нетрадиционной изобразительной техники;

   * креативность воспитательно-образовательного процесса;

   * уважительное отношение к результатам детского творчества.

Задачи:

Образовательные: 

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие: 

  • Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы (планируемые результаты)

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • виды и назначение изделий;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы квиллинга, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

 

должны уметь:

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• гармонично сочетать цвета;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место.

  1. Принципы и подходы реализации Программы

В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие общедидактические принципы:

  • принцип наглядности регламентирует подбор наглядного материала (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • принцип доступности предполагает подбор материала от простого к сложному, в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка;
  • принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

•  словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

•  наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

•  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

•  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

•  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

•  фронтальный – одновременная работа со всеми детей

•  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

•  групповой – организация работы в группах.

•  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  • активизация и индивидуализация обучения;
  • игры и игровые ситуации;
  • творческие работы.

Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки

Параметры изучения

Ф. И ребёнка

Ф. И ребёнка

начало года

конец года

начало года

конец года

 Правильно пользоваться необходимыми инструментами

Умение скручивать  разные формы

Умение самостоятельно выкладывать из формы свои поделки

Знание базовых форм и условных обозначений

Подбирает цвета

Составление композиции из форм

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

Высокий уровень: (10-12 баллов) 

Средний уровень: (от 6 до 9 баллов)

Низкий уровень: (ниже 5 баллов)

 Методика и критерии диагностического обследования уровня развития творческих способностей

    Для определения уровня развития творческих способностей использовались:

  1. Методика «Дорисование  фигур» О.М. Дьяченко.( прилжение 2)
  2. Диагностика творческих способностей В. Кудрявцев.(приложение 3)
  3. Диагностика развития воображения «Где, чья место?» (приложение 4)

Обеспеченность программы  литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями.          

             В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются  цветную и белая бумагу,  гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА),  зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм,  ножницы,  карандаши простые, линейка с круглыми формами, кисточки для клея,  салфетки,  клеенка на каждого ребёнка индивидуально, что позволит  ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы. В использовании детей предоставляются схемы, фотографии, модели.

  1. Объем образовательной нагрузки

 Сроки реализации образовательной программы 1 год. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Продолжительность занятий  25 минут в старшей группе, один раз в неделю. Кружок организуется в возрастных  подгруппах, до 10 человек.  Время проведения занятий: 16.40 – 17.05, день недели:  четверг.

Для учета занятий и степени усвоения материала был  заведён журнал, где отмечались  даты проведения занятий, вёлся  учет посещаемости.

Учебно-тематический план по курсу обучения – 34  часа  (5 – 6 лет)

Тема

Всего

Теория

Практика

1.Диагностика

1

1

-

2. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

0,5

0,5

3. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные правила работы

1

0,5

1

4.  Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

3

0,5

2,5

5. Основные формы  “завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

0,5

0,5

6. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

0,5

1,5

7.Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

2

0,5

1,5

8.Основные формы «полукруг», «стрела»

2

0,5

1,5

9. Коллективная работа. Новогодняя открытка «Ёлка» из элементов «капля »,

«глаз».

2

0,5

1,5

10. Аппликация «Снежинка» из элементов «капля»

2

0,5

1,5

11.  Аппликация «Звезда для папы» из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

2

0,5

1,5

12. Изготовление простых, несложных цветов.

2

0,5

1,5

13. Коллективная работа. Аппликация «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик»

2

0,5

1,5

14. Базовые формы. Гофрированный картон.

2

0,5

1,5

15. Герои сказки «Три медведя».

2

0,5

1,5

16. Коллективная работа. Аппликация «Прилетели птицы» из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»

2

0,5

1,5

17. Коллективные работы  «Насекомые».

3

0,5

2,5

18. Оформление итоговой выставки.

1

-

0,5

19. Диагностика.

1

1

-

Всего

34

10

24

  1.  Характеристика уровней освоения техники квиллинг  у детей старшего дошкольного возраста

 Высокий уровень: (от 10 до 12 баллов) ребенок правильно пользуется и уверенно держит необходимый  инструмент, умеет скручивать  разные формы, самостоятельно выкладывать из формы свои поделки, знает базовые формы квиллинга, подбирать цвета, составляет композиции из форм, стремлиться к совершенству и законченности в работе, инструмент, правильно сгибает лист, держит ножницы и самостоятельно вырезает по контуру.

Средний уровень:  (от 6 до 9 баллов) ребенок после повторного показа с помощью взрослого  правильно пользуется и уверенно держит необходимый  инструмент, испытывает затруднения при выполнении выполняет заданий,  требуется помощь взрослого, при сгибании листа, вырезании по контуру.

Низкий уровень:  (ниже 5 баллов) Ребенок не умеет пользоваться и держать инструмент, не умеет скручивать  разные формы, самостоятельно выкладывать из формы свои поделки, не знает базовые формы квиллинга, не может подбирать цвета, составлять композиции из форм, не завершает  работу, не умеет сгибать лист,  правильно держать ножницы и пользоваться ими.

II.Содержательный раздел программы

В содержание входят упражнения и пальчиковая игры, работа с мелкими предметами, работа с художественными материалами.  Содержание тематических блоков реализуются через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, элементы трудовой деятельности, элементы учебной деятельности.

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации и советы по тому или иному вопросу.

Работа с родителями предполагает:

Месяц

Тема

Сентябрь

Консультация  для родителей «История квиллинга»

Октябрь

Оформление буклета «Оборудование и материал для совместных занятий квиллингом».

Ноябрь

Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей у детей».

Декабрь

Консультация-практикум для родителей «Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста».

Январь

Мастер-класс «Квиллинг - волшебство в бумажном завитке».

Февраль

Выставка литературы по квиллингу.

Март

Мастер-класс «Лучший подарок своими руками».

Апрель

Консультация «Детское творчество. Давайте мастерить вместе».

Май

Выставка поделок детей «Этот удивительный мир».

2.1 Тематический план работы с детьми  5-6 лет  по кружку «Бумажное волшебство»

Месяц

Тема

Теория

Практика

Сентябрь

1 и 2 неделя  

 

Диагностика. Выявить уровень развития творческих способностей на начало года.

1.Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её

свойствами (прочность, водопроницаемость.

2.Материал-бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения. Разнообразие бумаги, ее виды.

Октябрь

1.Волшебные свойства бумаги.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки

2.История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

3.Основные правила работы

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

Дети с помощью педагога размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

4.Основные формы

 “капля”, “треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм

“капля”,“треугольник”, “долька”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Ноябрь.

1.Основные формы

 “капля”, “треугольник”, “долька”.

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм

«рулончик», “капля”, “треугольник”, “долька”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

2.Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

                   

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют формы «глаз», «лист», «миндальный орех». Конструируют из этих форм.

3.Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют формы «глаз», «лист», «миндальный орех». Конструируют из этих форм.

4.Основные формы “рулончик”

Учить детей правильно выполнять  форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем  самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

Декабрь.

1.Основные формы  “спирали в виде стружки”. 

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Дети  с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

2.Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

3.Основные формы «полукруг», «стрела». 

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

4.Коллективная работа.

Новогодняя открытка «Ёлка»

из элементов «капля», «глаз».

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Январь.

1.Аппликация по технике квиллинг  «Снежинка» из элементов «капля»

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

2.Аппликация по технике квиллинг  «Снежинка» из элементов «капля»

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм.

Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук.

Выполняет заготовки из базовых форм.

3.Аппликация по технике квиллинг  «Снежинка» из элементов «капля»

Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.

Собирает поделку в единую композицию.

Февраль.

1.Аппликация по технике квиллинг  «Звезда для папы» из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Звезда». Показывает примеры работ. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Выполняет заготовки из базовых форм.

2.Аппликация по технике квиллинг  «Звезда для папы» из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.

Собирает поделку в единую композицию.

3.Аппликация по технике квиллинг  «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик».

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

4.Аппликация по технике квиллинг  «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик».

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Дети самостоятельно выполняют необходимые заготовки.

Март.

 

1.Аппликация по технике квиллинг  «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик».

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

2.Базовые формы. Гофрированная бумага.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

3.Базовые формы. Гофрированная бумага.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу

Коллективная работа.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

4.Индивидуальная работа. Герои сказки «Три медведя»

Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Помочь детям разработать дизайн поделки. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Апрель.

1.Индивидуальная работа. Герои сказки «Три медведя»

Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетические вкус.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Изготовление базовых форм. Сборка поделки.

2.Индивидуальная работа.  Герои сказки «Три медведя»

Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетические вкус.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Изготовление базовых форм. Сборка поделки.

3.Коллективная  работа.

Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех».

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Птицы». Показывает примеры работ.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

4.Коллективная работа.

Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Май.

 

1.Коллективная

работа.

«Насекомые»

Помочь детям разработать дизайн поделки.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм , сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

2.Коллективная

работа.

«Насекомые»

Помочь детям разработать дизайн поделки.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм, сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

3.Организация выставки

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.

4.Диагностика. Выявить уровень развития творческих способностей на конец  года.

2.2 Календарный план занятий кружка «Бумажное волшебство»

Работа по обучению детей технике квиллинг начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Структура занятия.

1.Организационный момент

2. Беседа

3. Художественное слово

4.Показ образца

6. Индивидуальная помощь

7. Поощрение.

8. Обыгрывание, анализ детских работ.

9. Итог

 Сентябрь

1-ая и 2-я неделя:  1-ая диагностика

Выявить уровень развития творческих способностей на начало года.

Задания и упражнения по методике Н.О. Озерецкого, Н.Н. Гуревич

Виды деятельности

3 неделя

4 неделя

Беседа

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Материал-бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

Пальчиковые игры

«Девочки и мальчики»

«Осень, осень»

Октябрь

Цель: познакомить детей с инструментом и бумагой для квиллинга. Показать работы выполненные в технике квиллинг. Рассмотреть формы выполненные в технике квиллинг.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Волшебные свойства бумаги.

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Основные правила работы

Основные формы

 “капля”, “треугольник”.

Пальчиковые игры

«Мы капусту рубим»

«Осень, осень»

«Мы идем в осенний лес». (И. Михеева)

«Дождик»

Взаимодействие с родителями

Оформление буклета «Оборудование и материал для совместных занятий квиллингом».

Ноябрь

Цель: Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”, «глаз», «лист», «миндальный орех», «рулончик». Продолжать учить работать в коллективе.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”.

Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

Основные формы “рулончик ”

Пальчиковые игры

«Осень, осень»

«Осенний букет».

«Осенние листья»

«Кормушка»

Взаимодействие с родителями

Папка-передвижки основным формам квиллинга. Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей у детей».

Декабрь

Цель:  Учить детей правильно выполнять новые формы «спираль в виде стружки», “квадрат”, «прямоугольник», «полукруг», «стрела». Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Основные формы  “спирали в виде стружки”.

Основные формы “квадрат”, «прямоугольник»

Основные формы «полукруг», «стрела».

Коллективная работа.

Новогодняя открытка «Ёлка»

из элементов «капля», «глаз».

Пальчиковые игры

«Маленькие рыбки»

«Зима»

« Наряжаем ёлку»

«Дедушка Мороз»

Взаимодействие с родителями

Консультация-практикум для родителей «Квиллинг и его значение в развитии ребенка старшего дошкольного возраста».

Январь

Цель: Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус,  самостоятельность, терпение, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Беседы

Аппликация  по технике квиллинг «Снежинка» из элементов «капля»

Пальчиковые игры

«Снежок»

«Мороз»

«Зимние забавы»

Взаимодействие с родителями

Мастер-класс «Квиллинг - волшебство в бумажном завитке».

Февраль

Цель: Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации  «Звезда для папы»,  «Открытка для мамы». Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Аппликация  по технике квиллинг «Звезда для папы» из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

Аппликация  по технике квиллинг «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик»

Пальчиковые игры

«Сегодня праздник всех отцов»

«Солдаты»

«Подснежник»

«Цветок»

Взаимодействие с родителями

Выставка литературы по квиллингу.

Март

 Цель: Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Аппликация  по технике квиллинг «Ромашки для мамы» из элементов «капля», «рулончик»

Базовые формы. Гофрированная бумага.

Индивидуальная работа. Герои сказки

«Три медведя»

Пальчиковые игры

«Мама»

«Игрушки»

«Сказки»

«Дикие животные»

Взаимодействие с родителями

Мастер-класс «Лучший подарок своими руками».

Апрель

Цель: Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Помочь детям разработать дизайн поделки. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Индивидуальная работа. Герои сказки «Три медведя»

Коллективная  работа.

Аппликация  по технике квиллинг «Прилетели птицы» из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»

Пальчиковые игры

«Любимые сказки»

«Кормушка»                  

«Птички»

Взаимодействие с родителями

Консультация «Детское творчество. Давайте мастерить вместе».

Май

Цель: Помочь детям разработать дизайн поделки. Контролировать выполнение заготовок из базовых форм, сборке всех элементов в единую законченную работу.

Виды деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседы

Коллективная работа «Насекомые»

Организация выставки

Диагностика

Пальчиковые игры

«Покормите птиц»

«Дружба»

Выявить уровень развития творческих способностей на конец года.

Взаимодействие с родителями

Выставка для родителей «Этот удивительный мир».

     III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программно-методическое обеспечение

Учебные и методические пособия.

1.     Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.     Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.     Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.     О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5.     Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

 6.    А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

 7.     Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

 8.   Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

 9.  Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

  1. Организация предметно-развивающей среды

Предметно - развивающая среда студии способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Используются пальчиковые игры, упражнения с мозайками и мелким конструктором, рисования по трафаретам и с использованием фигурной линейки, различные виды аппликации и т.д.

Для детского творчества в студии  отведено хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым творческим материалом. В распоряжении детей бумага разной фактуры, размера  и цвета, иструменты, клей, иллюстративнй материал. Есть место для небольшой выставки с образцами прикладного творчества.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Организуются выставки детских работ.

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу;

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной;

- клей ПВА;

- инструменты для увиллинга (специализированные или самодельные: зубочистка или стержни для шариковых ручек с расщепленным концом)

- бумажные полоски шириной 5-7 мм;

- ножницы;

- карандаши простые;

- линейка;

- кисточки для клея;

- салфетки;

- клеенка.

Оборудование:

- столы;

- стулья;

- доска;

- плакаты;

- образцы объектов труда;

- инструкционные карты и схемы изготовления поделок

- таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

Список литературы

  1.  А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.\
  2. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  3. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991
  5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
  6. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010.
  7. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009.
  8.  Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
  9.  Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
  10. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995
  11. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. 
  12. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  13.  С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  14. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009.
  15. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  16. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008.
  17. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Диагностика уровня овладения техникой «квиллинг»

         __________________2020 г.

(месяц)

Параметры изучения

Ф. И ребёнка

Ф. И ребёнка

начало года

конец года

начало года

конец года

 Правильно пользоваться необходимыми инструментами

Умение скручивать  разные формы

Умение самостоятельно выкладывать из формы свои поделки

Знание базовых форм и условных обозначений

Подбирает цвета

Составление композиции из форм

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Методика диагностики творческих способностей дошкольников.

Автор: Владимир КУДРЯВЦЕВ

  1. «Соответствия»

                  Возраст: 5—6 лет

Цель: оценка способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения.

Материал: набор карточек с изображением рыбки, мышки, птички, человечка, воды, дерева, дома, мышиной норки (рис. 1).

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе раскладываются по вертикали в случайном порядке два ряда карточек с различными изображениями:

1-й ряд — изображения рыбки, мышки, птички и человечка;

2-й ряд — изображения воды, дерева, домика, мышиной норки. Ребенка спрашивают, кто и что нарисовано на карточках. После того как он ответил, его просят показать, кто где может жить: где может жить рыбка, птичка и др. Если ребенок указывает на соответствующую карточку (вода, дерево и др.), ему задается следующий вопрос: «А еще где может жить?», позволяющий расширить область возможного ответа. В случае установления косвенного соответствия (например, «человечек — норка»), ребенку предлагается обосновать причину такого решения («Почему ты так решил?»).

Обработка данных. В ходе обследования оценивается характер соответствий между изображениями 1-го и 2-го рядов, которые устанавливает ребенок. Обработка данных осуществляется по следующей системе:

* Каждое прямое соответствие типа «птичка — дерево», «человечек — дом» и т.п. оценивается 1 баллом.

* Каждое косвенное соответствие типа «птичка — дом» (если птичка живет в клетке), «человечек — вода» (если человечек живет в подводной лодке), «человечек — норка» (если человечек — гномик), «рыбка — дом» (если рыбка живет в аквариуме) и др. оценивается 2 баллами.

В итоге набранные баллы суммируются.

В протокол заносятся различные варианты соответствия изображений. Приведем варианты соответствий для порядка раскладывания картинок, представленного на рис. 2.

Варианты прямого соответствия изображений: 1—1; 2—4; 3—2; 4—3. Возможные варианты косвенного соответствия изображений: 1—3; 2—4; 3—1,3; 4—1,4.

Наряду с этим в протоколе фиксируется характер обоснования ребенком косвенных соответствий — степень их глубины и развернутости.

 «Сказка про чернильницу»

(модификация методики А.В. Запорожца)

Возраст: 5—6 лет

Цель: оценка способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.

Инструкция к проведению. Психолог рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.

Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».

Рассказав сказку, психолог задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке — может?»

В случае получения утвердительного ответа психолог говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два подтипа.

А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения дома — для этого нужна собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.

Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.

2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек, гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.

3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.

4 балла. Высшая форма творческого решения задачи — «развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Примечания:

а) Некоторые современные дети могут не знать, что такое чернильница, хотя большинство из них знает, что такое чернила. В данном случае ребенку нужно объяснить, что чернильница — это баночка для хранения чернил.

б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях 1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно задать вопрос: «А как еще чернильница может прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не прыгать, не кусаться?»

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Диагностика развития воображения

Игровая методика для педагогов и родителей.

Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.

"Где чье место?"

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Стимульный материал.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

 

Игровое задание.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Картотека пальчиковых игр для средней группы по кружку «Бумажное волшебство»

«Дождик»

Дождик, дождик поливай

(указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай

(образовать перед собой круг руками)

Будут булки, будут сушки

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Мы капусту рубим рубим»

Мы капусту рубим рубим,

(«Рубим капусту» на поверхности стола)

Мы капусту солим, солим,

(обе руки сложены щепотью и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем

(сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем

(Трем ладони друг об друга)

Все перемешаем

(перемешиваем в горизонтальной плоскости)

В бочки набиваем

(Ладонь на ладонь, «уминаем» капусту, руки прямые)

В погреб опускаем

(в таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол ладони)

Эх, вкусная капуста.

«Дедушка Мороз»

Закрывайте окна,

Закрывайте двери. (Соединяем ладошки вместе)

Закрывайте уши,

Закрывайте нос. (Закрываем ушки, нос)

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз! (Ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз. (Щипаем названные части тела).

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили («лепим» снежок)

Круглый, крепкий, (чертим руками круг)

очень гладкий (одной рукой гладим другую)

И совсем – совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз – подбросим (подбрасываем)

Два – поймаем (приседают, «ловят»)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И … сломаем. (топаем) 

«Дикие животные»

Ёж, медведь, барсук, енот (поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. Правая рука)

Спят зимою каждый год (В обратном направлении).

Волка, зайца, рысь, лису (поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. Левая рука)

И зимой найдёшь в лесу. (В обратном направлении)

«Подснежник»

Вырос цветок на весенней полянке, (Неплотно соединяют ладони)

Нежную голову робко поднял. (Поднимают руки перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко, (Покачивают ладонями перед собой)

Вперед и назад, налево, направо (Вперед и назад, налево, направо)

«Осень, осень»

Осень, осень (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет (сжимаем и разжимаем кулаки)

Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится (барабаним пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, октябрь и ноябрь. (кулак, ребро, ладонь).

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

«Птички»

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.) 

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе - врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

«Мама»

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх

Сколько птиц к кормушке нашей

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

«Игрушки»

Есть игрушки у меня: (Хлопают  попеременно  в  ладоши)

Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают  попеременно  в  ладоши   и

Как узнать?                                   ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес (маршируем на месте)

А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)

Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)

Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)

И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)

Вот сидят маслята,(загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)

«Подосиновик, груздок,(грозят указательным пальцем правой руки)

Полезайте в кузовок!  (присесть, обнять себя руками)

Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)

Украшай осенний бор!

Осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным  пальцем)

Кормушка

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)     Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

Наряжаем ёлку

Раз, два, три, четыре, пять /Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого/.

Будем ёлку наряжать. /Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны/.

Мы повесим шарики, /Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики/.

Яркие фонарики, /Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад/.

Весёлого Петрушку, /Показывают длинный нос/.

И разные игрушки: /Вытягивают ладони вперёд/.

И мишку - шалунишку /Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону/.

И заиньку – трусишку. /Прикладывают раскрытые ладони к голове/.

Солдаты

Для солдата строго норма:                         Показать два пальца в "рогатке"

Всегда выглаженная форма.                       Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс"

В руки взял Арсений пультик,                  "Прошагать" пальцами по коленям

Посмотреть хотел он мультик                    Хлопнуть в ладоши

У пограничников есть пост,                       Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам

Под охраной у них мост.                            Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост

Сегодня праздник всех отцов

Сегодня праздник всех отцов,                 Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,                 Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,                     Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!                    Сжимают и разжимают пальцы

Дружба

Дружат в нашей группе                  (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять               (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)       

Мы закончили считать.

 Мороз

Но вечер приближается                (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается                         (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

 Крепчает мороз                             (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос        (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать                     (потрите ладони)

Надо их отогревать                        (подышите на ладони).

Вечер приближается                      (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра!           (помашите рукой на прощание).

Любимые сказки

Будем пальчики считать,                                Хлопают в ладоши

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,                                       Поочередно загибают пальчики на левой руке

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,                               Поочередно загибают пальчики на правой руке

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.                                     Сжимают кулачки

Этим сказкам каждый рад.                              Хлопают в ладоши

Сказки

Мышка быстренько бежала                         (бег пальцами по столу)

Мышка хвостиком виляла                           (имитация движения)

Ой, яичко уронила                                        (сжатьт ручки в кулачки  «яичко»)

Посмотрите-ка, разбила                               (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили                                      (наклониться)

И водой ее полили                                        (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка              (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем                                     (имитация движения)

И из репы кашу сварим                                ("держим ложку"  имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать                    (хлопаем в ладоши)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться                           ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Маленькие рыбки

Пять маленьких рыбок играли в реке  (волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде   (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»  (выполняем ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)

А третья сказала: « Мне хочется спать» (ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать  (быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»  ( ладони  раскрываются и соединяются - рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил. ( волнообразные движения  сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Покормите птиц

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо.  (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть  (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз  (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну,  (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

  Дикие животные.

 На лужок пришли зайчата,  (Сгибание пальцев в кулак в ритме  потешки.)

  Медвежата, барсучата,   (При перечислении животных  считать пальцы на обеих руках  поочерёдно)

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей».

Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по квиллингу; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к квиллингу?

1) да

2) очень умеренные способности

3) у ребенка есть интерес к квиллингу, но творчеством это назвать нельзя

2. Используете ли вы для домашних занятий по квиллингу ИКТ технологии?

1) компьютерные программы

2) электронные пособия по изобразительной деятельности

3) слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства

3.Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий по квиллингу?

1) цветную бумагу

2) ножницы

3) цветной картон

4) гофрированный  белый и цветной картон

5) карандаш простой

6) кисть для клея

4)другое: _____________________________________________________

4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

1) берет, когда сам пожелает

2) по разрешению взрослых

4)другое: _______________________________________________________

5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка позаниматься  с ним?

1) предлагаете самому порисовать;

2) обещаете по в другой раз;

3) включаетесь в творческий процесс по его просьбе

6. Тему для поделок и аппликации по квиллингу ваш ребёнок:

1) выбирает сам;

2) с вашей помощью

7. Как используются детские работы:

1) собираются;

2) устраиваются выставки;

3) периодически рассматриваете с ребенком;

4) другое_____________________________________________________

8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?_____________

9. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?

10.Какая помощь от педагога детского сада Вам требуется по проблеме усвоения приемов квиллинга Вашим ребёнком?

Благодарим за сотрудничество!

В рабочей программе  дополнительного образовая по обучению

детей элементарным приемам техники квиллинга «Бумажное волшебство»

воспитателя первой квалификационной категории Зарифуллиной Резеды Ильшатовны в страшей  группе (от 5 до 6 лет) на 2016/2017 учебный год прошнуровано и пронумеровано 20 (двадцать) листов.

     Заведующая МБДОУ №2 «Алсу» ____________ Гордеева В.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Фабрика волшебства» Разработала воспитатель: Крылова Н.В

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша...

План программа дополнительного образования "Пластилиновое волшебство"

План программа "Пластилиновое волшебство" разработана для кружковой деятельности по пластилинографии с детьми 6-7 лет....

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2016-2017

Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....

Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2017-2018

Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....

Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2018-2019

Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....

программа дополнительного образования "Волшебство оригами"

Программа «Волшебство оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея иножниц....