Кружок "Пирамидка"
план-конспект занятия (младшая группа)
Программа направлена на обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kruzhkovaya_rabota.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №23 «Цветик-семицветик»
Утверждено: Заведующий МБДОУ «ЦРР - Д/с №23 «Цветик-семицветик» ____________ Н.В.Климовская «___» _____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка: Пирамидка
Составила: руководитель кружка Кустурова Е. И.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Пирамидка» направлена на обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Актуальность программы «Пирамидка» заключается в том, что ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
Особенностью данной программы является то, что игровые ситуации, знакомят детей с сенсорными эталонами, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей раннего дошкольного возраста.
Данная программа направлена на развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
- Уставом Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №23 «Цветик - семицветик» городского округа «город Якутск».
Цель программы «Пирамидка»: обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов,
- Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
Ожидаемые результаты:
- Развитие сенсорных представлений путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
- Развитие мелкой моторики пальцев.
- Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию.
Основные методы и приемы совместной деятельности.
Методы: показ, словесное объяснение, наблюдение.
Формы: по подгруппам - основная форма работы на занятиях; игровая, индивидуальная деятельность, развивающие игры, интегрированная форма.
Взаимодействие с родителями.
- Выступление на родительских собраниях.
- Выставка литературы, игр, пособий по познавательно - практической деятельности.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Структура дополнительной образовательной программы
«Пирамидка».
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 1-3 года. Срок реализации программы первое полугодие. Игра-занятие проводится в течение первого полугодия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность - 8-10 минут. Форма проведения - по подгруппам. Игры - занятия содержат познавательную информацию, насыщены игровыми ситуациями.
| 1 мин. |
| 2 мин. |
| 5 мин. |
| 2 мин. |
Календарный учебный график.
№ | Наименование оказываемой услуги | Группа | Форма организации | Учебных недель | Количество часов | |
в неделю | всего | |||||
1. | «Пирамидка» | Группа раннего возраста | подгрупповая | 35 | 1 | 35 |
Учебно-тематический план
Месяц | Тема занятия | Количество учебных занятий | |
Сентябрь | 1 неделя | «День ночь» | 1 |
2 неделя | «Цветные кубики» | 1 | |
3 неделя | «Катится не катится» | 1 | |
4 неделя | «Спрячь в ладошке» | 1 | |
Октябрь | 1 неделя | «Солнечный зайчик» | 1 |
2 неделя | «Цветные палочки» | 1 | |
3 неделя | «Фигуры играют в прятки» | 1 | |
4 неделя | «Накрой платочком» | 1 | |
Ноябрь | 1 неделя | «Фонарик» | 1 |
2 неделя | «Разноцветные палочки» | 1 | |
3 неделя | «Найди такую же фигуру» | 1 | |
4 неделя | «Накрой шляпой» | 1 | |
Декабрь | 1 неделя | «Свеча» | 1 |
2 неделя | «Построй башню» | 1 | |
3 неделя | «Найди лишнюю фигуру» | 1 | |
4 неделя | «Покорми куклу» | 1 | |
Январь | 2 неделя | «Собираем шишки» | 1 |
3 неделя | «Тут и там» | 1 | |
4 неделя | «Найди свою игрушку» | 1 | |
Февраль | 1 неделя | «Грибы на поляне» | 1 |
2 неделя | «Возьми игрушку» | 1 | |
3 неделя | «Найди свое место» | 1 | |
4 неделя | «Постучим погремим» | 1 | |
Март | 1 неделя | «Песочница» | 1 |
2 неделя | «Прячьтесь в домик» | 1 | |
3 неделя | «Предметы на картинках» | 1 | |
4 неделя | «Найди по звуку» | 1 | |
Апрель | 1 неделя | «Наполни кувшин» | 1 |
2 неделя | «Возьми в руку» | 1 | |
3 неделя | «Парные картинки» | 1 | |
4 неделя | «Веселый петрушка» | 1 | |
Май | 1 неделя | «Бутылочка» | 1 |
2 неделя | «Где же мишка» | 1 | |
3 неделя | «Собери целое» | 1 | |
4 неделя | «Кто позвал» | 1 |
Методическое обеспечение
№ | Тема | Цель | Ход занятия |
1 | «День ночь» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте | Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, бегать, танцевать, играть, А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать». В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес |
2 | «Цветные кубики» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. | Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые). Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары. В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый. |
3 | «Катится не катится» | Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом | Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета. Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их», Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку. |
4 | «Спрячь в ладошке» | Познакомить с понятием величины. | Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей). Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет». |
5 | «Солнечный зайчик» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте | Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее. Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы. Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика. |
6 | «Цветные палочки» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. | Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка. Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам. В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно. |
7 | «Фигуры играют в прятки» | Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. | Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета). Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики. |
8 | «Накрой платочком» | Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький | Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки. Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет. Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая. Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги. В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче». |
9 | «Фонарик» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Материалы. Электрический фонарик. Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей. |
10 | «Разноцветные палочки» | Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов | Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка. Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам. В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно. |
11 | «Найди такую же фигуру» | Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения | Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники). Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера. Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.27 |
12 | «Накрой шляпой» | Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький | Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины. Ход занятия Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы.31-32 |
13 | «Свеча» | Развивать зрительные ощущения. Формировать представления о свете, темноте, полумраке | Материалы. Свеча. Ход занятия Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите ее. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечой по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе (или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. Игру можно повторить несколько раз. |
14 | «Построим башню» | Учить различать цвета по принципу «такой — не такой». | Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые). Ход занятия Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям но одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. |
15 | «Найди лишнюю фигуру» | Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения | Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы). Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей. Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме». Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера. |
16 | «Покорми куклу» | Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине | Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы. Ход занятия Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять». Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера. |
17 | «Собираем шишки» | Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало | Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки. Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало». |
18 | «Тут и там» | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко | Материалы. Веревка. 1-й вариант. При помощи длинной веревки сделайте на полу большой круг (в случае проведения игры на улице можно мелом нарисовать круг на асфальте или начертить палочкой на земле). Объясните детям правила игры: «Если я скажу: „Тут",— скорее забегайте в круг. А если скажу: „Там", — выбегайте из круга и бегайте вокруг него. Слушайте внимательно!» 2-й вариант. Встаньте в центр комнаты и произносите команды: «Далеко», «Близко», в соответствии с которыми дети будут то подбегать к вам, то разбегаться в разные стороны. Для усложнения игры можно увеличить скорость смены команд. Подобную игру можно провести и с использованием других предметов, например, мячей, которые дети будут собирать в корзину и раскидывать вокруг, или различных игрушек, которые малыши будут сначала складывать на столе, а потом располагать в разных местах комнаты. |
19 | «Найди свою игрушку» | Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. | Материалы. Разнообразные игрушки. Раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя). Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли. Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память, можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5-10 минут. |
20 | «Грибы на поляне» | Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного. | Материалы. Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка. 1-й вариант игры — за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке грибочки. Много грибов на поляне. Пробега.! мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпад из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рассказа показывать игрушки, перестукчать и убирать грибы. 2-й вариант игры — подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне». Дети холят по группе и собирают грибы. Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!» Дети снова отправляются за грибами. «Теперь грибов много, — говорите вы,.— Давайте варить суп!» |
21 | «Возьми игрушку» | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет | Материалы. Различные предметы и игрушки. Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать. В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них». |
22 | «Найди свое место» | Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. | Материалы. Разнообразные игрушки или предметы. Предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2—3 раза. Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2-3 игрушки. |
23 | «Постучим, погремим!» | Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы | Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.). Игра проводится на полу или за столом. Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п. Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.) Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока. Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего. |
24 | «Песочница» | Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково). | Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки. Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка. Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка. |
25 | «Прячьтесь в домик!» | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи | Материалы. Игрушечный домик. Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф. По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него. |
26 | «Предметы и картинки» | Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание | Материалы. Игрушки и картинки с их изображениями. Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам. Дети по очереди выбирают игрушки , кладут рядом картинки. В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания. |
27 | «Узнай по звуку» | Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. | Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма. Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее. В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей. |
28 | «Наполни кувшин» | Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало | Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка. Игра проводится индивидуально. Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли». Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало». Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду). И фу можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них. |
29 | «Возьми в руку!» | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева | Материалы. Различные предметы и игрушки. Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую». Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки: •если ребенок правша, напомните ему, что правая рука — это та рука, в которой он держит ложку, когда ест суп или кашу; к кофточке малыша с левой стороны пришейте красное сердечко, объяснив, что у людей сердце находится слева; •предложите ребенку надеть на правую руку браслет на резинке или колечко на палец — так ему будет легче ориентироваться. |
30 | «Парные картинки» | Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. | Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов. Игра проводится индивидуально. На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же. Затем предложите ребенку другую картинку. Количество картинок можно постепенно увеличить с 2—3 до 4-6 пар. При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе. |
31 | «Веселый Петрушка» | Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук | Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма. Игра проводится индивидуально или с группой детей. Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!» Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры. В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей. |
32 | «Бутылки» | Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. | Материалы. Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2-3 шт.); вода (можно использовать подкрашенную воду). Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало волы...» Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину. |
33 | «Где же мишка?» | Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. | Материалы. Стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки. Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом. Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула. |
34 | «Собери целое» | Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление | Материалы. Сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями. Разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите малышей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание. Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать, а затем снова собрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать. |
35 | «Кто позвал?» | Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание | Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя). Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить. Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. |
Список литературы:
1. Я. А. ЯНУШКО Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ» 2009