Кружок "Пирамидка"
план-конспект занятия (младшая группа)

Программа направлена на обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для  дальнейшего умственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kruzhkovaya_rabota.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №23 «Цветик-семицветик»

Утверждено:                                                                                                                                                                             Заведующий МБДОУ

«ЦРР - Д/с №23

«Цветик-семицветик»                                                                                                                                                                 ____________ Н.В.Климовская

      «___» _____________20___г.

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Кружка: Пирамидка

                                       

Составила: руководитель кружка Кустурова Е. И.

Пояснительная записка

        Программа дополнительного образования «Пирамидка» направлена на обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

        Актуальность программы «Пирамидка» заключается в том, что ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.

       Особенностью данной программы является то, что игровые ситуации, знакомят детей с сенсорными эталонами, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей раннего дошкольного возраста.

       Данная программа направлена на развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
  • Уставом Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №23 «Цветик - семицветик» городского округа «город Якутск».

Цель программы «Пирамидка»: обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для  дальнейшего умственного развития.

Задачи:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов,
  • Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

Ожидаемые результаты:

  • Развитие сенсорных представлений путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
  • Развитие мелкой моторики пальцев.
  • Повышение уровня знаний родителей  по сенсорному развитию.

Основные методы и приемы совместной деятельности.

Методы: показ, словесное  объяснение, наблюдение.

Формы: по подгруппам - основная форма работы на занятиях; игровая, индивидуальная деятельность, развивающие игры, интегрированная форма.

Взаимодействие с родителями.

  1. Выступление на родительских собраниях.
  2. Выставка литературы, игр, пособий по познавательно - практической деятельности.
  3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Структура дополнительной образовательной программы

«Пирамидка».

      Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 1-3 года. Срок реализации программы первое полугодие.  Игра-занятие проводится в течение первого полугодия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность - 8-10 минут. Форма проведения - по подгруппам. Игры - занятия содержат познавательную информацию, насыщены игровыми ситуациями.

  1. Ведение в игровую ситуацию.

1 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

2 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

5 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

 

Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

организации

Учебных

недель

Количество часов

в

неделю

всего

1.

«Пирамидка»

Группа

раннего

возраста

подгрупповая

35

1

35

Учебно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Количество

учебных занятий

Сентябрь

1 неделя

«День ночь»

1

2 неделя

«Цветные кубики»

1

3 неделя

«Катится не катится»

1

4 неделя

«Спрячь в ладошке»

1

Октябрь

1 неделя

«Солнечный зайчик»

1

2 неделя

«Цветные палочки»

1

3 неделя

«Фигуры играют в прятки»

1

4 неделя

«Накрой платочком»

1

Ноябрь

1 неделя

«Фонарик»

1

2 неделя

«Разноцветные палочки»

1

3 неделя

«Найди такую же фигуру»

1

4 неделя

«Накрой шляпой»

1

Декабрь

1 неделя

«Свеча»

1

2 неделя

«Построй башню»

1

3 неделя

«Найди лишнюю фигуру»

1

4 неделя

«Покорми куклу»

1

Январь

2 неделя

«Собираем шишки»

1

3 неделя

«Тут и там»

1

4 неделя

«Найди свою игрушку»

1

Февраль

1 неделя

«Грибы на поляне»

1

2 неделя

«Возьми игрушку»

1

3 неделя

«Найди свое место»

1

4 неделя

«Постучим погремим»

1

Март

1 неделя

«Песочница»

1

2 неделя

«Прячьтесь в домик»

1

3 неделя

«Предметы на картинках»

1

4 неделя

«Найди по звуку»

1

Апрель

1 неделя

«Наполни кувшин»

1

2 неделя

«Возьми в руку»

1

3 неделя

«Парные картинки»

1

4 неделя

«Веселый петрушка»

1

Май

1 неделя

«Бутылочка»

1

2 неделя

«Где же мишка»

1

3 неделя

«Собери целое»

1

4 неделя

«Кто позвал»

1

 


Методическое обеспечение

Тема

Цель

Ход занятия

1

«День ночь»

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте

Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.

Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, бегать, танцевать, играть, А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес

2

«Цветные кубики»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары.

В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

3

«Катится не катится»

Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом

Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета.

Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их»,

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

4

«Спрячь в ладошке»

Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету).

Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

5

«Солнечный зайчик»

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее.

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.

6

«Цветные палочки»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно.

7

«Фигуры играют в прятки»

Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.

8

«Накрой платочком»

Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький

Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет.

Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая.

Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги.

В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

9

«Фонарик»

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы. Электрический фонарик.

Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.

10

«Разноцветные палочки»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно.

11

«Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения

Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).

Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».

Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.27

12

«Накрой шляпой»

Знакомить с величиной посредством практических действий с  предметами, с  понятиями большой, маленький

Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины.

Ход занятия

Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы.31-32

13

«Свеча»

Развивать зрительные ощущения. Формировать представления о свете, темноте, полумраке

Материалы. Свеча.

Ход занятия

Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите ее. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечой по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе (или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.

Игру можно повторить несколько раз.

14

«Построим башню»

Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход занятия

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям но одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

15

«Найди лишнюю фигуру»

Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения

Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы).

Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

16

«Покорми куклу»

Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине

Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход занятия

Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

17

«Собираем шишки»

Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало

Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки.

Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные.

В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».

18

«Тут и там»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко

Материалы. Веревка.

1-й вариант. При помощи длинной веревки сделайте на полу большой круг (в случае проведения игры на улице можно мелом нарисовать круг на асфальте или начертить палочкой на земле).

Объясните детям правила игры: «Если я скажу: „Тут",— скорее забегайте в круг. А если скажу: „Там", — выбегайте из круга и бегайте вокруг него. Слушайте внимательно!»

2-й вариант. Встаньте в центр комнаты и произносите команды: «Далеко», «Близко», в соответствии с которыми дети будут то подбегать к вам, то разбегаться в разные стороны. Для усложнения игры можно увеличить скорость смены команд.

Подобную игру можно провести и с использованием других предметов, например, мячей, которые дети будут собирать в корзину и раскидывать вокруг, или различных игрушек, которые малыши будут сначала складывать на столе, а потом располагать в разных местах комнаты.

19

«Найди свою игрушку»

Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Материалы. Разнообразные игрушки.

Раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя).

Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли.

Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память, можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5-10 минут.

20

«Грибы на поляне»

Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.

Материалы. Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка.

1-й вариант игры — за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке грибочки. Много грибов на поляне. Пробега.! мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпад из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рассказа показывать игрушки, перестукчать и убирать грибы.

2-й вариант игры — подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне».

Дети холят по группе и собирают грибы.

Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!»

Дети снова отправляются за грибами.

«Теперь грибов много, — говорите вы,.— Давайте варить суп!»

21

«Возьми игрушку»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза

и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

22

«Найди свое место»

Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память.

Материалы. Разнообразные игрушки или предметы.

Предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2—3 раза.

Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2-3 игрушки.

23

«Постучим, погремим!»

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

Игра проводится на полу или за столом.

Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.)

Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока.

Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего.

24

«Песочница»

Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько псе (одинаково).

Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки.

Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.

Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка.

25

«Прячьтесь в домик!»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи

Материалы. Игрушечный домик.

Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

26

«Предметы и картинки»

Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание

Материалы.  Игрушки и картинки с их изображениями.

Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.

Дети по очереди выбирают игрушки , кладут рядом картинки.

В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.

27

«Узнай по звуку»

Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.

Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух.

Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее.

В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.

28

«Наполни кувшин»

Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало

Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка.

Игра проводится индивидуально.

Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».

Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».

Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду).

И фу можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.

29

«Возьми в руку!»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую».

Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки:

•если ребенок правша, напомните ему, что правая рука — это та рука, в которой он держит ложку, когда ест суп или кашу; к кофточке малыша с левой стороны пришейте красное сердечко, объяснив, что у людей сердце находится слева;

•предложите ребенку надеть на правую руку браслет на резинке или колечко на палец — так ему будет легче ориентироваться.

30

«Парные картинки»

Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.

Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов.

Игра проводится индивидуально.

На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же. Затем предложите ребенку другую картинку.

Количество картинок можно постепенно увеличить с 2—3 до 4-6 пар.

При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.

31

«Веселый Петрушка»

Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук

Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон,  пианино, дудочка, гармошка),  ширма.

Игра проводится индивидуально или с группой детей.

Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!»

Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры.

В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей.

32

«Бутылки»

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

Материалы. Пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2-3 шт.); вода (можно использовать подкрашенную воду).

Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало волы...»

Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.

33

«Где же мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы. Стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула.

34

«Собери целое»

Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление

Материалы. Сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями.

Разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите малышей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание.

Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать, а затем снова собрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать.

35

«Кто позвал?»

Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание

Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза).

Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя).

Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.

Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.

Список литературы:

1. Я. А. ЯНУШКО Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ» 2009