Развитие графо моторных навыков у детей старшего возраста.
материал (старшая группа)

Орленко Екатерина Ивановна

Создать условия для формирования графо моторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_22-23_pechat.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

               Перспективный план самообразования педагога.

                                                                  Актуальность .    

Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия…». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.

Что же такое графо моторные навыки? Графо моторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графо моторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться  не  напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При  рисовании орнаментов  дети практически познают  приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся  правильно  определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графо моторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.

Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графо моторных навыков детей старшего дошкольного возраста» целью, которой является: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.                                                                Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, посещения МО педагогов, изучения статей на интернет сайтах, прослушивания вебинаров.

Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графо моторных навыков.

Создать условия для формирования графо моторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графо моторных навыков у детей.

Способствовать развитию у детей графо моторных навыков

Сентябрь.

Диагностика. Выявить уровень развития графо-моторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.

Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графо-моторных навыков.

Консультация для родителей «Развитие  графо-моторных  навыков у детей дошкольного возраста».

Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.        

Октябрь. Ноябрь.

Пополнение картотеки с пальчиковыми  упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.        

Пальчиковый театр, пазлы, мозаика, конструктор, , теневой театр.

Дидактические игры:

 1. «Ниткопись» (выкладывание шерстяной нити по контору какого — либо изображения.)

2. «Кто скорее свернет ленту? »( две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

3. «Путешествие пальцев»

(лист бумаги,  на котором изображены 2  домика в разных  концах

«островки» для передвижения пальцев.)

4. «Составь узор из спичек и палочек»

(разноцветные  палочки в коробке; образцы

узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для

выкладывания узора.)

5. «Пуговичные бусы»

(Леска с закрепленной на конце пуговицей, набор пуговиц)

6. «Чем не Золушка?».

(перемешать два вида крупы, необходимо разложить крупу по разным банкам).

7. «Месим тесто». (Погружать руки ребенка в миску с крупами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.)

8.Анкетирование для родителей «Формирование графо-моторных навыков         у детей 5-6 лет»

Декабрь . Январь.

1.Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Рисование по шаблонам.

8. Обведи и раскрась.

9. Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш.

Февраль. МАРТ.

 1.Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и     ручной умелости.»

2. Просмотреть видеоролик на тему: "Комплекс игр и упражнений для развития графомоторных навыков"

3.Игры с прищепками, палочками Кюизенера.

4.Выкладывание цифр из других предметов.

5.Лабиринты.

6.Раскраски, рисование по замыслу.

7.Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов.

8.Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).

Апрель .Май.

Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей («Волшебные шнурочки», «Мозаика», «Строители» «Карандаш», «Трафареты», «Вкладыши»).

Графические упражнения, рисование в раскрасках («Змейка», «Лебедь», «Собака», «Страус» ,«Графический диктант»).

 Познакомить детей с «клеткой». Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.                                                                                                          

                                                                                                                                                                                 

 Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

Познакомить детей с понятием «строка»

Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук.

Дети сжимают пальцы рук в кулачки, прижимают их друг к другу, сцепляют пальцы обеих рук, давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней («Кошка», «Крючки», «Цепочка», «Лыжник» ,«Фонарики», «Слоник», «Ножницы»)

Консультация для педагогов на тему «Развитие графо-моторного  навыка у детей  дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...