Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка: дома и на прогулке"
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «ЧЕБУРАШКА»
«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА:
ДОМА И НА ПРОГУЛКЕ»
Путилина Е.Е.,
учитель-логопед
Март 2018г.
Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.
Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал.
«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений, применяемых в компенсирующей группе.
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.
Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием лексико-грамматического строя речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений.
Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т.д., т.е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей-логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Игры по дороге в детский сад (из детского сада)
«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
Игра «Рыба, птица, зверь» На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
Игра «Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
Игра «Отгадай предмет по паре других». Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья; торт, свечи - это праздник и т.д.
Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова, но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
В игру «Живое предложение» можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение Весной расцвели голубые подснежники. В ходе игры предложение может звучать так: Расцвели голубые подснежники весной или Голубые подснежники весной расцвели. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
Игра «Задом наперед». Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
Игра «Интеллектуальный теннис». Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение (Например: море - синее; солнце - яркое; дождь – грибной).
Игры на кухне
Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову, какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
В выходной день можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова. Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост- длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
В логопедической практике по закреплению и развитию лексико-грамматических представлений у детей в домашних условиях часто используются пособия З.Е. Агранович. В данном пособии представлено примерное планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников по годам обучения с сентября по май включительно, а также — различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте.
Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Данный материал ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение Программы обучения и воспитания в детском саду и методические рекомендации, которые используются в работе с дошкольниками с ОНР.
Многие логопеды в работе с родителями используют домашние тетради Н.Э. Теремковой, Т.А. Ткаченко.
Комплект Теремковой предназначен для детей 5—7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.
Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.
Каждую неделю логопед информирует о названии лексической темы и отмечает сроки ее изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозированно занимаются с ребенком по альбому. В начале следующей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Выполняя предложенные в альбомах Н.Э. Теремковой, Т.А. Ткаченко, упражнения с опорой на картинки:
- родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме;
- дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Ниже приводится игровой материал для формирования лексико-грамматических средств языка при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи.
- «Угадай слово»
Цель: использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
- «Почемучка»
Цель: учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.
- «Правильно назови листья»
Цель: образование относительных прилагательных.
- «Разноцветные листья»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
- «Один – много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных множественного числа в родительном падеже.
- «День рождения зайца»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами.
- «Магазин»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования относительных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
- «Мы считаем»
Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.
- «Что в магазине»
Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
- «Чья мама, чьи детки»
Цель: закрепление в активном словаре существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами.
- «Накорми животных»
Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.
- «Чьи хвосты»
Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.
- «Кому что дадим»
Цель: закрепления формы дательного падежа существительных.
- «Кто как разговаривает?»
Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражаний.
- «Один – много»
Цель: образование множественного числа существительных.
- «Подумай и ответь»
Цель: согласование существительных с числительными.
- «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
- «Два брата – ик и – ищ»
Цель: учить образовывать существительные с ласкательными и увеличительными оттенками.
- «Что из чего сделано»
Цель: закрепление словообразования прилагательных.
- «Чьи это вещи?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
- «Мой, моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»
буклет для родителей...
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка дома"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА ДОМА И НА ПРОГУЛКЕ
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решат...
Консультация «Как развивать речь ребенка дома?»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Как одевать ребенка дома и на прогулку".
Помните, здоровье ребенка при выше всего!...
Развиваем речь ребенка дома и на прогулке
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внима...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"
Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...