Проект "Зимние праздники на Руси"
проект (подготовительная группа)
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obnovlennyy.docx | 385.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад33
«Зимние праздники на Руси»
Составил: воспитатель
Агеева Е. В.
Киселевск 2016
Тип проекта
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-деятельный, игровой;
- По характеру содержания: общество и его культурные ценности;
- Участники проекта: дети, родители, воспитатели;
- По характеру контактов: в нутрии ДОУ, в контакте с семьей;
- По продолжительности: средней продолжительности.
Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ33 в совместной деятельности педагога, детей и их родителей.
Актуальность
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Задачи. 1.Приобщать старших дошкольников к народной культуре и традициям по средствам народных праздников.
2. Развивать устойчивый интерес к народной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, духовностью, традициями, особенностями культуры.
3. Знакомить детей с народным творчеством, с традициями русского народа, с календарными праздниками и обычаями.
4. Формировать у детей патриотические чувства, духовные качества, эстетический вкус.
5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Методы проекта
- Анализ литературы по данной проблеме;
- Анализ и обобщение опыта педагогов по данной теме;
- Проведение непосредственно – образовательной деятельности;
- Планирование;
- Совместные игры и творчество;
- Прогнозирование
Содержание проектной деятельности:
Этапы и сроки проектной деятельности:
- 1 этап – подготовительный;
- 2 этап – практический;
- 3 этап – заключительный.
Подготовительный этап (2 половина ноября)
- изучение методической литературы по теме проекта;
- изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
- разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
- использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Практический этап (с 1 декабря – по 13 марта)
- Совместная деятельность педагогов с детьми и их родителями:
наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
- Беседы с применением методических приемов, как вопросы, сравнения,
индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
3.Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Рождество», «Святки», «Масленица» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
4.Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (народные песни и танцы, хороводные игры);
5.Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.
Заключительный этап (первая половина марта)
Анализ проведенной работы.
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков адекватного восприятия и пространственного анализа культуры русского народа;
- расширены знания о зимних народных праздниках и их происхождении, пополнился личный репертуар народными песнями, пословицами, поговорками, сказками, хороводными играми;
- применение полученных знаний в жизни через отражение в продуктивной деятельности;
- у детей проявляется активный интерес к культуре собственного народа, интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты;
- расширилась сфера участия родителей в организации воспитатено – образовательного процесса в группе, лучше узнали семьи воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
План мероприятий по реализации проекта.
Декабрь
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
1 декабря | «Первый день зимы» –«Зимоуказатель» Физкультурно – спортивный праздник «Встреча зимы» | Закреплять знания о первых признаках зимы. Познакомить детей с приметами первого дня зимы. Рассказать детям как встречали на Руси первый день зимы. Формировать любовь к народным традициям, к окружающей природе. Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. Развивать творческую активность и самостоятельность при решении нестандартных задач. Доставить удовольствие от общения с любимыми персонажами. | Беседа с детьми о первом дне зимы. Спортивные игры, эстафеты, использование художественного слова. |
14 декабря | Сказка о Дедушке Морозе и Снегурочке | Познакомить с историей происхождения Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традиции встречи Нового года. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. Формировать любовь к русскому народному творчеству. | Рассказ воспитателя об истории возникновения образа Деда Мороза и Снегурочки |
19 декабря | Развлечение «Никола – зимний» | Познакомить с народным праздником «Никола – зимний», с обычаями празднования этого праздника. Развивать художественное слово, песенное творчество, эстетический вкус. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства. | Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок. |
29 декабря | Новогодний утренник | 31 декабря по всему миру, как в старину, так и в настоящее время, люди встречают Новый Год. Встреча Нового Года всегда и во все времена сопровождается массовыми гуляньями, встречами и пышным застольем. | Песни, стихотворения, игры, театр на новогоднюю тематику |
Январь
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
8 января | Музыкально – спортивное развлечение «Коляда, Коляда, отворяй ворота» (совместно с родителями) на улице. | Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. | Прибаутки , песни, художественное слово, народные игры |
14 января | Старый Новый год | Доставить детям радость от встречи Старого Нового года | Песни, стихотворения, игры, сценки на новогоднюю тематику |
19 января | Беседа с детьми о празднике «Крещение» |
Февраль
Время проведения | Вид деятельности (мероприятия) | Цели | Содержание деятельности |
2 февраля | Конкурс рисунков «Мои впечатления о зимних праздниках» | Изображать свои впечатления о зимних народных праздниках на листе бумаги. Развивать художественное трорчество. | Рисунки детей. |
10 февраля | Развлечение для детей «Именины Домовых» | Познакомить с традициями и обычаями русского народа. Закреплять навыки выполнения элементов народной пляски «хороводный шаг», «перестроения в хороводе». Закреплять навык совместного пения без напряжения, легким звуком, четко произнося слова. Прививать у детей любовь к Родине. | Народные пляски, хороводы, русский фольклор (загадки, скороговорки, дразнилки) |
10 марта | Народный праздник «Масленица» | Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Формировать любовь к народному творчеству, развивать патриотические чувства. | Рассказ о приметах этого дня, использование русского фольклора (потешки, пословицы и поговорки, заклички, прибаутки), обыгрывание сценок. |
Обеспечение проектной деятельности:
Методические ресурсы.
1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: АРКТИ, 1992. – 149с.
Информационные ресурсы.
1.hasportal.ru> Детский сад > Окружающий мир>…opyta – rabotu – po – teme…
2. anstars.ru>…scenarii…nikd – zimniy…
3. ped – kopilka, ru>blogs/pecherica – marina…kolida.html
4. prekrasana.ru > rusisnachalnaya/587 – prazdniku…
5. bolshoyvopros…pervyj – den – zimy…na – rusi…zimnij…
6. maam.ru > detskijsad/sclnarii…staryi – novyi – god…
7. hsportal > Детский сад>арии праздника>imenny – domovyh
Приложение 1
Беседа с детьми «Первый день зимы» – «Зимоуказатель»
Цель. Закреплять знания детей о зимних месяцах, о признаках зимы. Познакомить детей с приметами первого дня зимы. Рассказать детям как встречали на Руси первый день зимы. Развивать речь, память, логику и творческое воображение. Формировать любовь к народным традициям, к природе.
1 декабря – Платон и Роман зимоуказатели. День святых Романа и Платона, мучеников 14 в. Погода этого дня был для наших предков зимоуказателем, т. е. показывала, какой станет зима наступающая, о чем сказывали: «Платон да Роман кажут зиму нам». Считалось, какое утро – таково и начало зимы, полдень указывал, какой будет ее середина, а вечер соответствовал последним месяцам. Заметная перемена в погоде этого дня грозила переломом и в погоде зимы.
Найти в избе живехонького не по поре комара, или же заметить разгуливающую на дороге ворону – приметы, говорящие об оттепели. Если же месяц всходил и «одевался» в круг, то ждали сильных морозов.
Дети и молодежь в этот день впервые выволакивали сани и коньки, катались с горок и на льду, играли в снежки и лепили снежных баб.
Молодожены запрягали украшенные лентами и колокольчиками сани с лошадьми и выезжали на них покататься "в люди", "показать молодую"..
Люди постарше и посолиднее спешили на первую зимнюю ярмарку - где торговали плодами лета , народные музыканты развлекали народ прибаутками и частушками, народ согревался чаем с баранками и кое-чем погорячее...
Конспект зимнего физкультурно-спортивного праздника в старшей группе «Встреча зимы»
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений, развивать основные физические качества, воспитывать целеустремлённость, настойчивость и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет.
2. Развивать пространственную ориентацию, воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, творческую активность и самостоятельность при решении нестандартных задач.
3. Повышать двигательную активность.
4. Доставить детям удовольствие от занятия физической культурой, от общения с любимыми персонажами и совместной деятельности.
Оборудование: магнитофон, костюмы для персонажей, лыжи детские (пластмассовые, маленькие) – 2 шт., 2 ложки – деревянные, мешки для прыжков – 2 шт., ортопедические мячи – 2 шт., клюшки хоккейные – 2 шт., сухой бассейн с маленькими мягкими мячами, снежки ватные, снежинка большая, эмблемы команд, цифры (1,2,3,4), конверты с записками, буквы З-И-М-А, угощение детям.
Место проведения: физкультурный зал.
Персонажи: Зима, Баба-Яга.
Ход НОД:
Зал оформлен в Зимнюю поляну.
На стене висят снежинки разной формы.
Ведущий: Ребята, сегодня на календаре 1 декабря, первый день зимы! В старину этот день называли зимоуказателем. В этот день внимательно наблюдали за погодой, считалось, какая погода стоит в этот день, такая и зима будет. Если тепло, то зима будет мягкая и теплая, если холодно, то студеная, а если ветер в этот день сильный гуляет, то и вьюг будет зимой много. Перемена погоды в этот день, также учитывалась, считалось, что и зима будет переменчивой.
Ведущий: А какая же погода сегодня? (теплая, идет мелкий снежок)
Ведущий: Я предлагаю, вам, ребята, в такую чудесную погоду прокатиться в зимний лес. А на чем люди в старину ездили в зимний лес? (на санях) И мы с вами сейчас прокатимся на тройке лошадей (под песню из кинофильма «Чародеи» дети по кругу двигаются в такт музыке, имитируя, что скачут на тройке лошадей)
Ведущий: Ребята, посмотрите, мы с вами попали в сказочный лес. Здесь настоящая Зима. Смотрите, какие красивые снежинки (навести детей на мысль, что одна снежинка необычная).
Ведущий: Ребята, посмотрите, она и правда необычная. Она с письмом. Давайте его прочитаем?
Письмо: «Перехитрила меня Баба Яга. Спрятала в сугробах снежных. Я прошу вас – поспешите и в беде мне помогите. Вам нужно все препятствия пройти и от Бабы Яги меня спасти. Зима».
Ведущий: Дети, будем Зиму из беды выручать? (Да).
Ведущий: Чтоб отправиться на поиски Зимы, должны разминку сделать мы. В ряд скорей друзья вставайте и разминку начинайте.
1 ребёнок:
Нам мороз не беда,
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Ведущий: Как?
Дети:
А вот так! (Имитируют езду на санках).
Ведущий: А потом?
2 ребёнок:
Потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Ведущий: Как?
Дети: А вот так! (Имитируют езду на лыжах).
Ведущий: Молодцы! А ещё?
3 ребёнок:
А ещё берём коньки
И бежим мы на катки.
Ведущий: Как?
Дети: А вот так! (Имитируют катание на коньках).
Ведущий: А потом?
4 ребёнок:
Потом в снежки играем,
Очень метко попадаем.
Ведущий: Как?
Дети: А вот так! (Имитируют игру в снежки).
Ведущий: Ой, какой большой снежок в меня кто-то кинул. Ребята, он не простой. Смотрите, в нём что-то есть. Сейчас мы посмотрим, что же там такое (читает записку).
Записка: «Здравствуйте, детки – конфетки. Собрались Зиму спасать? Что ж, попробуйте. Чтоб Зиму вам спасти, надо буквы найти. Из найденных букв слово собирайте и Зиму освобождайте. Если хотите все буквы заполучить, покажите, какие вы ловкие, быстрые. Вот вам первое испытание – нужно проскакать в мешках».
Эстафета: «Прыжки в мешках».
Ведущий:
Бегали вы ловко, а сейчас найдите букву. Буква спрятана где-то здесь (Под сугробом спрятана буква И)
Ведущий:
В записке Бабы Яги вот ещё что написано: «В дороге будьте внимательны, обращайте внимание на символы Зимы, рядом могут лежать записки, которые подскажут, что делать дальше».
Ведущий:
Первую букву мы нашли, а что же дальше? Наверное, надо искать записку. Смотрите она где-нибудь здесь.
(На сосульке прикреплена записка).
Записка: «Дальше идите по цифрам».
(На пути «сугроб» -сухой бассейн с мячами).
Ведущий:
Вот ещё одна преграда, нам надо её только преодолеть.
Ведущий:
Я думаю, что он не просто так возник у нас на пути. Где-то здесь спрятана буква. Надо её найти.
(Буква спрятана в бассейне. Находим букву А, к ней прикреплена записка).
Записка:
«Третью букву вы найдёте, если следующее испытание пройдёте.
Нужно ложку крепко брать, ну и снежочек не ронять!»
Ведущий:
Ребята, встаём в команды и выполняем задание Бабы Яги.
Эстафета с ложками и снежком.
(Дети находят букву З, которая спрятана у «Снеговика». Появляется Баба Яга).
Баба Яга:
Здравствуйте! Пришли всё таки Зиму выручать.
Ведущий:
Баба Яга зачем же ты Зиму спрятала?
Баба Яга:
Мне захотелось узнать, нужна ли вам Зима, будете ли вы её искать.
Ведущий:
Конечно, нужна нам Матушка-Зима. Куда её спрятала?
Баба Яга:
Вы хорошие дети, не оставили Зиму в беде. Покажу, куда её спрятала. Только сначала загадки отгадайте.
1. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Горка)
2. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
3. По снегу покатите – я подрасту.
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Баба Яга:
Молодцы! Все загадки отгадали. А сейчас скажите, в каких сказках, мультфильмах вы меня видели, обо мне читали?
(«Гуси - лебеди», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «А Баба Яга против»).
Баба Яга:
Всё знаете, молодцы! Получайте букву М. Сложите слово.
(Дети складывают слово «ЗИМА»)
Под музыку появляется Зима.
Зима:
Здравствуйте! Спасибо, что вы пришли мне на помощь. А вы любите играть? Давайте поиграем.
(Дети делятся на две команды).
Эстафеты:
1. «Хоккеисты» - ведение клюшкой кубика до стойки и обратно.
2. «Снежные комья» - прыжки на ортопедических мячах.
3. «Лыжные гонки» - пройти на лыжах.
Зима и Баба Яга угощают детей.
Ведущий:
Вот и подошёл к концу наш праздник. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Зима и Баба Яга уходят).
Ведущий:
И нам пора!
История Деда Мороза и Снегурочки.
Цель. Познакомить с историей происхождения Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традиции встречи Нового года. Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость. Формировать любовь к русскому народному творчеству.
Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.
С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз (Велес) божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался он как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.
И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.
Прообразом же современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. (19 декабря)
В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.
О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.
В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит мешок с подарками и волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.
Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее — на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.
Нужно заметить, что Снегурочка – это чисто русское явление. Ни у одного заморского персонажа, символизирующего приход нового года, нет спутницы. Только наш Дед Мороз счастливчик.
Сколько бы версий о происхождении этих любимых образов детства ни было, наши дети всё равно будут ждать чуда и верить в волшебство, которое непременно наступит в Новогоднюю ночь с приходом доброго Дедушки Мороза. А мы, взрослые, можем поддержать эту веру, и хоть на одну ночь жизнь превратить в сказку.
Приложение 2
Сценарий музыкально – спортивного развлечения «Коляда, Коляда, отворяй ворота» (на улице)
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
- Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Словарная работа:
Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
Оборудование:
магнитофон, проектор, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; обруч-колесо -2; мешки для прыжков-2; метелка, горшочек, таз с водой, звезда, месяц, вертеп, звездочки по количеству детей, угощения.
Предварительная работа:
Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».
Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп.
Ход мероприятия:
Хозяйка: Здравствуйте ребята, гости дорогие. Вот и закончилась новогодняя суета. Зима самое интересное время для игр и забав.
Скоморох1 (родитель): Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. Помню, в молодости весело было зимой. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.
Хозяйка: Так что же такое святки?
Дети читают стихи
1.Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
2.От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3.Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Скоморох2 (родитель):
День сегодня непростой, праздник к нам пришел святой.
Наступило Рождество, начинаем торжество!
Хозяйка: Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!
Скоморох1: Колядовщиаки мы и в поле загулялись да сюда забралися
На людей посмотреть себя показать!
Дети читают колядки
4.Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
5.Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте.
6.А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
7.Житья вам сто лет!
Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам: девочкам и мальчикам
Все: Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Скоморох2: А теперь игра - не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
(прыжки на месте на двух ногах под русскую народную мелодию)
1игра «Мотальщики»
Скоморох1 (достает из мешка палочки для игры):
На концах бечевок палки,
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
2 игра «Богатыри»
Скоморох2: А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней! (двое игроков должны забить палками мячи в ворота)
3 игра «Колесо» (эстафета)
Скоморох1: Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса. Деревянное колесо поджигается и катается с горы или в гору. Колесо всегда образно отождествлялось с солнцем, а горящее колесо, которое катится в гору, символизирует собой прибавление дня.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай! …
Колесо, гори-катись
игра «Катание колеса"
Со весной красной вернись! ...
4 игра «Прыжки в мешках»
Скоморох2: Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
5 игра «Гори, гори ясно!»
Скоморох1: (считалка)
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот кто водит
Первым пусть выходит!
(Дети встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Водящий стоит перед первой парой и держит в руках бубен.) Дети поют песню:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Взглянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
(Пока поется песня, последние пары проходят через ворота и встают впереди, По окончании песни первая пара разъединяется: один ребенок обегает пары справа, другой – слева. Каждый из них пытается добежать до водящего и ударить в бубен.)
6 игра «Золотые ворота»
Ряженные взрослые делают несколько «ворот» (поднятые руки, изображая ворота по кругу, через некоторое расстояние. Все остальные бегают через «ворота» и проговаривают:
Все: Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
Ну, а в третий раз не пропустим вас! Стоящие опускают руки. Тот, кто попался в ворота танцуют под рус. нар. мелодии.
Звучит рус. нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза сценка «Медведь и Коза»
Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь: Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
Коза: Выходи плясать Медведь,
Я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь: Ты когда поешь Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза:А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха!
Медведь: Ах, Коза, ты Коза,
Серенькая Козочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза: Ах, мой Миша дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили!
7. муз/игра «Шла коза по лесу»
Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать? Достают горшочек, водят хоровод и поют:
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!
Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Скоморохи комментируют.
-Хлеб - житье в достатке.
-Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
-Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
-Монетка -к достатку, жить будешь богато.
-Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
-Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
-Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
-Зеркальце–собою любоваться. Делом не заниматься.
Хозяйка: Всего один горшочек остался. А ещё есть такая примета - если звёздочку с неба поймаешь…И желание загадаешь…-То оно непременно исполнится!
Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.
Скоморох: Загадывайте все желания!
Все колядовщики.
Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят
И на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были Много лет жили.
Сценарий праздника «Старый Новый год».
Дети входят в зал под песню «Новогодние игрушки»
Ведущий
Есть любимый всеми праздник–
Старый Новый год!
Он подарками нас дразнит,
Счастье в дом несет!
Мы с тобою праздник этот
Встретим в январе.
Будет пусть сверкать огнями
Елка детворе!
Все отметим этот праздник
Мы в кругу друзей,
Пусть всегда в нашем зале
Будет веселей!
(дети исполняют танец «Новогодний детский сад»)
Ведущий
Как много в этот зимний день
Здесь собралось народа
Мы рады всех поздравить вас…
Дети: Со Старым Новым годом
Ведущий
Как красиво в нашем зале –
Словно в сказку мы попали
Все сверкает и поет –
Здравствуй, Старый – Новый год!
(дети водят хоровод «К нам приходит Новый год»)
Ведущий
Под Новый год случаются повсюду чудеса,
И в нашем зале слышатся всех сказок голоса.
Готовы к встрече с волшебством? (да)
Тогда мы начинаем,
И в сказку новогоднюю
Мы с вами попадаем…
(свет гаснет)
Тише, тише, свет погас–
Наступил волшебный час.
Вечерняя звезда зажглась,
Лесная сказка началась.
(в зал вбегают Бабки -Ежки и поют частушки)
Вместе:
Растяни меха , гормошка,
Эх, играй – наяривай!
Пой частушки, Бабка- Ежка,
Пой – не разговаривай!
1.Мы с подружками втроем
Вам частушки пропоем.
Громче, громче хлопайте,
Каблучками топайте!
2.Я была на веселее
И летала на метле,
Услыхала, что у вас
Праздник Новый год сейчас.
3.ЗХахотелось нам на бал–
Новогодний карнавал.
Дружно в ступу сели,
На праздник полетели!
Вместе:
Громко песни мы поем,
И подарков тоже ждем.
Нас не забывайте,
Конфетой угощайте.
4.Мы частушки вам пропели
Под веселый перепляс,
С Новым годом – Старым годом,
Поздравляем нынче вас!
Ведущий.
В гости к нам спешат ребята
Старый Новый год встречать!
Удалые домовята.
Они любят танцевать.
(танец домовят)
Домовой.
Мы ребята-домовые,
Развеселые такие.
Рады вас поздравить мы
С новым праздником зимы!
Ведущий.
К нам из Африки на праздник
Змей Горыныч прилетел.
Удержать не смог веселья,
Песню звонкую запел!
(песня Змея Горыныча )
Ведущий
Разметая снег метелкой,
К нам Снеговики спешат.
Рады танцевать у елки,
Рады веселить ребят!
(в зал выходят Снеговики)
Снеговик
Мы веселые ребята,
Нас зовут Снеговики.
Очень любим мы веселье
В Новогодние деньки!
И поэтому для вас
Потанцуем мы сейчас!
(танец Снеговиков)
Ведущий
Даже мышки прибежали,
К нам на Старый Новый год.
Заплясали, зашуршали,
Завели свой хоровод.
(танец мышат)
Ведущий
Даже звездочки спустились
С неба к нам на карнавал.
Пусть же ярче будет в зале,
Час для праздника настал!
(танец и песня звездочек)
Звездочки (поют)
Солнце скрылось за горой,
Нам пора вставать.
Будем Дед мороз тебе
Путь мы освещать.
В золоченных башмаках
Пляшем мы гурьбой.
Проплывает в облаках
Месяц золотой.
Ведущий.
Только Мишка спит в берлдоге,
Спит и видит сладкий сон,
Будто к нам в дет сад на праздник,
На салазках едет он.
(песня «Медвежий сон»)
Ведущий
Ах, карнавал, удивительный бал,
Сколько друзей, ты на праздник собрал!
Пусть все смеются, танцуют, поют,
Всех чудеса впереди еще ждут!
А какие же чудеса без Дед Мороза? Давайте все дружно его позовем!
Дети: Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!
(входит Дедушка Мороз. На голове у него бандана, наушники, разговаривает по сотовому телефону)
Ведущий
Дедушка Мороз! Ты ли это?
Дед Мороз
Я! Я! Иду в ногу со временем! Вращаюсь в различных кругах, тусуюсь! Живу современно, легко и прикольно! (глядя на елочку): Вау! Какой блеск!
Ведущий Дедушка Мороз! Ты знаешь, куда ты пришел?
Д. М. На тусовку!
Ведущий
На какую еще тусовку, что это за слова такие? Это же детский сад! И дети у нас воспитанные! Ты чему их учишь!
Дед Мороз
Детский сад! Да что ж это я, старый удумал? Простите, дети, простите меня старого!
(за елкой надевает шапку, превращается в настоящего Деда Мороза)
Дед Мороз
С Новым годом! Старым годом! Поздравляю всех детей!
Дружно встанем в хоровод и споем про Новый год!
(хоровод «К нам приходи Новый год»)
Ведущий
А теперь, Дед Мороз,
Поиграй ты с нами.
Попляши ты в кругу
С нашими друзьями.
(игра «Вот попался к нам в кружок»)
Дед Мороз
Ох, устал, устал, устал!
Вон как весело плясал.
Мне б Снежиночек сюда
Таю – таю, господа!
Ведущий
Эй, Снежиночки, скорей к нам сюда летите!
( танец Снежинок)
(Дед Мороз угощает ребят канфетами)
Дед Мороз
Вы веселье продолжайте
Старый Новый год встречайте
Ну, а мне пора прощаться
И на север возвращаться.
До свиданья, детвора. До встречи в следующем году!
Ведущий
Ну и нам пора настала расходиться по домам,
Пусть веселье, радость, счастье
Новый год подарит нам.
(дети еще раз обходят елку и поют песню «В лесу родилась елочка»)
Приложение 3
Сценарий развлечения «Именины Домовых»
Цель: формирование национального самосознания, развитие у ребенка общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Познакомить с традициями и обычаями русского народа
Художественно-эстетическое развитие:
2. Закреплять навыки выполнения элементов народной пляски «хороводный шаг», «перестроения в хороводе»
3. Закреплять навык совместного пения без напряжения, легким звуком, четко произнося слова
Социально-коммуникативное развитие:
1. Прививать у детей любовь к Родине
2. Развивать коммуникативные качества детей в совместных играх
Речевое развитие:
1. Обогащать словарный запас детей
Методы и приемы:
- словесные: беседа, ситуативный разговор, диалог
- практические: игровые задания, хороводные песни, исполнение танцев
- наглядные: показ
Оборудование: старинные русские предметы кухонной утвари, одежды, интерьера.
Действующие лица:
Ведущий, Баба Яга, Кузька – взрослые
Домовята – дети
Ход мероприятия:
Ведущий:
Ой вы, гой еси, люди русские!
Разудалые добры молодцы
Раскрасавицы – красны девицы!
Собрались мы все на праздничек,
Все на праздничек да на русский день!
Как на том на весёлом праздничке
Разгуляемся как захочется!
Да покажут нам добры молодцы,
Удаль русскую, богатырскую!
И споем еще, красны девицы,
Песни звонкие, песни русские,
Как певали их наши бабушки!
Отгадаем загадки мудрые,
Что придумали наши дедушки.
Золотые припомним пословицы,
Вспомним жизнь наших предков – пращуров,
Сказки мудрые, слово меткое…
Входит Баба Яга
Баба Яга: Здравствуйте, хорошие мои! Как хорошо, что пришли вы ко мне, ведь сегодня у нас большой праздник. Праздник Домового, а значит и нашего Кузеньки. Жду я Кузьку в гости, да его друзей-домовят. Как я люблю эти праздники – весело: загадки, потешки, игры, считалки, дразнилки... (слышится стук) Ах, ах, слышу Кузенька спешит ко мне!
"Танец Домовят" (музыкальное сопровождение по выбору педагога)
Это ж кто ко мне пришёл? Гостеньки разлюбезные пожаловали – погостить, навестит бабушку Ягу. Садитесь на самые удобные скамьи, на самые мягкие подушечки, а я дам вам медовый пряничек, да сусального петушка, да сахарного всадника на сахарном коне.
К у з ь к а: Да хватит уж, Баба Яга, в любезностях – то рассыпаться. Приступай к делу. А вы, домовята не бойтесь её. Видите какая она добрая. Это потому, что мы с вами собрались в " Доме для хорошего настроения". В этом зале она злой не бывает, никого не съедает, не обижает. А теперь, Баба Яга. Расскажи, что за праздник нынче. Не все, поди, его знают.
Баба Яга: Ах ты, чадушко бриллиантовое, всё – то ему знатеньки надобно, уж такой разумник. Ну, мои голубчики, слушайте. По народному поверью, сегодня именины домовых. Это добрые духи дома, единственные из нечистой силы добрые. Все остальные – сердитые: лешие, русалки, кикиморы, вурдалаки, да и я – Баба Яга. А всех злей водяной. Домовые живут в домах под печкой, или в лапте, подвешенном на печку. Домовые следят за порядком в доме, хорошо ли хозяйка дом обихаживает, мужу подлаживает, деток поднимает. А в день именин домовых окончательно приходит весна-красна!
Хоровод «Веснянка» (по выбору музыкального руководителя)
Кузька: Баба Яга, а на кого же мы, домовые, похожи?
Баба Яга: Ах ты, мой яхонтовый, домовой похож обличьем на хозяина дома, только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в тулуп, лапти. Каждый хозяин зовёт своего домового по разному: у нас, у русских – дедко, хозяин, доможил. Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды.
Кузька: А какие же обряды?
Баба Яга: А обычаи и обряды такие. Кормление домового. Я вот для тебя, мой любимец, всегда на печке оставляю каши, а ещё любишь ты щи, блины, пироги, кисель. Приглашение домового на новоселье, в новый дом. Когда люди переезжают, то домового зовут с собой: "Батюшка – домовой, кланяемся мы тебе низёхонько, собрали мы своё житьё – бытьё на новое место, так и тебя просим – пойдём с нами". Но, мой славный Кузенька, домовой, не только хранитель дома, но и воспитатель – наказывает людей за несоблюдение обычаев, если они линевые, дом не обихаживают, или кричат друг на друга.
Кузька: А как же их наказывать?
Баба Яга: Надо их, мой серебряный, пугать во сне.
Кузька: А дедушка мой иначе наказывает людей – он вёдра переворачивает, кошку на стол загоняет, в воду мусора насыплет.
Баба Яга: Ну не знаю, не знаю, а только если наказание не помогает, собирает домовой свои пожитки – тулуп, да лапти и уходит, и пусто будет в этом доме, скучно.
Кузька: А дедушка домовой сказывал. Что хозяевам можно его вернуть, позвать: "Батюшка – домовой, хранитель и ревнитель моего рода, возвернись со широких дорог, со чужих окраин к отчему порогу, ко своему углу".
Баба Яга: Люди говорят: " В ухе звенит - это домовой колокольчиком звонит".
Кузька: Всё хватит о нас, домовых, рассказывать. Давайте посмотрим, кто из моих друзей на наши именины пришёл?
Ведущий: Что ж, давай познакомимся! Каждый из вас встанет и назовёт имя, которое вам досталось. А я объясню значение имён, т. к. это старинные, забытые уже слова.
Представление домовят
Ведущий: Как видите, домовые такие же разные, как и люди. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Давайте познакомимся» передавая друг другу мягкую игрушку, при этом называя своё имя и имя своего товарища.
Проводится игра «Давайте познакомимся»
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.
Баба Яга: Так вот, мои цыпляточки, дитятки мои сладенькие, на именинах положено играть, песни петь, да хороводы водить.
Хоровод «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева
А сейчас мы с вами поиграем. Ну-ка, посчитайтесь, выберите 4-х человек для игры.
Ведущий проводит с детьми русские народные игры: «Какая твоя буква?», «Охотник».
Баба Яга: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кузька: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
Ведущий: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.
Скороговорки
Баба Яга: А ведь хочется вам, домовятки, пошалить. Научите-ка ребят, как нужно правильно дразниться.
«Дразнилки»
Ведущий: Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться;
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
3. На горе стоит телега,
Слёзы капают с души.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
4. Коль от Мурманска до Кушки
Весь народ поёт частушки,
Значит, жив ещё народ,
Ни за что не пропадет!
5. Так живи, частушка, всяко,
Под гармошку и струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня не одну!
6. Ах, ах, ах-аньки,
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Ведущий:
Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши.
Баба Яга: Ох, мои зайчики, серенькие, котятки беленькие, козлики прыгучие и устала я старая, притомилася. Заканчивается наш праздничек именин. Возвращаю вам ваши имена, да не забывайте меня. А в конце праздника обычно всех ждет угощение и вам его припасла. Кушайте на здоровье! До свидания!
Дети уходят из зала в группу, где их ждут угощения
Приложение:
Значение имен по словарю Даля:
1. Агапчик - добрый, милый.
2. Афонька - вечный, бессмертный.
3. Белебеня - болтун, враль, пустомеля.
4. Беря - бережливый, жалостливый, накопитель.
5. Вуколочка - оборотень, перевёртыш.
6. Куковяка - неженка, баловень.
Нафаня - хитрый, лукавый.
Пудя - любитель пугать
Загадки:
1. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
2. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
3. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
4. Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
5. Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
6. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Скороговорки.
1. У осы не усы, не усищи, а усики.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Дразнилки:
1. Агап - воробей
Не гоняй голубей
Голуби боятся
На крышку не садятся
2.Сел Афонька на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Афоню волки съели!
3. Белебеня съел медведя
Утром рано съел барана.
На закуску съел лягушку,
Хотел волка, да неловко,
Хотел гуся, да боюся.
4.Беря – меря – требуха
Съел корову и быка,
И 15 поросят –
Только хвостики торчат.
5. У нашего Вуколочки
Голова баранья:
Глазки человечьи,
А лицо овечье,
Ноги козлячьи,
Руки медвежачьи.
6. Куковяка – бедный
Нашёл кувшин медный
Пошёл по водицу,
Начёл рукавицу!
7. Нафаня – карапуз
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Нафаня отпирается,
Это бабушка, не я !
Это кошечка твоя!
8. Пудя – мудя.
Упал с небес,
Со всего размаху
Разорвал рубаху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...
Масленица — великий праздник на Руси.
Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы....
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Праздники на Руси»
Цели: Формировать представление детей о праздниках на Руси (святки), об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детейк истории и традициям своего народа....
Информация для родителей - праздники на Руси, Масленица
Информация для родителей для ширмы-передвижки - праздники на Руси, Масленица...
Презентация проекта "Народные праздники на Руси .Масленица."
Цель: знакомство детей с русскими народными праздникамиЗадачи:1.Познакомить детей с историей праздника2.Сформировать представления о русских традициях и обычаях3.Развивать интерес детей к празднику и ...
Народные праздники на Руси. Русские обычаи.
Познакомить детей с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, обьяснить их происхождение.Воспитывать интерес к истории России,нацирнальной гордости, чувство причасности к Великому русскому...
Реализация проекта "Календарь народных праздников" Информация на стенд "Осенние праздники на Руси"
Информация на сенд "Музыкальная минутка" Реализация проекта "Календарь народных праздников"....