проект "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
проект

Бакум Евгения Александровна

проект "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

ПРОЕКТ

Исследовательский проект «Сенсорное развитие детей 2-3 лет

посредством дидактических игр»

Разработчик: Бакум Е.А,

воспитатель

                                                           г. Надым, 2020г.

Актуальность:

Воспитательно - образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаю акцент на игровую форму деятельности. Именно дидактическая игра с элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессовсенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Сенсорное воспитание у детей младшего возраста 2-3 лет,  наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Проблема:

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном средний уровень, но были и низкого уровня развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Цель: 

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи проекта:

Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр;

Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);

Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);

Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

Развивать мелкую моторику рук;

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Воспитательно - образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаю акцент на игровую форму деятельности. Именно дидактическая игра с элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессовсенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Ожидаемые результаты:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Гипотеза проекта:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;

Ориентироваться в 3 цветах, называть их, подбирать по образцу;

Ориентироваться в двух контрастных величинах;

Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;

Различать предметы по форме (кубик, шар);

Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник);

Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

Вопросы мониторингового исследования:

1. Ребенок различает основные цвета. (красный, синий, желтый)

2. Ребенок различает основные формы. (круг, треугольник, шар, куб)

3. Ребенок различает относительные размеры (большой, маленький).

4. Ребенок правильно называет свойства предметов (мягкий, твердый, гладкий, пушистый).

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей 1 младшей группы «А» показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном средний уровень, но были и низкого уровня развития.

1 этап:

                                                                            Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию в октябре месяце 2019г. –

"Сенсорное развитие детей младшего  возраста в условиях детского сада",  нам необходимо знать ваше  мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

  • да;
  • нет; • не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

  • считаю нужным;
  • не считаю нужным;
  • затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да; • нет;   не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

  • информация отсутствует;
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
  • я не обращаю внимания  на информацию;
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; • наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: • высокий; • средний;

• низкий. 

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

  • да;
  • нет; • не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

2 этап:

                        Проводимые дидактические игры в течении всего 2019-2020 учебного года

                                                      в 1 младшей группе «А».

            Дата

                               Игры для детей, Цели

Сентябрь-

Октябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

 «Разноцветные палочки» (формировать практические действия по цветовому различению.)

«Какого цвета не стало?»

«Разноцветные шары» (учить детей соотносить предметы по цвету)

«Собери гирлянду» (предложить собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Поиграем с прищепками» (учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.)

«Подбери чашки к блюдцам».

(учить детей соотносить предметы по цвету.)

«Спрячь мышку» (предложить спрятать мышку квадратом подходящего цвета)

«У кого какое платье» (учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет).

Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Кружки из картона разного цвета с отверстием внутри, шнурочки.

Фигурки животных из картона, прищепки разного цвета.

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10,

Куклы вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья)

цвета.

Ноябрь-

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).

«Закроем окна у домиков» (закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме.)

«Заштопай штанишки» (учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия).

«Круг, квадрат» (учить группировать предметы по форме).

Листы картона на котором изображено несколько предметов одной формы, геометрические фигуры

На белом картоне наклеен цветной домик без окна, окна по форме окна в домике.

Штаны с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

По пять картонных кругов и квадратов одного цвета

Январь-

Февраль

Март-

Апрель

    Дидактические  игры и упражнения на закрепления понятия величины.  

«Собери шарики в ведерки» (знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький»)

«Угости зайчика»(учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию).

«Большие и маленькие»

(научить ребенка чередовать предметы по величине)

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше).

«Веселые матрешки» (учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.)

Зайцы и морковки из картона разной величины

Ленты разной величины.

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Мешочек, игрушки пластмассовые, мягкие, пушистые.

Май

Соберем бусы для куклы» Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)

«Подбери лепесточки к цветам» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)

«Посади бабочку на цветок» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)

Бусины из картина различной формы, размера и цвета.

Маленькие и большие кружочки (серединки) разного цвета, к ним лепестки соответствующего цвета и размера.

бабочки и цветы из картона разного цвета и размера.

Работа с родителями:

1.Консультация "Сенсорное развитие детей раннего возраста" с использованием ИКТ

2.Беседы о роли развивающих игр для детей.

3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей»

4.Мастер -  класс для родителей «Сенсорное развитие детей в условиях семьи»;

5.Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

  • Используемая литература:
  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» –
  4.  М.:       Просвещение, 1995.
  5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
  6. дошкольников  «– М.: Просвещение, 1997.
  7. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» -

            Синтез 2009 г.

8           Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» -

            Синтез        2009 г.

3 этап:

Заключительный этап.

  •  Диагностика детей;

  • Фотовыставка "Мир сенсорных игр";
  • Мини-выставка продуктов проекта

      ​ Проведение заключительного занятия;

      ​ Самооценка, выводы.

Практическая значимость проекта

         ​ Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование     дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего  возраста;

         ​ Разработка дидактического материала и дидактических игр;

         ​ Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

         ​ Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

         ​ Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

         ​ Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Продукт проекта:

​ Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

​ Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

​ Презентация для родителей.

​ Фотовыставка «Учимся играя».

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1.​ Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2.​ Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3.​ Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4.​ Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

     5.​ Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

В результате:

Дети 2-3 лет

Родители

У детей сформирован устойчивый интерес к играм и игрушкам , способствующим сенсорному воспитанию;

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания;

созданию условий проведения дидактических игр;

Дети умеют выделять ряд свойств и качеств и называть их;

Родители получили рекомендации по изготовлению дидактических игр;

Дети различают геометрические фигуры (круг, квадрат),используя зрение , осязание;

Родители очень заинтересованы  в дальнейшем развитии сенсорного воспитания своих детей

Дети продолжают учиться группировать предметы по величине, форме, цвету;

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/224162/market_PgK_O_mv_eEd8gTwtnMFMg/orig

                           

                                      Развлечение по сенсорному развитию «В гости к бабушке»

(по мотивам  сказки «Колобок»)

(первая младшая группа)

Цель:  Закрепление сенсорных эталонов, создание радостного настроения.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить понятия «большой - маленький»,  «один - много», знание геометрических фигур и основных цветов.

2.Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (колобок, бабушка),   глаголов (укатился, плачет),  прилагательных (круглый, румяный).

3.Закреплять умение детей в ходьбе друг за другом по дорожкам, держа равновесие.        
          Развивающие:

1.Развивать  мелкую моторику,  память, внимание, логическое мышление.

2. Развивать умение согласовывать движения в соответствии со словами.

Воспитательные:

1.Воспитывать отзывчивость, доброту, желание помочь.

Оборудование и материалы: чудесный мешочек; книга «Колобок»;  домик бабушки;  дорожки разной длины (5 штук);  карточки с изображением героев сказки: Заяц, Волк, Медведь, Лиса; картинки: домик Лисы, Лиса, Колобок; мягкие игрушки: два зайца - большой и маленький; две тарелки: большая и маленькая; корзинка  с морковками большими и маленькими; цветные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; елочки и деревья; персонажи кукольного театра: волк, медведь; персонаж настольного театра: Колобок; мольберт; мыльные пузыри; мультимедиа.

Ход развлечения:

Дети заходят в зал, в центре лежит мешочек.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это? (чудесный мешочек)

Воспитатель:  Правильно, чудесный мешочек.  Что же в нем лежит?  (книжка)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Как называется сказка? (Колобок)

Воспитатель:  Ребята, а какой формы колобок? Как он выглядит? (круглый, румяный)

Воспитатель:  А у кого он жил? (у бабушки и дедушки)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сходить в гости к бабушке? (да)
Воспитатель:  К бабушке нужно идти по дорожке

             «Шагают наши ножки топ-топ-топ,

             Прямо по дорожке, топ-топ-топ»

            (дети по дорожке подходят к домику бабушки)

Воспитатель: А вот и бабушкин домик.  Давайте постучим.

(дети стучат кулачок по кулачку, из домика выходит  бабушка).

Воспитатель: Здравствуй, бабушка!
Дети: Здравствуйте!
Бабушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!  
Воспитатель: Ребятишки, посмотрите, какая бабушка грустная. Давайте спросим, что случилось?

(дети спрашивают у бабушки что случилось)

Бабушка: Колобок укатился  в лес (плачет)
Воспитатель: Бабушка плачет, бабушке грустно.  Дети, покажите, как плачет бабушка?  

                               (дети  имитирует плач)

Воспитатель:  Ребята, поможем бабушке? (да) 

Воспитатель: По дорожке пойдем, может, Колобка найдем?!

(дети идут по дорожке, встречают  зайчиков большого и маленького)

Бабушка: Здравствуйте, Зайчата, а вы видели Колобка?

Зайцы: Здравствуйте, да, мы вам подскажем, куда Колобок покатился,  только помогите нам. У нас морковки  перепутались. Помогите разложить по тарелочкам. Вот две тарелочки: маленькая и  большая.  В маленькую тарелку  маленькую морковку, в  большую тарелку большую  морковку.

Дидактическая игра «Угостим зайчиков морковкой»

Зайцы:  Спасибо. Вот вам подсказка (карточка с изображением волка)

Воспитатель: По дорожке пойдем, может,  Колобка найдем?!

(дети идут по дорожке, встречают волка)

Бабушка: Ребята, посмотрите, кто там под  елочкой сидит, грустный. (Это волк)

Бабушка: Здравствуй, Волк-волчок, зубами щелк, а ты Колобка видел?

Волк: Здравствуйте! Да, видел.  Но сначала я приглашаю вас на разминку,

Музыкальная разминка (ритмопластика)

Волк:  Вот спасибо, вам ребятишки. Развеселили меня. Вот вам моя подсказка.

(карточка с изображением медведя)

Воспитатель: По дорожке пойдем, может,  Колобка найдем?!

(дети идут по дорожке, встречают медведя)

Дети: Здравствуй, Мишка-медведь! А ты Колобка видел?

Медведь: Здравствуйте, ребятишки! Да, видел. Я подскажу, если вы поиграете со мной.  У меня  есть весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с вами в прятки.  

Дидактическая игра «Геометрические прятки»

«1,2,3, глазки закрываем мы»  (Убрать одну фигуру).

«1,2,3, глазки открываем мы»  ( Какая фигура спряталась?)

Медведь:  Молодцы, ребятишки. Мне понравилось с вами играть. Вот вам моя подсказка  

(картинка  с изображением Лисы)

Воспитатель: По дорожке пойдем, может,  Колобка найдем.

(дети  по дорожке подходят к домику лисы (интерактивная доска))

 Воспитатель:  Ребятишки! А вот и домик Лисы.   И  Колобок, не успела его лиса съесть  

(домик лисы с Колобком в окне  и Лиса, на двери висит закрытый замок)

 Но чтобы войти в дом Лисы нужно открыть замок. И тогда мы спасем колобка.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

«На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивать)

 Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед – назад)

 Повертели, (Повертеть "замочком")

 Покрутили (Пальцы  сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)

 Постучали, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)

 И открыли!» (Показать ладошки)

(домик лисы, Лиса, на двери висит открытый  замок)

Воспитатель: А вот и Колобок! (игрушка).

Дети возвращают Колобка бабушке.

Бабушка, благодарит ребят, дарит мыльные пузыри, прощается и уходит.

Воспитатель: По дорожкам мы пойдем, в детский сад опять придем!

(дети по дорожкам возвращаются в группу, игра «Мыльные пузыри»)

               

Конспект НОД для 1 младшей группы

Тема: «Бабочки»

Цель: развитие сенсорных способностей

Задачи:

Образовательные: Тренировка в различии цвета способом наложения.

- Овладение зрительным синтезом посредством объединения элементов

целостный образ.

Развивающие:  Развитие речевого дыхания.

Воспитательные: Воспитывать интерес к игровым заданиям

Демонстрационный материал: Четыре крупных цветка, вырезанных из красного, жёлтого, синего и зелёного картона. Четыре плоскостных фигурки бабочек тех же цветов.

Раздаточный материал:

1. На каждого ребёнка по 3 бабочки и по 3 цветка.

2. Конверты на каждого ребёнка.

3. Бабочки из гофрированной бумаги, прикреплённые на ниточку .

4. Карточки с изображением бабочек, разрезанные на 2 – 4 части

Ход занятия:

1. Игра «Посади бабочку на цветок»

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас, на цветочную поляну.

(Воспитатель раскладывает полотно из больших цветов на полу)

 Воспитатель: Покажи (имя ребенка), где красный цветок? Ребёнок показывает. А (имя ребенка) нам покажет синий цветок. Правильно.

Опрос всех детей, и обязательно хвалить.

Воспитатель: Над цветками порхали красивые бабочки. Какого цвета Илюша эта бабочка?

Ребёнок: Красная.

Воспитатель:  а это какая бабочка?

Ребёнок: Желтая.

(Далее воспитатель показывает бабочек и опрашивает детей).

Воспитатель: И вдруг бабочки исчезли, воспитатель сажает бабочки

соответственно цвету цветка. Куда делись бабочки?

Дети: Бабочки на цветах, но их не видно.

Воспитатель: А мы с вами сейчас тоже разложим бабочек, что бы их не было видно.

(Дети садятся за столы, и рассаживают своих бабочек так, что бы их трудно было заметить. На красный цветок, красная бабочка.)

Воспитатель: А на жёлтом цветке, какая бабочка должна сидеть?

Ребёнок: Жёлтая.

Воспитатель: А теперь посадим бабочек так, что бы каждая была хорошо

видна.

(Дети пробуют разные варианты размещения бабочек.)

А сейчас я приглашаю вас на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Физминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется. (покружиться)

2. Игра «Подуем на бабочку»

Воспитатель: Детки посмотрите, какие бабочки к нам прилетели. Показывает бабочек на ниточках и дует на них. Давайте возьмём по одной бабочке.

Воспитатель: Сколько бабочек взяла…..?

Ребёнок: Одну

Воспитатель: А….., сколько бабочек взял?

Ребёнок: Одну

Воспитатель: А теперь поднесите бабочку ко рту и подуйте на неё «Фу –у»

3. Игра «Сложи бабочку»

(Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением бабочек).

Воспитатель: Детки, а у меня есть ещё бабочки, только они разрезаны, и их

нужно сложить. Я вам раздам половинки бабочек, а вы подберите вторую

половинку и составите красивую бабочку.

Воспитатель раздаёт деткам по одной половинке бабочек, а вторую они

подбирают самостоятельно. Воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку выполнить задание.

Воспитатель: Молодцы детки, у нас получились красивые бабочки. А теперь, я вам предлагаю посмотреть красивые картинки.

Рефлексия: ребята давайте вспомним чем мы занимались? В какие игры играли? Что было самым интересным?


Конспект НОД по сенсорному развитию

в 1 младшей группе

Тема: «Прогулка!»

Цель: развитие сенсорных способностей

Задачи:

Образовательные: закреплять умение называть цвет предметов, подбирать предметы по цвету;

-различать предметы по величине (большой- маленький);

-учить различает количество предметов (один —много);

- называть предметы по форме (кубик, шарик).

Развивающие:  развивать умение отвечать на вопросы;

Развивать повторять за взрослым слова и фразы;

Развивать умение слушать и повторять текст стихотворения.

Воспитательные: воспитывать интерес к игровым заданиям, активность.

Оборудование: цветы из цветной бумаги, серединки к ним, осенние листья, разные по величине, две коробочки- большая и маленькая, сундучок с шариками и кубиками, игрушки-мишка, солнышко,

Словарная работа: большой-маленький, много-один, разноцветные, серединки, лепестки.

Ход занятия:

Воспитатель держит в руке игрушку- солнышко, предлагает детям вспомнить и рассказать вместе стихотворение «Светит солнышко» А. Барто.

Воспитатель: -Ребята, вы рады солнышку? Давайте улыбнемся и похлопаем в ладоши. Когда светит солнышко, всем тепло и радостно и хочется погулять. Приглашаю вас на прогулку на цветочную полянку.

На цветочный на лужок

Прилетел вдруг ветерок

Разбросал лепесточки

Разноцветные цветочки.

Звучит музыка,проводится игра «Собери цветок» (дети подбирают цветок к серединке по цвету, воспитатель закрепляет основные цвета).

Воспитатель: А теперь пойдем в лесок

Ждет в лесу детей дружок.

Наш Дружок- Мишутка

Уделим ему минутку.

Дети приходят в лес, встречают Мишутку, он рассказывает им, что хотел собрать маме большой и маленький букеты из осенних листьев, а ветерок помешал ему.

Звучит музыка, проводится игра «Большой- маленький» (дети сортируют по величине листья в коробки, большие листья — в большую коробку, маленькие- в маленькую коробку). Мишутка благодарит детей.

Физ. минутка «Три медведя»:

Три медведя шли домой

Папа был большой-большой.

Мама чуть поменьше ростом,

Ну, а сын-малютка просто.

Очень маленьким он был

С погремушкам ходил.

Дети подходят к сундучку,

Воспитатель: -К сундучку мы подойдем

Дружно все мы заглянем.

Дети называют содержимое сундучка, называют геометрические формы- шарик, кубик. Воспитатель задает вопросы:

-Дети, а как вы думаете, сколько в сундучке шариков и кубиков? (Много). Раздает детям предметы. В сундучке остается один кубик.

-Ребята, а сейчас сколько в сундучке предметов? (Один кубик). Дети складывают предметы назад в сундучок.

Итог занятия. (Рефлексия)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка? А что мы делали на прогулке, давайте вспомним (предлагает повторить текст):

-Мы цветочки собирали,

Серединки подбирали.

-Листочки разбирали

Мишутке помогали.

-Сундучок мы открывали

Шарики и кубики держали.

Наша интересная прогулка закончилась, поощряет активных детей похвалой.


Конспект итоговой НОД по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Тема:  «В гостях у матрёшек»


Конспект итоговой НОД по сенсорному развитию в 1 младшей группе «В гостях у матрёшек»

Цель: Способствовать формированию у детей сенсорных эталонов.

Задачи:

Образовательные

-Продолжать учить детей действовать со сборно – разборными игрушками.

-Закреплять умение составлять предмет из трёх однотипных частей, ориентируясь на два свойства – величину и положение в пространстве.

- Формировать навык подбора предметов по форме и цвету (такой же).

- Вызывать желание отвечать на вопросы «кто?», «что?» словом.

Развивающие

- Развивать внимание, мышление, память.

- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные:

- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: одна большая матрёшка, матрёшки по количеству детей трёх величин, домики по количеству матрёшек с замками и ключами четырёх цветов, ваза с «конфетами» (кубик, шарик, брусок и цилиндр завёрнуты в яркую шуршащую бумагу) и цветные тарелочки по количеству матрёшек.

1. Организационный момент

Воспитатель усаживает детей и обращает внимание на стук в двери. Входит большая матрёшка, здоровается. Матрёшка рассказывает детям о том, что она живёт в городе матрёшек и приглашает в гости. На столе стоят несколько домиков с разноцветными крышами. На дверях каждого домика висит замок такого же цвета, как крыша. Дети вместе с матрёшкой гуляют по городу и рассматривают дома, обращая внимание на цвет крыш и, называя его.

Матрёшка говорит: - Дети, в этих домиках живут мои подружки. Но, чтобы они к нам пришли, нужно открыть замки, а я не умею. Помогите мне, пожалуйста.

Пальчиковая игра «Замок»

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек покачали,

Мы замочек покрутили

И открыли.

(На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол, качать из стороны в сторону, выполнять круговые движения «замочком», и показать ладошки).

2. Основная часть.

Матрёшка: - Дети, наши замочки открылись, а на домиках – нет. Нужно подобрать ключи.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Матрёшка показывает детям ключи разного цвета, которые лежат вперемешку. Дети рассматривают их, называют цвет. Затем предлагает подобрать ключ к двери. Дети берут по одному ключу и сравнивают по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый).

https://www.maam.ru/upload/blogs/a4555dce36b391b353d7e41bcd770905.jpg.jpg

Двери открываются, и появляются матрёшки. Рассматриваем матрёшек, обращая внимание на то, что у них есть юбочки, а на голове – платочек.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

Игра «Собери матрёшку»

Воспитатель предлагает детям взять в руки матрёшек, и обращает внимание на то, что они тяжёлые.

Открываем матрёшку, приговаривая: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!» Открываем верхнюю часть и ставим на стол, достаём другую матрёшку, ставим на стол, а первую закрываем.

https://www.maam.ru/upload/blogs/5c08ff1d24d3f245bf1577b1699bcc5a.jpg.jpg

Когда все матрёшки будут стоять рядом друг с другом, рассматриваем и обращаем внимание на величину.

https://www.maam.ru/upload/blogs/53337b25b7c6e829c32eb971502d6ed2.jpg.jpg

Затем выполняем обратные действия – прячем матрёшек.

Воспитатель предлагает поставить матрёшек около своего домика.

Физкультминутка «Улыбнись»

Мы сначала будем хлопать,

А затем, а затем

Мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

3. Заключительная часть.

Воспитатель ставит перед каждой матрёшкой тарелочки, а около большой матрёшки вазу с «конфетами».

Игра «Угостим конфетами»

Матрёшка предлагает взять детям по «конфетке» из вазы, раскрыть их, рассмотреть и обследовать форму, положить на тарелку каждой матрёшке. Затем ещё взять по «конфетке», раскрыть и положить на тарелку той матрёшке, у которой «конфетка» такой же формы (шарик, кубик, брусок и цилиндр).

https://www.maam.ru/upload/blogs/a0142a06f9c4f9f261d5d6b06232e852.jpg.jpg

4. Рефлексия.

Воспитатель берёт большую матрёшку, а дети своих матрёшек, и предлагает потанцевать «Мы – матрёшки, все мы – крошки. Поплясать хотим немножко.». Затем хвалит детей и большая матрёшка угощает детей сладкими конфетами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...