Воспитание экологической культуры дошкольников
статья (старшая группа)
Воспитание экологической культуры дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov_.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры дошкольников
Автор: Остапенко Юлия Александровна
ГБДОУ детский сад №4 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной статье изложены особенности экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, сформулированы цели, задачи работы и подробно изложены формы и методы работы с детьми по данной проблеме. Также затронута актуальность проблемы воспитания экологической грамотности и культуры среди детей - как основы формирования гармоничного, образованного подрастающего поколения с правильно сформированными моральными и духовно-нравственными ценностями.
Ключевые слова: дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическая культура.
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь-восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры поведения.
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств с точки зрения детского восприятия: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как основные черты личности закладываются в дошкольном возрасте. Безусловно, процесс экологического воспитания длительный и поэтапный. В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку впоследствии ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.
Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика - это формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю. Важно научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.
Знания о природе помогут ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
Знания о природе у дошкольников формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников - это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом. База, заложенная в детском возрасте, будет являться фундаментом экологической культуры. У ребенка сформируется определенная система ценностей и ориентиров в этом вопросе, экологическая культура и понимание взаимосвязанных процессов природы и человека. Нельзя не отметить тот факт, что экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. Педагог с детьми наблюдает и обсуждает правила поведения, помогает им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь и человек в этой цепочке связующее звено.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом, родителями. Формы такой работы могут быть разнообразны и интересны, например:
1. Экологическая направленность группы (специально организованные творческие группы или группы, в теме образования которых заявлено экологическое направление и т.д.)
· непосредственно-образовательная деятельность
· экскурсии
· беседы о природе, животных и растениях
· чтение литературы
· рассказы.
2. Совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем, актуализируют свои представления о естественных законах и фактах о природных закономерностях:
· тематические игры
· викторины
· наблюдение
3. Самостоятельная деятельность детей, в котрой они могут применить эти знания на практике и продемонстрировать свою инициативу:
· игра
· работа в центре песка и воды, в центре экспериментирования и в центре природы
· досуговые мероприятия
4. Работа с родителями.
Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу - воспитать экологически грамотного человека. Формы совместной работы могут быть следующие: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение прогулочных площадок групп, выставки рисунков и поделок, семейные газеты. Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.
Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки подразумевает наличие уголка природы, где есть все необходимые условия для ухода за живой природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс, а не только наблюдают со стороны.
Делая вывод, хотелось бы отметить, что экологические вопросы сейчас очень актуальны. И дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании детей — они помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь, формируют духовно-нравственные принципы восприятия ребенком себя как части единой системы окружающего мира живой и неживой природы.
Список литературы:
1. Бодракова Н.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Бодракова Н. И. / / детский сад от А. до Я. — 2008 год. — Вып. 6
2. Градобоева Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.
3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. М:. Издательский центр "Академия", 2001.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Курсовая работа "Воспитание экологической культуры дошкольников"
В данной работе описаны основные...
Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников
Методическая разработка...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...