Тест для диагностики синдрома профессионального выгорания
тест
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, "ключ" и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал:
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным | 1 2 3 4 5 6 |
2 | К концу рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон | 1 2 3 4 5 6 |
3 | Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу | 1 2 3 4 5 6 |
4 | Я хорошо понимаю каждого моего ученика и к каждому нахожу свой подход | 1 2 3 4 5 6 |
5 | Я общаюсь со своими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума | 1 2 3 4 5 6 |
6 | Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно | 1 2 3 4 5 6 |
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками | 1 2 3 4 5 6 |
8 | Я чувствую угнетенность и апатию | 1 2 3 4 5 6 |
9 | Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег | 1 2 3 4 5 6 |
10 | В последнее время я стала более отстраненной и жестокой по отношению к тем, с кем работаю | 1 2 3 4 5 6 |
11 | Как правило, ученики, их родители, администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы | 1 2 3 4 5 6 |
12 | У меня много профессиональных планов на будущее и я верю в их осуществление | 1 2 3 4 5 6 |
13 | Я испытываю эмоциональный спад на работе | 1 2 3 4 5 6 |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше | 1 2 3 4 5 6 |
15 | Я не могу буть участливой ко всем ученикам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться | 1 2 3 4 5 6 |
16 | Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы | 1 2 3 4 5 6 |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с учениками и коллегами | 1 2 3 4 5 6 |
18 | Я легко общаюсь с учениками и их родителями вне зависимости от их социального положения и поведения | 1 2 3 4 5 6 |
19 | Я многое успеваю сделать на работе и дома | 1 2 3 4 5 6 |
20 | Я чувствую себя на пределе возможностей | 1 2 3 4 5 6 |
21 | Я многого смогу достичь в своей жизни | 1 2 3 4 5 6 |
22 | Бывает, что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей | 1 2 3 4 5 6 |
Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"
Субшкала | Номер утверждения | Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 |
Профессиональная успешность(редукция персональных достижений) | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Субшкала | Группы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Шкальные оценки | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов | |
Эмоциональное истощение | Мужчины | 5-15 баллов | 16-24 балла | 25-34 | Больше 34 |
Женщины | 6-16 баллов | 17-25 баллов | 26-34 | Больше 34 | |
Деперсонализация/цинизм | Мужчины | 2-4 балла | 5-12 балла | 13-15 | Больше 15 |
Женщины | 1-4 балла | 5-10 балла | 11-13 | Больше 14 | |
Профессиональная успешность | Мужчины | 37-48 баллов | 34-28 балла | 27-23 | 22 и меньше |
Женщины | 37-48 баллов | 35-28 балла | 27-22 | 21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень | Крайне высокая степень |
3-4 балла | 5-6 баллов | 7-9 баллов | 10 баллов и больше |
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Возраст | Эмоциональное истощение | Цинизм | Профессиональная успешность | Критерий | Уровень значимости |
20-30 | 19,44 | 7,7 | 30,19 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
P>0.0530-4019,297,5528,79 t-критерий Стьюдента P>0.05 P>0.0540-5020,927,2927,82 t-критерий Стьюдента P<0.05P>0.05 Больше 5021,487,7131,52t-критерий Стьюдента P<0.05 P>0.05
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Стаж | Эмоциональное истощение | Цинизм | Профессиональная успешность | Критерий | Уровень значимости |
0,5-3 | 20,96 | 6,91 | 28,23 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
4-10 | 19,24 | 7,19 | 28,57 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
10-20 | 20,74 | 8,21 | 30,19 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
Больше 20 | 19,78 | 8,22 | 29,44 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...
Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...
Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"
Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...
Тест -онлайн на эмоциональное, профессиональное выгорание - адаптация методики Кристины Маслач по измерению «выгорания»
http://psi-test.ru/control/Burnout.html...