Тест для диагностики синдрома профессионального выгорания
тест

Загуменная Александра Сергеевна

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, "ключ" и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал:

  

1Я чувствую себя эмоционально опустошенным1  2  3  4  5  6
2К концу рабочего дня я чувствую себя выжатым как лимон1  2  3  4  5  6
3Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу1  2  3  4  5  6
4Я хорошо понимаю каждого моего ученика и к каждому нахожу свой подход1  2  3  4  5  6
5Я общаюсь со своими учениками чисто формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума1  2  3  4  5  6
6Во время и после занятий я чувствую себя в приподнятом настроении и эмоционально воодушевленно1  2  3  4  5  6
7Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с моими учениками1  2  3  4  5  6
8Я чувствую угнетенность и апатию1  2  3  4  5  6
9Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег1  2  3  4  5  6
10В последнее время я стала более отстраненной и жестокой по отношению к тем, с кем работаю1  2  3  4  5  6
11Как правило, ученики, их родители, администрация школы слишком много требуют от меня или манипулируют мною. Они преследуют только свои интересы1  2  3  4  5  6
12У меня много профессиональных планов на будущее и я верю в их осуществление1  2  3  4  5  6
13Я испытываю эмоциональный спад на работе1  2  3  4  5  6
14Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше1  2  3  4  5  6
15Я не могу буть участливой ко всем ученикам, особенно недисциплинированным и не желающим учиться1  2  3  4  5  6
16Мне хочется уединиться от всех и отдохнуть от работы1  2  3  4  5  6
17Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с учениками и коллегами1  2  3  4  5  6
18Я легко общаюсь с учениками и их родителями вне зависимости от их социального положения и поведения1  2  3  4  5  6
19Я многое успеваю сделать на работе и дома1  2  3  4  5  6
20Я чувствую себя на пределе возможностей1  2  3  4  5  6
21Я многого смогу достичь в своей жизни1  2  3  4  5  6
22Бывает, что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей

1  2  3  4  5  6

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"

   

СубшкалаНомер утвержденияМаксимальная сумма баллов
Эмоциональное истощение1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 2054
Деперсонализация5, 10, 11, 15, 2230
Профессиональная успешность(редукция персональных достижений)4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 2148

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

 

СубшкалаГруппыНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньОчень высокий уровень
Шкальные оценки1 балл2 балла3 балла5 баллов
Эмоциональное истощениеМужчины5-15 баллов16-24 балла 25-34 Больше 34
Женщины6-16 баллов17-25 баллов 26-34Больше 34
Деперсонализация/цинизмМужчины2-4 балла5-12 балла 13-15Больше 15
Женщины1-4 балла5-10 балла 11-13Больше 14
Профессиональная успешностьМужчины37-48 баллов34-28 балла 27-23 22 и меньше
Женщины37-48 баллов35-28 балла 27-2221 и меньше

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания

   

Низкая степеньСредняя степеньВысокая степеньКрайне высокая степень
3-4 балла5-6 баллов7-9 баллов10 баллов и больше

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

   

ВозрастЭмоциональное истощениеЦинизмПрофессиональная успешностьКритерийУровень значимости
20-3019,447,730,19t-критерий СтьюдентаP>0.05

P>0.0530-4019,297,5528,79 t-критерий Стьюдента P>0.05 P>0.0540-5020,927,2927,82 t-критерий Стьюдента P<0.05P>0.05 Больше 5021,487,7131,52t-критерий Стьюдента P<0.05 P>0.05

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

   

СтажЭмоциональное истощениеЦинизмПрофессиональная успешностьКритерийУровень значимости
0,5-320,966,9128,23t-критерий СтьюдентаP>0.05
4-1019,247,1928,57t-критерий СтьюдентаP>0.05
10-2020,748,2130,19t-критерий СтьюдентаP>0.05
Больше 2019,788,2229,44t-критерий СтьюдентаP>0.05

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"

Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...