Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Сергеева Светлана Анатольевна

Школьная жизнь требует усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определяет успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologichsekaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx391.28 КБ

Предварительный просмотр:

G:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДЕТИ\ДЕТИ-НАД ТЕКСТОМ УДОБНО.png

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮG:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ШКОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ\МАЛЬЧИК СМОТРИТ В ЛУПУ.jpg

        Интеллектуальное развитие - умение читать, писать, сообразительность, - конечно, важный показатель готовности ребенка к школе. Но как обстоит дело с другими особенностями ребенка, на которые не всегда обращают внимание родители, да и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников? Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников. К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, не готов еще достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. А тогда и интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При принятии решения о возрасте начала школьной жизни необходимо опираться на ряд критериев готовности к школе. А именно:

Умение регулировать свое поведение и эмоции

Поведение будущего первоклассника должно быть произвольным, ребенок должен уметь управлять собой, усидеть на уроке 30-40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

      Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Умение ребенка занять достойное место в коллективе сверстников помогает ему найти друзей и значительно комфортнее чувствовать себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличаются от тех ролей и позиций, которые занимали окружающие ребенка взрослые до его поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю - признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него, как на ученика, обязанностей.G:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ШКОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ\ПЕДАГОГ+ДЕТИ.gif

Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностейG:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ШКОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ\МАЛЬЧИК С РАНЦЕМ.jpg

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Поэтому, когда необходимо рассказать у доски стихотворение или решить задачку, важно, чтобы ребенок мог говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Так как школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата, важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается; а также о том, что пока ему дается трудно и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также от понимания своих слабых сторон и недостатков и способности их учитывать.

Интеллектуальная готовность

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно же, важно, чтобы первоклассник знал буквы, умел считать до десяти и мог написать свое имя, чтобы он имел ряд знаний и представлений о себе и об окружающем мире, мог выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность с психологической точки зрения - это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько умение думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.G:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ШКОЛЬНЫЕ КАРТИНКИ\ДЕВОЧКА С РАНЦЕМ.jpg

Желание ребенка идти в школу

Это условие является одним из самых важных и значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие на себя роли ученика. Ведь когда у ребенка есть желание идти в школу и ему интересно учиться, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. Школьная жизнь требует усилий, это непростой повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определяет успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход.

G:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\КАРТИНКИ\УЧЕБА.jpg

     Важно учитывать как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, родных, няни, руководителей кружков, спортивных секций), так и взгляды специалистов (учителей-логопедов, психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей).

Только взвесив все «за» и «против», можно принять правильное для ребенка решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....