Статья "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"
статья

Старостина Юлия Александровна

Статья поможет познакомить родителей с пальчиковыми игрыми. Зачем. для чего они нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал:

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев»,

 «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключил Аристотель.

«Рука - это своего рода внешний мозг», -писал Кант

               Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

               Первая игрушка ребенка – его ручки и пальчики. Приходит время, когда мама замечает, что ее малыш, которому 3-4 месяца, разглядывает свои пальцы, руки, двигает ими, забавляется на протяжении долгого времени. Ребенок познает окружающий мир через свое тело. Чем больше ребенок двигает своими пальчиками, тем больше развиваются мозговые структуры.

    Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются          пальчиковые игры.

              «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.

               «Пальчиковые игры» являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Эти игры увлекательны, эмоциональны. Способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

             «Пальчиковые» игры – стихотворные рядки, что иллюстрируются с помощью ритмичных движений рук, пальцев. Игры с пальцами помогают взрослым не только развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, но и приносят удовольствие от совместно проведенного  времени. Данные игры помогают в минуты плача, приходят на помощь для создания и поддержания.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и  речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга  синхронизации их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.к. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, по мнению ученых, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

              Упражнения для пальчиковой гимнастики подбирают с учетом возраста ребенка.

              Всего 10 -15 минут уделяя пальчиковой гимнастике, принесут огромную пользу для детей. За это время, занимаясь пальчиковыми играми, ребенок в состоянии удержать внимание, интерес и запомнить предложенный объём информации. Прежде всего, необходимо создать положительный настрой на занятие, с помощью разминки – 3 минуты. В это время можно вспомнить названия пальчиков, сделать легкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно применить как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты. Например:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный,

И последний – сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

              После разминки необходимо повторить ранее изученные пальчиковые игры, упражнения (1-2 игры), на это потребуется 3-5 минут. После повторений можно приступить к разучиванию новой игры – 5-7 минут. На этапе окончания занятия очень важно поддержать у ребенка положительный  интерес  совместному времяпровождению, желанию повторять занятия.

             Параллельно с освоением «пальчиковых» игр, полезно вводить занятия с различными предметами. На кончиках пальчиков находится огромное количество нервных окончаний. Трогая незнакомые предметы, ребенок получает новую информацию, которая передается в мозг, где сопоставляется с данными, полученными с помощью других органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Только после такого всестороннего обследования предметов в сознании малыша складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Поэтому, забавляясь с собственными пальчиками, малыш учится наблюдать, делать выводы – одним словом, умнеет.

            В раннем возрасте можно использовать игры с палочками, веревочками, фантами, камешками, пуговицами, прищепками, каштанами, орехами, крупами ит.д. Дети с большим удовольствием овладевают данными видами деятельности. Они заигрываются, успокаиваются, что способствует снятию эмоционального напряжения и общего оздоровления организма.

            Дети  в возрасте 2 - 3 лет выполняютэнергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

            Например, упражнение «Капуста»:

Мы капусту рубим-рубим.

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

          Простые фигуры из пальчиков одной руки.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

 

          Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.(расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,

Ну  а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

         

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

             При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

 Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Игра-потешка :

 Этот пальчик:

 Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики.

Ура! В детский сад идти пора.

Взрослый и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

 

Потешка: «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу!

(дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить,

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять

Потешка: «По грибы»

1, 2, 3, 4, 5,

(дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

Потешка: «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все       пальцы)

 Много нас, а он один.

 Эта долька — для ежа,

 Эта долька — для чижа,

 Эта долька — для утят,

 Эта долька — для котят,

 Эта долька — для бобра,

 А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

 Он сердит на нас, беда!

 Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину) .

             Есть очень много разных пальчиковых игр на различные лексические темы.

              Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...