Папка передвижка
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим.
Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики).
Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Рекомендации для родителей
В этом возрасте ваш ребенок:
-Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии.
-Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
-С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
-Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
-Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредотачиваться на том, что ему неинтересно.
-Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
-Может начать осознавать половые различия.
-Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи.
Родителям очень важно:
-С уважением относиться к его фантазиям, не заземляя его магического мышления.
-Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
-Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
-Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
-Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.
-Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
-На вопросы о смерти отвечать по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
-Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.
А также:
обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;
организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;
способствовать развитию эмпатийных представлений;
побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;
поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;
формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Обязательно: уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми.
Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка по правилам дорожного движения
Увлеклась фотошопом. Моя первая работа....
Папка-передвижка "Профилактика гриппа"
Продолжаю оформлять информацию для родителей в фотошопе...
Папка-передвижка "Лепка из соленого теста"
В папке собран материал, необходимый для тех, кто заинтересуется мукосольками....
Папки-передвижки. Информация для родителей.
С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...
ПАПКА- ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В CEMЬЕ «ПРОТИВ ХВОРИ - ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!»
Цель: Просветительская работа с родителями в области здоровьесбережения, привлечение родителей к здоровому образу жизни. ...
информация для родителей в папку-передвижку
Рекомендации родителям и педагогам по профилактике острых вирусных респираторных инфекций и гриппа в период эпидемиологического сезона...
Папка - передвижка "Зима" - декабрь.
Наступил декабрьПапка - передвижка используется, как наглядный материал для детей и родителей. В папке - пере...
- Мне нравится (1)