Что такое креативность?
консультация
Информация для педагогов. Можно использовать в памятках, как вступление к семинарам, практикумам и тренингам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_kreativnost.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Креативность и творчество, факторы, влияющие на их развитие»
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.
А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Например, креативный художник, создавая картину, определяясь с темой, уже знает, каким зрителям она будет интересна, в какую раму ее стоит оформить и в каком музее или заведении ее повесить, чтобы она вызывала восторг зрителей.
Поэтому творчество и креативность – вещи совершенно разные. До начала эпохи информации о креативности или креативных технологиях никто и никогда не вел разговор. Человечеству достаточно было простого определения – «творчество», которое ценилось очень высоко, начиная с эпохи античности. Культ творчества не потерял своей значимости и в XXI веке.
Существует несколько гипо́тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.
По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо́лог из Стэ́нфордского университета Ри́чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой. Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика. Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
- Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
- Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
- Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
- Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...