Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры
консультация (младшая группа)

Алисултанова Сальви Каримджоновна

Дать родителям представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.

Задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salvi_konsultatsiya_dlya_roditeley_2022.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»

Цель:

- Дать родителям представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.

Задачи:

- Обогащение представлений родителей о необходимости использования различных дидактических игр для своих детей не только дома, а также в детском саду.

- Дать представление, что же такое дидактическая игра.

- Познакомить родителей с разнообразными видами дидактических игр.

- Разъяснить родителям основные цели и задачи дидактических игр, как одного из важнейших и доступных средств всестороннего развития ребёнка.

- Обратить внимание родителей на огромную значимость дидактических игр для развития ребёнка.

Природным исследователем мира, в котором он живёт, является ваш ребёнок. Маленький человек открывает мир с помощью тактильных ощущений, чувств, переживаний, различных действий, и если мы хотим воспитать личность с высоким интеллектом, то в первую очередь нужно создавать все условия для её развития, а для этого необходимо развивать познавательную деятельность у детей, активизировать у них любознательность, пытливость, повышенный интерес ко всему, что их вокруг окружает.

Игра является ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте, ведь играя, ребенок познает, изучает окружающий мир и развивается. Большое внимание уделяется этому виду игры, т. к. она является особым видом игровой деятельности и развивает активность ребенка.

Дидактические игры создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, и это является их характерной особенностью, но при этом, они все же остаются играми.

Играя с детьми в дидактические игры перед ними ставятся такие задачи, решение которых требует внимания, усидчивости, сосредоточенности, умственного усилия, умения осмыслить и принять правила и последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры способствуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В дидактической игре осуществляется формирование высших психических функций, т. е тех фундаментальных психических процессов, без которых невозможно говорить о развитии интеллекта ребёнка.

Играя в дидактическую игру, ребенок не только приобретает новые знания, но также и обобщает, обогащает их, у ребенка появляются познавательные процессы и способности: любознательность, возникает познавательная активность, понимание взаимосвязи простейших явлений. Кроме закрепления, расширения, имеющихся у ребенка знаний и умений, в дидактической игре у него развиваются такие качества, как находчивость, усидчивость, терпение, сообразительность, инициатива, умение преодолевать трудности, считаться с мнением товарищей, т. е. умение жить в социуме. Поэтому, дидактические игры являются своеобразным средством обучения, которое отвечает всем особенностям ребенка и вводится во все системы дошкольного воспитания.

Наглядность действует на детей раннего дошкольного возраста сильнее, чем слово, поэтому, объяснение правил игры необходимо интегрировать с показом игрового действия.

Игры нужно проводить так, чтобы они обеспечивали бодрое и радостное

настроение.

Проведение дидактической игры включает:

1. Подготовка.

Выбор игры должен соответствовать возрасту ребенка, определение удобного времени и комфортного места игры, количества игроков.

2. Знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет применен в игре - это показ предметов, картинок и карточек, краткая ознакомительная беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них.

3. Объяснение правил и хода игры, при этом важно направлять внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил.

4. Демонстрация игровых действий, в процессе которого взрослый обучает детей правильно выполнять действия. Установление роли взрослого в игре, его участие в качестве обучающего, играющего, болельщика или судьи.

5. Подведение итогов игры, определение по результатам игры победителя. Затем, взрослый определяет эффективность данной игры, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; дает возможность выявить индивидуальные способности в поведении детей и характер играющих детей.

Различаются дидактические игры по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

По содержанию дидактические игры можно подразделить на:

1. Игры по сенсорному воспитанию.

2. Игры по ознакомлению с природой.

3. Математические.

4. Речевые.

5. Музыкальные.

6. Для ознакомления с окружающим.

7. По изобразительной деятельности.

По дидактическому материалу:

1. Игры с предметами, природным материалом и дидактическими игрушками.

2. Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе или магнитной доске, покупные и созданные своими руками.

3. Словесные игры.

Игры с предметами наиболее понятны детям, т. к. они основаны на

непосредственном восприятии, совпадают со стремлением ребенка действовать с вещами и знакомится с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, развивают мелкую моторику рук. Смысл этих игр в том, что с их помощью дети обогащают свои знания о свойствах предметов, их величиной и цветом. Например, игры с матрешками, кубиками, пирамидками, бусами. Во время игры ребенок сортирует детали по цвету, размеру и форме. Интерес к дидактическим играм не угасает у детей на протяжении всего дошкольного детства.

Примеры таких игр: «Собери пирамидку», «Одинаковые предметы», «Что лишнее?», «Собери матрешку из двух половинок», «Оденем куклу», «Напоим Чебурашку чаем», «Назови цвет», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д.

 

Настольно – печатные игры и игры на фланелеграфе или магнитной доске, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям теперь дается только его изображение. Эти игры помогают знакомить ребенка с окружающим миром, миром животных, насекомых, морских обитателей, растений, явлениями живой и неживой природы и т. д.

Это лото, складные кубики, парочки, мозаики, мемо картинки, «бродилки» с фишками и игральным кубиком, разрезные картинки, карточки, которые знакомят детей с отдельными предметами: посуда, мебель, одежда, профессии людей, видами транспорта, животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. С помощью этих игр развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление, наблюдательность.

Примеры таких игр: «Кто, где живет?», «Времена года», «Кто в домике живет?», «Кто, что ест?», «Виды транспорта», «Большой и маленький»,

«Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Где это можно купить?», «Летит, плывёт, едет», «Где, чей хвост?», «Найди тень от игрушки», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Цифры», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д.

Очень важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры были красочными, интересными, крупными, прочными, имели познавательное и доступное содержание.

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, т. к. темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Словесные игры способствуют формированию устойчивого интереса ребенка к родному языку, обеспечивают возникновение доброжелательной атмосферы, снимают эмоциональное напряжение, приводят к психологической разгрузке.

Словесные игры не требует предварительной подготовки и специального оборудования, а следовательно, они используются в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах, очень удобно использовать эти игры во время длительных поездок.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по

словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примеры таких игр: «Кто как кричит?», «Когда это бывает?», «Найди, о чем расскажу», «Отгадай, кто это?», «Какой звук потерялся?», «Слово можно прошагать», «Вкусные слова», «Цепочка слов», «Звуки перепутались», «Добавлялки» и т. д.

Дидактическая игра становится средством всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоуровневое, сложное педагогическое явление, т. к. она оказывается и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, а возможность проявить свою активность и заинтересованность, правильно выполнить игровое действие, добиться лучшего результата, и обязательно выиграть. Но в то же время, если ребенок не овладеет знаниями и умениями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Следовательно, возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельностью – отличительная особенность дидактических игр.

Вот почему, дидактические игры играют большую роль в развитии

познавательных способностей ребенка раннего дошкольного возраста.

Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться намного быстрее и успешнее. С помощью дидактических игр у ваших детей войдет в привычку самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Очень важно, что во время игры будет развиваться речь вашего ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение трудных звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Не маловажную роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру, нужно обратить внимание на то, чтобы дети, играя, усваивали нормы и правила поведения, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Руководя игрой, Вы воспитываете активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить новое.

Ребенок, увлеченный игрой, совсем не понимает, что он учится, хотя он сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра дает детям возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения, а играя с детьми, вы не только помогаете развиваться Вашему ребенку, но и создаете положительный эмоциональный подъем, вызываете хорошее самочувствие и укрепляете детско – родительские отношения.

Занимайтесь совершенствованием познавательной деятельности Ваших детей с раннего возраста, так Вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно и логически мыслит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»

«Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» ...

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Цель:Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отнош...

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры».

Цель: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры....

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....