Учим время с дошкольникам
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Формирование временных представлений у дошкольников
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста влияет на воспитание таких качеств как, организованность, целенаправленность, собранность, умение планировать свою деятельность.
Венгерский математик 20 века Джорж Полия сказал: ≪Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени мы стараемся осуществлять в системе, в строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.
Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений мы осуществляем на организованной образовательной деятельности по математике.
Знакомство с частями суток начинаем с наблюдения: что делаем утром, днём, вечером, ночью, раскрываем понятие ≪сутки≫ через игры
Название игры | Цель игры | Ход игры |
День, ночь - сутки прочь | Закрепит знания детей о сутках. | На столе лежат картинки частей суток по 4 на каждого ребёнка. Они должны рассмотреть картинку и узнать часть суток. Или воспитатель показывает схему (утро, день, вечер, ночь) – дети показывают нужную картинку. |
Назови по порядку | Закрепить правильную последовательность суток. | Воспитатель предлагает выложить последовательность частей суток, начиная с утра или любой части суток. |
Назови пропущенное слово | Активизация словаря детей за счёт слов названий частей суток. | Дети образуют полукруг. Воспитатель кидает мяч кому-нибудь из детей, начинает предложение, пропуская названия частей суток (Мы завтракаем…, а ужинаем…). |
Чтобы дети освоили понятие «неделя», мы проводим следующие игры:
Название игры | Цель игры | Ход игры |
Весёлая неделька | Формирование у детей элементарных понятий о времени, его текучести, последовательности всех дней недели. | Игровые задания: *Назови дни недели по порядку; *Разложи дни недели от 1 до 7 по порядку; *Разложи дни недели друг за другом по цвету; *Назови, какой день недели был вчера, позавчера, какой будет завтра, послезавтра; *Назови день недели по первому звуку в слове. |
3. Названия месяцев мы с детьми заучиваем, используя цветные картинки, наблюдения, а также разные игры:
Название игры | Цель игры | Ход игры |
Временные ассоциации | Развивать ассоциативное мышление | Воспитатель называет месяц, а ребёнок называет то, с чем этот месяц ассоциирует (декабрь – Новый год, Дед мороз, ёлка и т.д.) |
Круглый год | Закрепить названия и последовательность месяцев. | В 12 месяцев сейчас мы с вами поиграем, какая нравится - мы цифру выбираем, Сейчас я месяц назову - но вы не торопитесь! Какой по счёту месяц – туда и становитесь. Воспитатель предлагает детям 12 пазл, на каждой – цифра (1-12). Дети должны собрать пазлы правильно, педагог называет месяц, а дети встают на те пазлы, которые соответствуют заданию. |
Круглый год Материал: круг, разделённый на 4 части, на каждой части 3 сектора. | Формировать у детей представление об окружающем мире – о делении года на 4 времени года. | Дети выбирают из множества картинок нужные и соответствующие времени года, месяцу, прикрепляют к определенному сектору и объясняют свой выбор. |
Чувства времени у маленьких детей не развито и только по мере развития ребенка, после того как появляются определённые навыки, ребёнок готов понимать время по часам. Научить ребёнка понимать время и определять его по часам не так сложно, как кажется на первый взгляд. В этом помогут Ваше терпение, а также игры и упражнения, которые разнообразят и придадут интерес изучению.
Как же научить ребёнка дружить с часами: познакомить детей с разнообразием часов, с историей их возникновения; знакомить с циферблатом и стрелками, с 1 минутой, 5 мин., 10 мин., дать понятие, что в сутках 24 часа, что в часе 60 минут (учим считать пятёрками). Сначала учимся определять время, ровно - по полному часу (например: 3.00 – часовая стрелка на цифре 3, а минутная - на цифре 12, с минутами знакомим постепенно 5, 10, 15 и т.д., показываем минуты на циферблате, объясняем, что цифре 1 соответствует 5 минут, 2 - 10 минут и т.д., определяем время часы с минутами (8.15 мин.), используем такие игры:
Название игры | Цель игры | Ход игры |
По дорогам времени | Познакомить детей с историей возникновения часов. | Дети выстраивают дорогу времени (на картинке изображены картинки часы, солнце, свеча, вода и т.д.). Дети вспоминают и соединяют часы и солнце, рассказывают о солнечных часах и т.д. Рассказывают об историю часов по очереди. |
Умные часы Материал: Большой цифер-блат с цифрами на цветных кружочках, круг-лые цветные кар-точки минутами (5, 10, 15 и т.д.); круглые цветные карточки с ча-сами (13 – 24); бесцветные кар-точки с ми-нутами (5, 20, 15 и т.д.), круглые карточки с бес-цветными часами (13-24). | Формировать умение определять время по часам. | 1 вариант: Называют время – ровно 1 – 12. 2 вариант: справа - выкладывают цветные карточки – минуты (5.10 и т.д.), правильно выложить помогает цвет (на циферблате круг с цифрой жёлтый и справа выкладываем жёлтый круг. 3 вариант: слева - выкладывают цветные карточки - часы (13-24) Дети запоминают, где какие цифры живут. 4 вариант: выкладывают бесцветные карточки – минуты (5, 10 и др.) 5 вариант: выкладывают бесцветные карточки – часы (13 – 24). |
Цветок времени | Закрепить знания о часах, формировать умение ориентиро-ваться по ним. | На столе лежат часы и цветы времени, на каждом лепестке, с обратной стороны, время. ≪Нам встретился в дороге вдруг ≪времени цветок≫, Скажу вам по секрету, он не простой росток, Возьмите лепесток и время посмотрите, На циферблате тут же его установите≫. Со временем усложняем игру, к цветку добавляем лепестки с часами и минутами (6.25 мин. ит.д.) |
Верно - неверно | Закрепить знания о часах, формировать умение ориентиро-ваться по ним. | Выставляем на часах любое время и называйте его правильно или нет, а ребёнок должен определить верно, или нет. |
Кубики Материал: обычные игральные кубики - 4 шт. | Закрепить знания о часах | Сначала бросаем первые 2 кубика - они покажу значение часов, а 2 других кубика - минуты. Далее необходимо установить это время на макете часов. |
Литература и интернет-ресурсы:
1. Ковалец И.В., ≪Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток≫; Издательство Владос; 2007
2. Нищева Н.В., ≪Тетрадь-тренажер для формирования временных представлений у старших дошкольников 5-7лет≫, издательство Детство-Пресс, 2018
3. https://studopedia.net/9_53399_metodika-izucheniya-vremeni-i-edi
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/05/03/didakticheskaya-igra-nedelka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
папка передвижка "Учим времена года"
папка передвижка "Учим времена года"...
Учим время суток
Закрепляем понятия: "Утро", "День", "Вечер", "Ночь"....
Играя, учим времена года
Уважаемые родители!Для НАС взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным. Малыш не четк...
Консультация для родителей «Учим времена года»
Для того чтобы маленький ребенок развивался, ему необходимо уделять большое количество свободного времени и внимания. Чем старше он становится, тем больше у него появляется вопросов, на которые родите...
Консультация для родителей на тему " Учим времена года с детьми"
Консультация для родителей на тему " Учим времена года с детьми"....
Дидактическая игра "Учим время"
Дидактическая игра по ФЭМП "Учим время"...
Консультация для родителей «Учим времена года»
Для того чтобы маленький ребенок развивался, ему необходимо уделять большое количество свободного времени и внимания. Чем старше он становится, тем больше у него появляется вопросов, на которые родите...