АОП
материал (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно - двигательного аппарата с учетом особенностей речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_adamchuk.docx | 62.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
№23 «Солнышко»
ул. Набережная 24,г.Зеленогорск
Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89
E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru
Принято: Утверждаю:
ППкИ.о.заведующего МБДОУ д/с № 23
МБДОУ д/с № 23___________С.В. Новоселова
Протокол № ___Приказ № ____
от «___»__________2021г. от «»2021 г.
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования ребенка
с нарушением опорно-двигательного аппарата
с учетом особенностей речевого развития
Адамчук Арина
Согласованно: _______________ _________________
(подпись родителей,(расшифровка)
законных представителей)
Авторы:
Учитель-логопед: Белоусова Н.В.
Педагог – психолог: Потоскуева Е.А.
Воспитатели: Васько Т.В. Акатышева С.М.
Инструктор ФК: Ковалева Н.В.
Инструктор бассейна: Ковалева Н.В.
Инструктор ЛФК: Григорчук Н.А.
г. Зеленогорск, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Общие сведения о ребенке | 3 |
1.1.2. | Психолого-педагогическая характеристика | 3 |
1.1.3. | Особенности ребенка | 3 |
1.1.4. | Сведения о программе | 4 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 4 |
1.3. | Планируемые результаты | 4 |
2. | Содержательный раздел | 5 |
2.1. | Образовательная часть | 5 |
2.2. | Коррекционная часть | 7 |
2.3. | Взаимодействие участников образовательного процесса | 8 |
2.4. | Программа взаимодействия с семьей ребенка | 8 |
3. | Организационный раздел | 8 |
3.1. | Режим дня | 8 |
3.2. | Специальные условия | 8 |
3.3. | Психолого-педагогическое сопровождение | 8 |
3.4. | Методическое обеспечение | 8 |
3.5. | Мониторинг результатов освоения АОП Приложение. Таблица 1. | 9 |
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка АОП
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Срок реализации АОП: 1 учебный год.
Программа может корректироваться в соответствии с результатами диагностики.
1.1.1 Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя ребёнка: Адамчук Арина
Дата рождения: 24.09.2015г.
Возрастная группа: подготовительная к школе
Группа, которую посещает: 2 подготовительная группа компенсирующей направленности
Ф.И.О родителей: Адамчук Яна Юрьевна
1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика
Уровень психического развития приближен к возрастной норме. Наблюдается недостаточность в переключении и распределении внимания, в развитии связной речи.
1.1.3.Особенности ребенка(на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)
Речевое развитие. Развитие речи не соответствует возрасту. Нарушено звукопроизношение: автоматизация звуков [Р], [Рь] на уровне слова, звук [Л] – отсутствует. Нарушение слоговой структуры слова: слова со стечением согласных произносит неверно, пропускает слоги. При повторении предложений допускает большое количество ошибок. Нарушение фонематического слуха и звукового анализа: трудности в выделении заданного звука из ряда звуков и слов, трудности в различении звуков по звонкости – глухости, по месту и способу образования, не выделяет согласный в конце слова, согласный начале слова называет слогом, трудности в назывании слов с заданным звуком. Словарный запас снижен: испытывает трудности в подборе антонимов, в употреблении слов-действий, близких по значению, в образовании относительных прилагательных, приставочных глаголов, не образовывает притяжательные прилагательные, не употребляет сложные предлоги, допускает аграмматизмы при согласовании существительных с числительными, в словоизменении существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Художественные произведения слушает внимательно, но пересказ дается с трудом. Испытывает трудности при составлении описательного рассказа (подбор слов-признаков). Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения в речи использует редко. При составлении рассказа по картинке и по серии сюжетных картинок перечисляет увиденное.
Речевое заключение: ОНР 3 уровня.
Познавательное развитие. Испытывает трудности в определении понятий: «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее - короче». Путает последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Испытывает затруднения в ориентировки на плоскости и пространстве. Испытывает трудности в порядковом счете и составлении числа из единиц.
Социально-коммуникативное развитие. Соответствует возрастной норме.
Художественно-эстетическое развитие. Работа с ножницами вызывает затруднения, не всегда может вырезать по контуру или из бумаги, сложенной вдвое. Затрудняется самостоятельно располагать фигуры на листе бумаги. В работе с карандашами затрудняется выполнять штриховку аккуратно, не выходя за контур. В лепке не всегда получается передавать форму основных частей и их пропорции..
Игровая деятельность. Соответствует возрастной норме.
Физическое развитие. Развитие физических качеств соответствует возрасту, освоение основных видов движений ниже возрастной нормы. Проблемы в ориентировке в пространстве, координационных способностях. Торопится выполнить задание не вникая в смысл технику выполнения, если сразу не получается, пропадает интерес к заданию.
Рекомендовано ношение ортопедических стелек для коррекции мышц стопы.
КГН. Соответствует возрастной норме.
Эмоциональное состояние ребёнка. Эмоционально-волевая сфера формирована в соответствии с возрастом. В общении с взрослыми и детьми трудностей не испытывает. В течение дня преобладает положительный эмоциональный фон.
Программный материал по возрасту усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности соответствует возрастным показателям.
Заключение и рекомендации ТПМПК от 24.05.2018 г.№ 10:
Рекомендованообучение по адаптированной основной образовательнойпрограмме дошкольного образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей речевого развития.
1.1.4 Сведения о программе
Адаптированная образовательная программа Адамчук Арины разработана в соответствии с Федеральными законами и актами / АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с№ 23/.
Адаптированная образовательная программа разработана с учетом АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с № 23.
1.2 Цели и задачи АОП:
Цель: - создание системы комплексной помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма, его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетентности, интеграция в среду сверстников в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
- проведение коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
- Способствовать исправлению деформации и уменьшению имеющегося уплощения сводов стоп;
- Воспитывать и закреплять навык правильной осанки;
- Способствовать повышению физической работоспособности;
- Пополнять, активизировать, уточнять словарный запас; учить пониманию и употреблению существительных, прилагательных, глаголов различных форм, согласованию их в роде, числе, падеже, пониманию и употреблению предлогов.
- Формировать навык словообразования.
- Развивать связную речь через составление предложений, рассказов-описаний, рассказов по сюжетной картине, учить составлению пересказов.
- Формировать и автоматизировать звукопроизношение.
- Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза.
- Развивать произвольное внимание и память.
- Формировать элементарные математические представления.
- Учить работать с ножницами.
- Развивать графомоторные навыки.
Принципы и подходы АОП представлены в АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР
МБДОУ д/с № 23
1.3 Планируемые результаты
Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений
Образовательные области
Познавательное развитие:
- уметь называть характерные признаки времен года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- иметь представления о классификации растений, уметь систематизировать их по различным признакам;
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
- уверенно считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
- называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда
- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =);
- различать величины: длину, ширину, высоту; объем, вместимость; массу и способы их измерения;
- измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;
- делить предметы на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть;
- различать, называть: отрезок, угол, круг, многоугольники, шар, куб, проводить их сравнение;
- уверенно ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- определять временные отношения; время по часам;
- знать состав числа первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших;
- знать монеты достоинством 1, 2, 5 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей;
- знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Речевое развитие:
- правильно произносит все звуки;
- владеет достаточным словарным запасом;
- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине;
- употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- называет в последовательности слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различает жанры литературных произведений;
- называетлюбимые сказки и рассказы, знает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
- выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Художественно-эстетическое развитие:
- использовать разные материалы и способы создания изображений;
- воплощать в рисунке собственный замысел;
- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;
- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания;
- создавать сюжетные и декоративные композиции.
Физическое развитие
- помнит упражнения на укрепление мышц стопы, понимает
для чего она их выполняет, часть упражнений может выполнять самостоятельно;
- умеет выполнять упражнения с предметами, мячом и т. д. и делать захват кистями рук;
-выполняет задания на ориентировку в пространстве и ходьбе с изменением направления;
-выполняет адаптированные ОВД;
-знает название подвижных игр, правила и речитативы, называет правильно спортивные атрибуты.
Родители
-информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;
-информированы о результатах коррекционно-развивающей работы;
-получают психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная часть
Область | Задача | Методы и приемы |
Речевое развитие | Обогащать и расширять словарь ребенка. Формировать способности к усвоению элементарных языковых закономерностей. Развивать артикуляционную моторику. Развивать речевое дыхание. Отрабатывать темп речи. Подготавливать речевой аппарат к произнесению проблемных звуков. Закреплять в речи поставленные звуки. Развивать связную речь и коммуникативные навыки. | Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы. Составление описательных рассказов и рассказов по иллюстрациям. Пересказ, заучивание стихотворений. Игры драматизации Игровые приемы НОД Индивид.работа Арт., пальчиковая гимнастика |
Художест-венно-эсте-тическое развитие | Развитие творческих и коммуникативных способностей в различных видах продуктивной деятельности | - Индивид.работа - НОД Игровые приемы. |
Музыка | - развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку -развивать эмоционально-волевую сферу ребенка посредством музыкальных игр, игр с предметами, в игре на музыкальных инструментах; -формировать правильное дыхание в процессе пения; -формировать голосоведение посредством пропевания гласных звуков; -развивать интонационный слух в пении, с помощью музыкально-дидактических игр; -формировать произвольность внимания, двига-тельный самоконтроль в музыкально-ритмических упражнениях, танцевальных движениях. | Слушание музыки, пение, музыкально-ритмические, танцевальные, движения, пальчиковая гимнастика, м\д игры на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности. Музыкальные подвижные игры, игры с предметами.игра в оркестре на музыкальных инструментах. Применять словесные и наглядные методы: иллюстрации, беседы. применять игровые приемы, стимулирующие эмоциональные реакции ребенка. Участие в театрализации, выступления на праздниках и развлечениях. |
Познава-тельное развитие | Расширять возможности понимания речи через расширение представлений об окружающей действительности. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; Развивать познавательные интересы. - Поддерживать инициативу в различных видах деятельности | Упражнения и дидактические игры. - НОД Игры драматизации Игровые приемы. Индивид. Работа Чтение, рассматривание художественной литературы Игры по экспериментированию. |
Физическое воспитание | Продолжать учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений. Продолжать развивать физические качества. Обогащать словарный запас. Укреплять свод стопы, мышцы разгибатели спины. Развивать мелкую моторику кистей рук. Укреплять ДС. | Четко произносить название спортивного инвентаря, считалок, речитативы, виды спорта и т.д. Упражнения с предметами для стоп, ходьба по сенсорным дорожкам; целевые упражнения на спину с использование фитнес технологий (статические и динамические упражнения); Упражнения с мячами различного диаметра: подбрасывание и ловля, ведение стоя на месте и в движении. Дыхательные упражнения на усиленный и удлиненный выдох, со звуками |
Физическое развитие по плаванию | Обучить скользить на груди и спине с помощью движений рук и ног с выдохом в воду. Продолжать обучать скольжению на спине с опорой о плавательную доску. | Скольжение поперек бассейна. Плавание на груди при помощи движений ног и рук. |
2.2.Коррекционная часть
Особенности коррекционной развивающей работы состоят в необходимости индивидуального подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности.
Содержание коррекционно-развивающей работы инструктора по ЛФК
Коррекционные задачи | - укреплять внутренние и расслаблять внешние мышцы стопы посредством специальных игровых упражнений: - ходьба по сенсорным дорожкам коврикам; - упражнения для стоп с предметами; - развивать мелкую моторику кистей рук посредством игровых упражнений и упражнений с предметами; - в подвижных играх побуждать проговаривать текст игры; -адаптация упражнений под возможности ребенка; - развивать словарный запас, называя окружающие предметы, игры и т.д. |
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Направления | Задачи |
Развитие дыхания и артикуляционной моторики | Развивать физиологическое и речевое дыхание (длительный, сильный выдох) через поддувание и сдувание бумажных предметов, протягивание гласных звуков и т.п.; Развивать подвижность органов артикуляции через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики (по показу, по картинкам). «Комплексы для всех звуков». |
Коррекция звукопроизношения | Автоматизация звуков Р, Рь Постановка звука Л |
Развитие слоговой структуры слова | Развивать ритмическую структуру слов. Развивать слоговую структуру слов через проговаривание слов простой и сложной слоговой конструкции. |
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия | Упражнять в назывании слов на заданный звук Упражнять в выделении последнего гласного звука в словах Упражнять в выделении первого согласного звука в словах Упражнять в выделении последнего согласного звука в слове Упражнять в анализе и синтезе обратного слога Упражнять в анализе и синтезе прямого слога Упражнять в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец) Упражнять в анализе слова из 3-х звуков Упражнять в повторении цепочек из 3-х слогов с оппозиционными звуками: по звонкости-глухости, по твердости-мягкости |
Развитие активного словарного запаса | Активизировать словарь по лексическим темам Уточнять части предметов Упражнять в классификациях Упражнять в назывании детенышей животных Уточнять и расширять словарь антонимов Упражнять в назывании профессий Упражнять в употреблении близких по значению глаголов |
Развитие грамматических категорий | Упражнять в применении существительных в косвенных падежах ед. и мн. числа Упражнять в назывании мн. числа существительных И. п. Упражнять в назывании мн. числа существительных Р. п. Упражнять в образовании относительных прилагательных Упражнять в образовании притяжательных прилагательных Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в роде Упражнять в согласовании существительных с числительными Упражнять в образовании сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов Упражнять в образовании приставочных глаголов Упражнять в применении предлогов: НАД, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, С, МЕЖДУ |
Развитие связной речи | Учить слушать и понимать содержание стихотворения, рассказа, отвечать на вопросы по тексту полными предложениями, выразительно рассказывать стихотворение на память. Развивать умение составлять предложения по картинкам; распространять предложения. Учить составлять описательный рассказ. Учить составлять рассказ по картине. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Учить составлять пересказ. |
Совершенствование мелкой моторики | Обучать строить фигуры из палочек; Использовать игры: крупные бусы, мозаики, вкладыши, кнопки и липучки; Осваивать различные упражнения для рук; Разучивать пальчиковые игры; Работать с карандашом, раскрашивать, обводить предметы |
Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Цель: | Задачи: |
Развитие произвольного внимания и памяти. | 1. Развивать переключение и распределение внимания через упражнения «Корректурные пробы, таблицы Шульте, игру «Пуговица». 2.Развивать объем речеслуховой кратковременной и долговременной памяти через упражнения «Пиктограмма, запомни фразу, представь предмет, и.т.д.). |
2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса
Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР
МБДОУ д/с № 23
2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка
Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР
МБДОУ д/с № 23
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня
Режим дня соответствует режиму дня для детей 6-7 лет, представленному в АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с № 23.
3.2. Специальные условия
В создании специальных условий для получения образования не нуждается.
3.3.Организация психолого-педагогической помощи
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | |||
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Инструктор по ЛФК | Подгрупповая | 1раз в неделю х 10 раз | |
Инструктор ФК | Физическое развитие Плавание (бассейн) | Групповая Групповая | 2 раза в неделю 1раз в неделю |
Учитель-логопед | Коррекция фонематических процессов Коррекция ОНР Коррекция звукопроизношения | Подгрупповая Подгрупповая Индивидуальная | 2 раза в неделю 2 раза в неделю 3 раза в неделю |
Психолог | Коррекция эмоционально-волевой сферы Коррекция психических процессов | Групповая Подгрупповая | 1 раз в неделю 1 раз в неделю |
3.4. Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР
МБДОУ д/с № 23
3.5. Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется педагогами в процессе его реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.
Мониторинг для обучающегося проводится педагогами 3 раза в год.
Приложение 1.
Мониторинг уровня развития Адамчук Арины(2 подготовительная группа) 2021-2022 уч. год
Специалисты | Уровень развития на начало уч. года (сентябрь) | Уровень развития на середину года (январь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика | |
Воспитатель | |||||
Педагог-психолог | |||||
Учитель-логопед | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Инструктор по физкультуре | |||||
Инструктор бассейна | |||||
Инструктор ЛФК |