Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
статья

Нестеренко Татьяна Анатольевна

Всё, что пришло к нам из глубины веков — это народная мудрость, свод правил, кладезь яркого богатства языка.  Поэтому так важно с ранних лет показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, вложить в детские души прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_cherez_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество».

Нестеренко Татьяна  Анатольевна, воспитатель,

высшая квалификационная категория


Трудно воспитать гражданина, любящего свою Родину, без глубокого познания духовного богатства своего народа. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа, через колыбельные песни, пестушки, игры, забавы, пословицы, поговорки и сказки.

Всё, что пришло к нам из глубины веков — это народная мудрость, свод правил, кладезь яркого богатства языка.  Поэтому так важно с ранних лет показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, вложить в детские души прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Слушая произведения устного народного творчества, дети приобретают новые знания о жизни и труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Так же у ребёнка формируется потребность в художественном слове, яркой и образной речи.

 Поэтому неслучайно одним из направлений моей деятельности стало  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество».

Цель:

Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у детей раннего возраста посредством устного народного творчества.

Задачи:

Знакомить детей с народным фольклором: колыбельными песнями, пестушками, потешками, сказками, играми.

Развивать познавательные, речевые способности.

 Воспитывать доброту, любовь к близким, бережное отношение к природе.

Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству.

В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой образовательной среды, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, естественно, непринуждённо, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлении творческой инициативы.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в группе создана соответствующая развивающая среда: оформлена композиция «Сказочное царство», мини-музей «Забавная игрушка», собрана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, подобраны, аудиозаписи инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, русских народных песен.

Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и атрибутами для игр — драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театр.

«Малые фольклорные формы» развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение. Ненавязчиво, без грубого дидактизма, народные песенки, потешки, пестушки учат ребёнка тому, что от него ожидают: «На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости». «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти коса не путайся-дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуются в собственном мире.

Использование фольклора, в процессе детской жизнедеятельности, включение его в разнообразные режимные моменты, благотворно влияют на общение взрослого с ребёнком, поскольку создают положительный эмоциональный фон.

Привела мамочка ребенка в детский сад, ребенок плачет,  берем его за ручку, и поем потешку утешалочку:

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу скажет киска

Наша детка хороша!

Ласковые слова потешек-утешалочек действуют на малыша и вот он уже улыбается и играет.

Ручки мы идем мыть с потешкой:

Ах, водичка хороша

Хороша водичка!

 Искупаем малыша

Чтоб сияло личико!

Завтракать садимся с потешкой

«Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.»

При одевании на прогулку:

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два

Не всегда приятные для ребёнка моменты под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками («Дом» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока покормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Наряду с пестушками и потешками детям читаем стихи, несколько более сложного содержания. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь — образное изображение. Петушок очень яркий, жизнерадостный, и поёт он «голосисто». Основная интонация - ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогают этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени (многие народные произведения позволяют вставить любое имя), что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной.

 Например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

 Такой приём показывает внимание взрослого к ребёнку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности.

Используем полюбившиеся произведения народного  творчества в играх, что значительно  обогащает словарь детей, делает  их речь эмоционально выразительной.  Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа.

Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Укладывая малышей спать в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Дети с большим интересом восприняли такую форму общения с ними, внимательно слушали колыбельные, быстро засыпали, не тревожились во сне. Используя этот прием укладывания, мы заметили, что во второй половине дня ребята стали более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям. То есть колыбельные песни оказывали определённое терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.

Особое внимание уделяем работе с родителями. Познакомили их с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения её детям.

Для этого провели консультации на тему: «Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития детей»; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рекомендовали, какие игрушки необходимо покупать детям (игрушки-забавы, матрёшки, птички и т.д., созданные руками народных мастеров).

Приобретать книги с различными жанрами народного творчества. Как можно больше читать детям, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду. 

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.

В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашу не ест,

Молоко не пьет, —

Того забодаю, забодаю, забодаю!

Сорока-ворона

Кашку варила

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали,

Кашки не едали,

Все своим деткам отдала (дальше пере6ираются пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала (трясем большой пальчик)

Зачем дров не пили,

Воду не носил?

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил,

— С этим братцем

Щи варил,

—С этим братцем

Кашу ел,

— С этим братцем

Песни пел.

Песни пел да плясал,

Родных братьев потешал.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом!

Идет дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарем

А собачка — с помелом,

Серый заюшка — с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому…

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Поехали, поехали

За грибами, за орехами…

Приехали приехали

С грибами,

С орехами.

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Люли, люлюшки, люли,

Прилетели к нам гули:

Гули, гулюшки

Сели к люлюшке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать:

Мою милу величать,

Прибаюкивать.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в окошечко:

Твои детки плачут,

По камушкам скачут

Дождик, дождик пуще!

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку:

Хлебай понемножку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения....