Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
статья
Всё, что пришло к нам из глубины веков — это народная мудрость, свод правил, кладезь яркого богатства языка. Поэтому так важно с ранних лет показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, вложить в детские души прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_cherez_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Алёнушка»
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество».
Нестеренко Татьяна Анатольевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Трудно воспитать гражданина, любящего свою Родину, без глубокого познания духовного богатства своего народа. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа, через колыбельные песни, пестушки, игры, забавы, пословицы, поговорки и сказки.
Всё, что пришло к нам из глубины веков — это народная мудрость, свод правил, кладезь яркого богатства языка. Поэтому так важно с ранних лет показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, вложить в детские души прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Слушая произведения устного народного творчества, дети приобретают новые знания о жизни и труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Так же у ребёнка формируется потребность в художественном слове, яркой и образной речи.
Поэтому неслучайно одним из направлений моей деятельности стало «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество».
Цель:
Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у детей раннего возраста посредством устного народного творчества.
Задачи:
Знакомить детей с народным фольклором: колыбельными песнями, пестушками, потешками, сказками, играми.
Развивать познавательные, речевые способности.
Воспитывать доброту, любовь к близким, бережное отношение к природе.
Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой образовательной среды, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, естественно, непринуждённо, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлении творческой инициативы.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в группе создана соответствующая развивающая среда: оформлена композиция «Сказочное царство», мини-музей «Забавная игрушка», собрана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, подобраны, аудиозаписи инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, русских народных песен.
Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и атрибутами для игр — драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театр.
«Малые фольклорные формы» развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение. Ненавязчиво, без грубого дидактизма, народные песенки, потешки, пестушки учат ребёнка тому, что от него ожидают: «На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости». «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти коса не путайся-дочка маму слушайся». В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуются в собственном мире.
Использование фольклора, в процессе детской жизнедеятельности, включение его в разнообразные режимные моменты, благотворно влияют на общение взрослого с ребёнком, поскольку создают положительный эмоциональный фон.
Привела мамочка ребенка в детский сад, ребенок плачет, берем его за ручку, и поем потешку утешалочку:
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу скажет киска
Наша детка хороша!
Ласковые слова потешек-утешалочек действуют на малыша и вот он уже улыбается и играет.
Ручки мы идем мыть с потешкой:
Ах, водичка хороша
Хороша водичка!
Искупаем малыша
Чтоб сияло личико!
Завтракать садимся с потешкой
«Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.»
При одевании на прогулку:
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два
Не всегда приятные для ребёнка моменты под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками («Дом» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока покормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.
Наряду с пестушками и потешками детям читаем стихи, несколько более сложного содержания. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь — образное изображение. Петушок очень яркий, жизнерадостный, и поёт он «голосисто». Основная интонация - ласковая, звучание его напевно, мелодично.
Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогают этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени (многие народные произведения позволяют вставить любое имя), что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной.
Например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Такой приём показывает внимание взрослого к ребёнку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности.
Используем полюбившиеся произведения народного творчества в играх, что значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа.
Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.
Укладывая малышей спать в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Дети с большим интересом восприняли такую форму общения с ними, внимательно слушали колыбельные, быстро засыпали, не тревожились во сне. Используя этот прием укладывания, мы заметили, что во второй половине дня ребята стали более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям. То есть колыбельные песни оказывали определённое терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.
Особое внимание уделяем работе с родителями. Познакомили их с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения её детям.
Для этого провели консультации на тему: «Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития детей»; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Рекомендовали, какие игрушки необходимо покупать детям (игрушки-забавы, матрёшки, птички и т.д., созданные руками народных мастеров).
Приобретать книги с различными жанрами народного творчества. Как можно больше читать детям, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.
В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет, —
Того забодаю, забодаю, забодаю!
Сорока-ворона
Кашку варила
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали,
Все своим деткам отдала (дальше пере6ираются пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала (трясем большой пальчик)
Зачем дров не пили,
Воду не носил?
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил,
— С этим братцем
Щи варил,
—С этим братцем
Кашу ел,
— С этим братцем
Песни пел.
Песни пел да плясал,
Родных братьев потешал.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом!
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому…
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Поехали, поехали
За грибами, за орехами…
Приехали приехали
С грибами,
С орехами.
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки.
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Люли, люлюшки, люли,
Прилетели к нам гули:
Гули, гулюшки
Сели к люлюшке.
Они стали ворковать,
Мою дитятку качать:
Мою милу величать,
Прибаюкивать.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут
Дождик, дождик пуще!
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку:
Хлебай понемножку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...
Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"
Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество».
Консультация для воспитателей: ...
Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Целью создания статьи является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.В данной статье обосновывается мнение о т...
консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".
Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
У современного подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважение к традициям русской народной культуре. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема, развить в детях любовь и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения....