Методические разработки "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника"
методическая разработка

Игры с участием пальцев и кистями рук приводят в гармоничное отношение тело и разум утверждают  специалисты. восточной медицины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

    Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

   Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Чтобы ребенок хорошо говорил и не испытывал трудностей при обучении письму, его надо научить играть с пальчиками, сопровождая эти игры стихами, ласковыми словами. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой»  гимнастики и другие игры, развивающие мелкую моторику пальцев, стимулируют не только речь, но и внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональную выразительность. Пальчиковая гимнастика развивает у ребенка быстроту реакции, свободу движений, чувство пространства, снимает тревожность. Она обогащает внутренний мир детей.  

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Картотека пальчиковых игр

 «Ладушки”

Ладушки-ладошки          вытягивают руки вперед, поворачива

У ребяток-крошек           ют ладони вверх-вниз.                         

Кашку варили                  водят указательным пальцем одной руки по

Кукол кормили                ладони другой.

Так!                                    Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Ладушки-ладошки          поворачивают ладони вверх-вниз.         

У ребяток-крошек

Молотком стучали,          стучат кулачками друг о друга.

Гвозди забивали.

Так!

«Капуста»

Что за скрип?                                            Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что за хруст?                                             Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.

Это что еще за куст?                Ладони с растопыренными пальцами перед собой

- Как же быть без хруста               Пальцы вверх переплетаем.

Если я капуста?                               Пальцы полусогнуты, изображают кочан.

Мы капусту рубим, рубим…                   Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем…                   Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим…                   Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем.                  Сжимаем и разжимаем кулачки.

«Утенок»

Во дворе утенок жил,          Прикасаются всеми пальцами руки к большо-

                                                 му пальцу  и раскрывают ладони («утенок

                                                 открывает клюв»).

Рыбку он ловить любил.     Прижимают ладони друг к другу и качают

                                                  Ими из стороны в сторону («рыбка»).

«Пышка»

Пышка-лепешка                  Пекут пирожки (то одна рука сверху,

В печи сидела                         то другая)

В печи сидела,

На нас глядела,                      Соединяют указательные и большие

В рот захотела.                       Пальцы и приставляют их к глазам.

Ам!                                            Подносят ладони ко рту. 

 «Елочка».

Елочка, елочка                       Соединяют ладони под прямым углом

                                                   над головой.

Колкая иголочка                   Показывают указательные пальчики.

Протянула веточки,              Вытягивают руки вперед.

На веточках-конфеточки     Соединяют в кольцо указательные

                                                   большие пальцы.

Маленький грибок,                Пальцы одной руки сживают в кулак и

                                                   Прикрывают его сверху ладонью другой.

Рядом колобок,                       Прижимают кулаки друг другу.

И сверкают шарики              «Фонарики».

Яркие фонарики.

«Лепешки»

Тешки-тетешки                       «Пекут пирожки» (то одна рука сверху,

Пекла бабка лепешки              то другая).

Медом поливала,                      Потирают ладони друг о друга круговыми

                                                      Движениями.

Маком посыпала                      Показывают пальцами, как сыплют мак.

Деточкам давала.                      Протягивают руки вперед, развернув

                                                      ладони вверх.

«Плескалочка»

Лейся вниз,                               Дети проводят ладонями по телу от головы

Вода текучая.                           до ног.       

Вверх тянись                            Поднимают руки, вставая на носки.

Смывайся, беда,                       Проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Как с гуся вода.

«Цыпа-цыпа».

Цыпа-цыпа                             Соединяют и разъединяют указательный и

Цыпа, гуль!                             большой пальцы, остальные прижимают к

                                                   ладони.

Я насыплю,                             Быстро перебирают пальцами, показывая,

Ты поклюй,                             как сыплют зернышки.

Клюю-клю-клю…                  Стучат указательными пальцами                      по                                       коленям.

«Оладушки».

Ой, ладушки-ладушки,         «Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Испечем оладушки!               другая).

На окно поставим,                  Протягивают руки вперед.

Остывать  заставим.

А остынут-поедим                   То подносят руку ко рту, то прикасаются

                                                      к ладони другой руки.

И воробушкам дадим.             Взмахивают кистями рук.

Воробушки сели,                      Кладут руки на колени.

Оладушки съели,                     Постукивают пальчиками по коленям.

Оладушки съели –

Шу-у-у!.. – и улетели.              Поднимают руки вверх, взмахивая

                                                     кистями.

«На крыше»

Серый кот залез на крышу       «Пробегают» пальцами от коленок до

Ну а там сидели мыши.               макушки.

Как увидели кота                        

Разбежались кто куда.                 Быстро «пробегают» пальцами вниз

                                                          от макушки до колен.

«Коготки»

Точит кошка коготки,                 Царапают ноготками колени.

Очень острые они.                      

А кошачьи лапочки                     Плавно выставляют вперед то одну

Мягкие, как  тапочки.                 руку, то другую.             

Спрячет коготки в подушку      Широко расставляют пальцы и

                                                          сжимают их в кулак.

И почешет лапкой ушко,            Гладят рукой ухо.

Молочко попьет из миски.         Делают из рук «миску» и подносят 

                                                          ее ко рту.

Наша ласковая киска.                 Гладят руки.

«Бычок»

Ой, бычок, бычок, бычок!         Дети поддерживают указательный и

Бычок – пестернький бочок.     средний пальцы большим, выпрямив

                                                          указательный и мизинец, показывая

                                                          рога бычка.

Встретил рыжего он братца        Показывают «рога» второй рукой.

И давай скорей бодаться -           «Бодают» руками друг друга.

Му-у-у!..                                           Показывают рога и говорят.

                                                         

« Улитка»

Улитка, улитка                              Поддерживают средний и безымянный

Покажи нам рожки                        пальцы большим, указательным  и

                                                           Мизинцем, выставляют вперед (рожки).

И ползи улитка                               медленно вытягивают руку вперед,

Тихо по дорожке                             покачивая «рожками».

«Лягушка».

Лягушка-попрыгушка -             Похлопывают ладонями по коленям.

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки               Поднимают вверх ладони.

Комары да мушки                       Сжимают пальцы в кулаки.

«Кот на печи»

Кот на печи                          Дети стучат кулачком о кулачок.

Сухари толчет,

Кошка в окошке                 Показывают, как шьют  иголкой.

Полотенце шьет.

Маленькие котята              Поднимают согнутые в локтях руки на

На печке сидят                    уровне груди, опустить киста  вниз, кА-

На печке сидят                    чают головой вправо-влево.

Да на котика глядят.         Приставляют к глазам указательные и 

Все на котика глядят         большие пальцы («Очки»).

И сухарики едят.                 Щелкают забками.

                           

         

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Методическая разработка "пальчиковые игры" для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка для развития речи детей младшего  дошкольного возраста....

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....