Методическая работа. «Как научить ребенка работать с ножницами»
методическая разработка (средняя группа)

Семенова Любовь Вячеславовна

Столкнувшись на занятиях в детском саду с тем, что большинство детей не умеют пользоваться ножницами, было решено создать такое пособие, которое бы помогло родителям научить своих детей правильно пользоваться ножницами и овладеть техникой резания. Многие родители не дают дома детям ножницы, считая, что в 5-6 лет это делать еще рано или боятся порчи домашних вещей, поэтому единственным местом, где дети могут этому научиться – в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа.

«Как научить ребенка работать с ножницами»

Столкнувшись на занятиях в детском саду с тем, что большинство детей не умеют пользоваться ножницами, было решено создать такое пособие, которое бы помогло родителям научить своих детей правильно пользоваться ножницами и овладеть техникой резания. Многие родители не дают дома детям ножницы, считая, что в 5-6 лет это делать еще рано или боятся порчи домашних вещей, поэтому единственным местом, где дети могут этому научиться – в детском саду.

Ножницы – это отличный инструмент для тренировки моторики и координации руки, развития внимания и концентрации. К тому же, все маленькие дети обожают резать ножницами и это занятие способно увлечь ребенка надолго.

Овладение техникой резания, приходит далеко не сразу, а постепенно, с практикой, и с каждым разом движения рук ребенка становятся все более уверенными и точными. Также, резание ножницами - это отличные упражнения не только для развития мелкой моторики рук, но памяти и аккуратности.

Цель: пособие создано для родителей, педагогов и детей среднего дошкольного возраста, чтобы помочь приобщить и правильно научить ребенка работать с ножницами, тем самым открыть ему новые возможности для творчества, увлечь его интересным занятием для создании творческой работы. А все это достигается только в процессе занятий.

Задачи:

- научить правилам пользования ножницами и соблюдению техники безопасности;

- научить правильно держать ножницы;

- сформировать умения работы с инструментами и материалами;

- закрепить навыки, полученные в ходе объяснения и обучения;

- способствовать формированию аккуратности, внимания, усидчивости, стремления довести начатое дело до завершения.

Памятки для детей по технике безопасности при работе с ножницами

1. Работу начинай только с разрешения взрослого.

2. Не работай неисправными инструментами.

3. Во время работы будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.

4. Нельзя носить в кармане инструменты (ножницы, шило, иглы и другие предметы).

5. При работе держи инструменты так, как показал взрослый.

Правила обращения с ножницами

1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

2. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

3. Перед работой проверь исправность инструментов.

4. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.

5. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

6. При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.

7. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались с края стола, кольцами к себе.

8. При работе лезвия направлены прямо от себя.

9. При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.

10. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.

11. Храни ножницы в чехле или в подставке лезвиями вниз.

12. После работы клади ножницы на свое место, чтобы точно знать, где их можно взять в следующий раз.

13. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

14. Используй ножницы по назначению.

Такие несложные правила следует рассказать ребенку, приступая к работе в первый раз, и повторять их каждый раз, пока знания не превратятся в привычку.

При работе ножницам нужно осваивать правильные навыки резания:

• при резании бумаги по прямой линии режут серединой лезвия, смотрят на конец ножниц, направляя их вдоль линии;

• при резании по кривой линии смотрят на место разреза. Плавно поворачивая левой рукой материал;

• ножницами режут в направлении от себя с правой стороны. Правая и левая руки при резании не пересекаются. Локоть руки с ножницами не заносится вперед, и согласовываются действия обеих рук;

• процесс резания ножницами должен проходить ритмично.

• контролируйте положение ножниц по отношению к бумаге;

• размер и толщина ножниц побирается в зависимости от предстоящей работы: для вырезания мелких деталей из тонкой бумаги подойдут небольшие ножницы, а для крупных элементов из прочной бумаги, где делаются большие надрезы – ножницы более крупные;

• большие части вырезают широко раскрытыми ножницами, а маленькие детали – мелкими, осторожными движениями;

• гофрированный картон режут ножницами с длинными лезвиями.

Как правильно держать ножницы

1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.

2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.

3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).

4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.

5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

Принципы работы с ножницами

Положение рук

Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.

1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.

2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.

3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко «в воздухе». Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.

Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.

Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.

Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук.

Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков.

Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители.

Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.

Для развития твердости руки детей можно предложить следующий подбор упражнений:

• разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов – окна, домики и т.д.;

• нарезать из бумаги прямоугольной формы прямые полоски – дорожки, заготовки для плетения;

• косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша, треугольник и т.д.;

• вырезать круг из квадрата, закругляя его края (снеговик, пуговица, солнце);

• прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета (овощи, фрукты, бабочка, гриб);

• вырезать предметы, складывая бумагу несколько раз (снежинка).

Таким образом, в результате использования этих упражнений у ребёнка отрабатываются такие качества движений, как твёрдость, точность, что способствует развитию моторики пальцев рук.

Существует несколько золотых правил для родителей, чтобы привлечь внимание ребенка к вырезанию:

1. Вырезайте ножницами при ребенке

Моя первая рекомендация – вырезайте сами на глазах у ребенка, ведь обучение через наблюдение – это очень простой и важный этап практически любого обучения, и, главное, очень эффективный. Со временем, у ребенка обязательно появится естественный интерес к инструменту и вырезанию ножницами.

2. Поддерживайте интерес к вырезанию ножницами

Не нужно скорее прятать ножницы, если ребенок проявил интерес и пытается вам помочь, когда вы что-то вырезаете. Наоборот, нужно поддержать этот интерес, и если у вас уже припасены детские ножницы, значит, пришло время познакомить с ними малыша. Если же детских ножниц у вас нет, то вы можете использовать прием «рука в руке» и продемонстрировать малышу ножницы в действии. Обязательно проговаривайте все, что происходит на глазах у ребенка, и не забудьте выразить восторг от происходящего, чтобы поддержать ребенка в его начинаниях по усвоению нового вида деятельности.

3. Приобретите удобные детские ножницы

Если вы выбираете ножницы для ребенка, то это соответственно, обычные, детские, безопасные ножницы с округленными кончиками, лишенные каких-то ненужных деталей. И конечно при покупке детских ножниц, лучше всего делать это вместе с ребенком. Он сможет сразу же попробовать, удобно ли ему их держать. Потому что размер ладошки ребенка может существенно отличаться и соответственно ножницы могут быть удобными или неудобными для вашего ребенка. Поэтому лучше всего попробовать перед покупкой. А если с ножницами ваш ребенок еще не знаком, и вырезать будете вы, то соответственно вы покупаете себе обыкновенные взрослые ножницы.

4. Превратите вырезание ножницами в игру

Занятия на вырезание должны быть разнообразными и, конечно, интересными ( к примеру):

• делим пирог на кусочки;

• готовим пиццу с нарезанной кусочками колбасой;

• вырезаем травку для оформления открыток;

• помоги улитке доползти до цветочка;

• и, конечно же, интересным продолжением занятий на вырезание будет наклеивание, вырезанного, в специальный альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка работать ножницами" из цикла обучающих занятий клуба "Мамина школа"

В группе создали клуб «Мамина школа», в котором провели цикл практических обучающих занятий.Цель клуба: повысить знания родителей о роли сенсорного развития детей; совершенствовать знания ...

Консультация для родителей "Как научить ребенка работать с ножницами"

Манипуляции ножницами отлично разивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребенка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать большую помощь ...

Консультация для родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»

В консультации напечатан материал про то, как помочь ребёнку научиться работать с ножницами....

Как научить ребенка работать с ножницами

в статье описываются способы обучения ребенка работе с ножницами...

Как научить ребенка работать с ножницами

консультация для родителей...

Буклет "Как научить ребенка работать с ножницами"

Правила безопасного обращения с ножницами...