Рабочая программа воспитания МАДОУ «Малиновский д/с» на 2022-2023учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МАДОУ «Малиновский д/с» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitniya_malinovskiy_ds.docx | 102.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «___» ______ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Малиновский д/с» _________________ Н.А. Живица «____»________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАДОУ «Малиновский д/с»
на 2022-2023учебный год
п. Малиновка, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
- Особенности воспитательного процесса в МАДОУ «Малиновский д/с» 5
- Цель программы воспитания 6
- Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
- Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ 11
- Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ 11
- Направления реализации программы воспитания 12
- Основные направления самоанализа воспитательной работы 15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
- Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ 17
- Нормативно-методическое обеспечение реализации программы 17
- Материально-техническое обеспечение реализации программы 18
- Календарный план воспитательной работы 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МАДОУ «Малиновский д/с» (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:
- Модуль 1 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»
- Модуль 2 - «Патриотическое воспитание»
- Модуль 3 - «Волонтерское движение»
- Модуль 4 - «Экологическое воспитание»
- Модуль 5 - «Основы здорового образа жизни»
- Модуль 6 – Воспитание культурно – гигиенических навыков
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
- Особенности воспитательного процесса в МАДОУ «Малиновский д/с»
Образовательный процесс в МАДОУ «Малиновский д/с» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
МАДОУ «Малиновский д/с» расположен в двухэтажном типовом здании, имеет один корпус по адресу Красноярский край, пос. Малиновка, 3-й квартал, строение 16. Микрорайон является экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Рядом с ДОУ находится МБОУ «Малиновская СШ», МОУДОД «Малиновская детская юношеская спортивная школа», Малиновский культурно-досуговый центр, МБУК «Центральная районная библиотека». ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия с указанными образовательными организациями.
ДОУ располагает базой: музыкальный зал, спортивный зал, мини – музей «Русская изба», кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, детской безопасности. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Одной из основного зада педагогической работы МАДОУ «Малиновский д/с» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
- партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия МАДОУ «Малиновский д/с», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
- в проведении мероприятий МАДОУ «Малиновский д/с» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
- педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
- ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы МАДОУ «Малиновский д/с», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.
- Цель и задачи программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста:
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
- развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- – сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
- Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.
Задачи:
- обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
- сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
- поощрять проявления морально-волевых качеств.
- Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей.
Задачи:
- Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:
- сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
- Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах:
- Патриотическое воспитание - родина, природа – показатели: ребенок
проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру.
- Социальное воспитание - человек, семья, дружба, сотрудничество –
показатели: способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо»; проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними; проявляющий позицию «Я сам!»; доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту; испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении; способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.
- Познавательное воспитание – знание – показатели: проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в поведении и деятельности.
- Физическое и оздоровительное – здоровье – показатели: выполняющий
действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д.; стремящийся быть опрятным; проявляющий интерес к физической активности; соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе.
- Трудовое воспитание – труд – показатели: поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке; стремящийся помогать взрослому в доступных действиях; стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
- Этико-эстетическое - культура и красота – показатели: эмоционально
отзывчивый к красоте; проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности.
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах:
- Патриотическое воспитание - родина, природа – показатели: любящий свою
малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
- Социальное воспитание - человек, семья, дружба, сотрудничество – показатели:
различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми; освоивший основы речевой культуры; дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
- Познавательное воспитание – знание – показатели: любознательный,
наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.
- Физическое и оздоровительное – здоровье – показатели: владеющий
основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
- Трудовое воспитание – труд – показатели: понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
- Этико-эстетическое - культура и красота – показатели: способный
воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
2.2. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
- природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
- игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
- тематический модуль, коллекционирование,
- чтение, беседа/разговор, ситуации,
- конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
- проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки.
- мастерская, клубный час,
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
- театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
- Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1
- «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 2
- «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 3
«ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
МОДУЛЬ 4
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание».
Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы.
Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города, сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей.
МОДУЛЬ 5
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 6
«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Дети должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в повседневной жизни:
- закреплять алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков;
- приучать детей следить за своим внешним видом;
- прививать навыки поведения за столом;
- формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МАДОУ «Малиновский д/с» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАДОУ «Малиновский д/с», являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МАДОУ «Малиновский д/с» воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МАДОУ «Малиновский д/с».
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
- Состояние организуемой в МАДОУ «Малиновский д/с» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МАДОУ «Малиновский д/с».
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых мероприятий ДОУ;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МАДОУ «Малиновский д/с» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
- 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка;
- соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
- 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
- учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
- подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
- подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
- подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год.
- Календарный план воспитательной работы
МАДОУ «Малиновский д/с» на 2021-2022 учебный год
Модуль 1 «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» | ||||||
Срок проведения | Формы работы | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Сентябрь | Беседа | Беседа «Всему свое место» | «В гостях у Мойдодыра» | «Разговор о профессиях» | Почему родители ходят на работу? | Все работы хороши |
Октябрь | Трудовые поручения | Привлечение детей к помощи воспитателю | Убираем игрушки | Труд в уголке природы | Помоги накрыть на стол | Уборка на участке |
Ноябрь | Наблюдение за трудом взрослых | Наблюдение за трудом няни | Наблюдение за трудом дворника | Наблюдение за трудом дворника | Наблюдение за трудом кастелянши | Наблюдение за трудом медсестры |
Дидактические игры | «Кто что делает?» | Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» | Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» | Лото «Профессии» | ||
Декабрь | Экскурсия | Кто работает в нашей группе? | Кто работает в детском саду? | В магазин | В библиотеку | В школу |
Январь | Игровые обучающие ситуации | «Помоги кукле Кате накрыть на стол» | «Вымоем посуду» | «Купаем кукол» | «Покажем малышам как ухаживать за растениями» | «Покажем малышам как ухаживать за растениями» |
Февраль | Встреча с людьми интересных профессий | «Есть такая профессия – Родину защищать» | «Есть такая профессия – Родину защищать» | «Есть такая профессия – Родину защищать» | «Есть такая профессия – Родину защищать» | «Есть такая профессия – Родину защищать» |
Март | Фотовыставка | «Кем работают наши мамы» | «Профессии моей семьи» | «Профессии моей семьи» | «Профессии моей семьи» | «Профессии моей семьи» |
Литературная гостиная | «Стихи о профессиях» | «Стихи о профессиях» | «Стихи о профессиях» | «Стихи о профессиях» | «Стихи о профессиях» | |
Апрель | Просмотр мультфильмов, развивающих видео | «Кем быть?» | «Три кота» - сборник серий о профессиях | «Почему родители работают?» Навигатум | «Каллейдоскоп профессий» Навигатум | «Кем стать?» Навигатум |
Театрализованная деятельность | «Парад профессий» | «Кем ты в жизни хочешь стать?» | ||||
Май | Тематические мероприятия | Музыкальное развлечение «День труда» | Музыкальное развлечение «День труда» | Музыкальное развлечение «День труда» | Музыкальное развлечение «День труда» | Музыкальное развлечение «День труда» |
Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», В. Маяковский «Кем Быть?», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», Ю. Тувим «Все для всех» | ||||||
Июнь | Сюжетно-ролевые игры | «Семья» сюжет «Уборка на кухне» | «Магазин» | «Птицефабрика» | Туристическое агентство «Огни Поволжья» | Туристическое агентство «Огни Поволжья» |
Июль | Трудовые поручения | Поливаем цветник | Кормление птиц | Уборка в песочнице | Уборка на участке | Уборка на участке |
Август | Продуктивная деятельность | Создание альбома «Кем работают наши мамы» | Создание альбома «Кем работают наши мамы» | Создание лэпбука по «Профессии моей семьи» | Создание лэпбука «Профессии моего города» | Создание лэпбука «Профессии моего города» |
Модуль 2 «Патриотическое воспитание» | |||||
Срок проведения | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Сентябрь | Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» | Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» | Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» | Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» | Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» |
Развлечение «Праздник дружной семьи». | Развлечение «Праздник дружной семьи». | Развлечение «Праздник дружной семьи». | Развлечение «Семья – дороже всего» | Развлечение «Семья – дороже всего» | |
Октябрь | Дидактическая игра «Мой дом» | Дидактическая игра «Мой адрес» | Дидактическая игра «Мой адрес» | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей | Игра-путешествие по родному городу «Город, в котором я живу» |
Мой поселок - Малиновка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» | Мой поселок – Малиновка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» | Мой поселок - Малиновка Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» | «Памятники и достопримечательности родного поселка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека | «Великие люди в истории родного поселка» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека | |
Ноябрь | Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, рисунки) | Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) | Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) | Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) | Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) |
Оформление экспозиции фотографий «День матери» | «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» | «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» | «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» | «Моя Родина – Россия», «Сердце матери лучше солнца греет» Оформление экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» | |
Декабрь | Оформление уголка группы на тему «В гостях у бабушки Арины» | «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» | «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» | «Как жили наши предки» Посещение музея «Русская изба» | «Как жили наши предки» Посещение музея «Русская изба» |
Народные игры, фольклор | «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор | «Культура и традиции русского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор | «Культура и традиции русского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор | «Культура и традиции русского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор | |
Январь | Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. | Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. | Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. | Фотовыставка о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. | Фотовыставка о проведенные новогодних праздников в детском саду и семье |
Театрализованное представление для детей «Русские народные сказки» | «Дымковская игрушка» Оформление выставки «Мастера земли русской» | «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера земли русской» | «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера земли русской» | «День знаний о промыслах России» Оформление выставки «Мастера земли русской» | |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Наш любимый детский сад» | «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» | «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» | «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». | «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец» |
Праздник «Мы – солдаты» стихи | Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии | Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии | Праздник «Наша Армия родная» стихи, песни, фотографии | Праздник «Наша Армия родная» стихи, песни, фотографии | |
Март | «Я для милой мамочки…» Стихи, песни Праздник 8 Марта | «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник 8 Марта | «Наши мамы и бабушки» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник 8 Марта | «Мамочка любимая» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник 8 Марта | «Мамочка любимая» Изготовление сувениров к 8 Марта (подарки мамам и бабушкам) Стихи, песни Праздник 8 Марта |
«Путешествие в деревню» Виртуальная экскурсия | «Люби и знай родной свой край» Викторина «Назови сказки» | «Люби и знай родной свой край» Викторина «Назови сказки» | «Люби и знай родной свой край» Конкурс знатоков родного края | «Люби и знай родной свой край» Конкурс знатоков родного края | |
Апрель | «День космонавтики» Просмотр мультфильма | «День космонавтики» Просмотр мультфильма | «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на место приземления Ю. Гагарина | «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на место приземления Ю. Гагарина | «День космонавтики» Виртуальная экскурсия на место приземления Ю. Гагарина |
Конкурс проектов «Парки и скверы поселка» | Конкурс проектов «Парки и скверы поселка» | Конкурс проектов «Природа России» | Конкурс проектов «Природные богатства России» | Конкурс проектов «Природные богатства России» | |
Май | Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» | Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» | Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина | Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевых действий» - моделирование «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина | Праздник «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевых действий» - моделирование «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» Викторина |
Июнь | Спортивное развлечение «День России» | Спортивное развлечение «День России» | Спортивное развлечение «День России» | Спортивное развлечение «День России» | Спортивное развлечение «День России» |
Июль | Праздник «Мама, папа, Я – наша дружная семья | Праздник «Мама, папа, Я – наша дружная семья | Праздник «День семьи» | Праздник «День семьи» | Праздник «День семьи» |
Август | Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» | Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» | Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» | Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» | Конкурс детского творчества «Поселок наш родной» |
Модуль 3 «Волонтерское движение» | |||||
Срок проведения | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Сентябрь | Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?» | Беседа «Кто такие волонтеры?» | Посвящение в волонтеры | Посвящение в волонтеры | Посвящение в волонтеры |
Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро» | |||||
Октябрь | Беседа «Бабушки и дедушки» | Беседа «Наша дружная семья» | Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека» | Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека» | Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека» |
Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» | |||||
Ноябрь | Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) | Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) | Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) | Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) | Благотворительная акция «Усы, лапы, хвост!» (помощь фонду бездомных животных) |
Беседа «Братья наши меньшие», чтение «Как муравьишка домой спешил» | |||||
Декабрь | Благотворительная акция «Помощники святителя Николая Чудотворца» | Благотворительная акция «Помощники святителя Николая Чудотворца» | Благотворительная акция «Помощники святителя Николая Чудотворца» | Благотворительная акция «Помощники святителя Николая Чудотворца» | Благотворительная акция «Помощники святителя Николая Чудотворца» |
Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А., «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. | |||||
Январь | «Кормушка для птиц» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» |
Февраль | Акция «Подари книгу» | Акция «Подари книгу» | Акция «Подари книгу» | ||
Чтение сказок: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы» | |||||
Март | Беседа «Что такое добро» | «Марафон добрых дел» | «Марафон добрых дел» | «Марафон добрых дел» | «Марафон добрых дел» |
Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья» | |||||
Апрель | «Чистые дорожки» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» |
Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли», беседа «Как беречь природу?» | |||||
Май | Консультации в родительском уголке «Как рассказать ребенку о Дне Победы» | Создание альбома «Будем память по жизни чтить» | Акция «Ветеран живет рядом» | Уборка территории возле памятника | Уборка территории возле памятника |
Участие в акции «Бессмертный полк», «Окно Победы», «Георгиевская ленточка» | |||||
Июнь | «Утро радостных встреч» | «Утро радостных встреч» | Волонтеры в гостях у малышей | Волонтеры в гостях у малышей | Волонтеры в гостях у малышей |
Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» | |||||
Июль | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» |
Август | Акция для родителей «Пристегни самое дорогое!» | Выпуск листовок «Внимание, пешеход!» | Выпуск листовок «Внимание, водитель!» | Выпуск листовок «Правила дорожные знать каждому положено» | Выпуск листовок «Правила дорожные знать каждому положено» |
Модуль 4 «Экологическое воспитание» | |||||
Срок проведения | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Сентябрь | Беседа «Мир природы» | Аппликация «Бабочки» | НОД «Растения леса» | Экскурсия «Деревья осенью» | Экскурсия «Деревья осенью» |
Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» | |||||
Октябрь | Беседа «Птицы» | Занятие «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» | Изготовление подарков из природных материалов к празднику «День пожилого человека» | Изготовление подарков из природных материалов к празднику «День пожилого человека» | Изготовление подарков из природных материалов к празднику «День пожилого человека» |
Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» | |||||
Ноябрь | Беседа «Комнатные цветы» | Наблюдение за погодными явлениями | Театрализованное развлечение «День птиц» | Театрализованное развлечение «День птиц» | Театрализованное развлечение «День птиц» |
Беседа «Братья наши меньшие», Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил» | |||||
Декабрь | Досуг «Праздник новогодней елки для кукол» | Занятие «Украсим елку снегом» | Изготовление кормушки для птиц | Изготовление кормушки для птиц | Изготовление кормушки для птиц |
Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка). | |||||
Январь | Наблюдение «Кто прилетает на кормушку?» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» | Акция «Покорми птиц» |
Февраль | Наблюдение за птицами | Занятие «Заяц и волк — лесные жители» | Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» | Экспериментирование со снегом и льдом | Экспериментирование со снегом и льдом |
Чтение сказок: История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка). | |||||
Март | Беседа «Что такое лес» | Акция «Берегите лес» | Акция «Берегите лес» | Акция «Берегите лес» | Акция «Берегите лес» |
Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никита охотник», «Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина, «Кто землю украшает» А. Лопатина, «Могучая травинка» М. Скребцова | |||||
Изготовление листовок «Берегите воду!» (22 марта Всемирный день воды) | |||||
Апрель | Беседа «Прилетели птицы» | Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» | Акция «Каждую соринку – в корзинку!» |
Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли» Беседа «Как беречь природу?» | |||||
Май | Консультации в родительском уголке «Как научить ребенка беречь природу» | Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. | Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. | Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. | Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. |
Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка). | |||||
Июнь | Беседа «Забавные одуванчики» | Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др | Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др | Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др | Экологооздоровительный праздник. Развлечения на темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние животные» и др |
Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» | |||||
Июль | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята-дошколята» | Участие в проекте «Эколята- дошколята» |
Август | Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» | Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» | Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. | Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. | Сбор листьев с деревьев и кустарников, изготовление гербария. |
Модуль 5 «Основы здорового образа жизни» | |||||
Срок проведения | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье» Беседа «Чумазый мальчик» | Беседа «Чумазый мальчик» | Беседа «Я и моѐ тело» | Беседа «Личная гигиена» | Беседа «Режим дня», «Вредные привычки» | |
Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» | |||||
Игровая ситуация «Научим Мишку умываться» | Игровая ситуация «В гостях у Мойдодыра» | Игровая ситуация «Как привести себя в порядок» | Сюжетно-ролевая игра «Аптека» | Сюжетно ролевая игра «Больница», сюжет «У стоматолога» | |
Октябрь | Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» | Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» | Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» | Подвижная игра «К своим знакам» | Подвижная игра «К своим знакам» |
Игровая ситуация «Помоги зайке перейти дорогу» | Игровая ситуация «Помоги зайке перейти дорогу» | Игровая ситуация «Едем в автобусе» | Игровая ситуация «Однажды на улице» | Игровая ситуация «Я пешеход и пассажир» | |
Ноябрь | Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» | Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» | Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» | Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» | Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная семья!» |
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | Дидактическая игра «Кому что нужно?» | Дидактическая игра «Покажи правильно» | Дидактическая игра «Если кто-то заболел» | Дидактическая игра «Назови вид спорта» | |
Декабрь | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия в медицинский кабинет |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга» | |||||
Январь | Игровая ситуация «Можно - нельзя» | Игровая ситуация «На игровой площадке» | Игровая ситуация «Поведение с незнакомыми людьми» | Игровая ситуация «Один дома» | Игровая ситуация «Чрезвычайные ситуации на прогулке» |
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси» | |||||
Февраль | Загадки об овощах и фруктах | Беседа «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» | Дидактическая игра «Разложи на тарелках полезные продукты» | Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» | Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» |
ОЭД «Посадка лука» | ОЭД «Посадка лука» | ОЭД «Посадка лука» | ОЭД «Посадка лука» | ОЭД «Посадка лука» | |
Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» | |||||
Март | Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь» | Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь» | Беседа «От чего происходят пожары?» | Игровая ситуация «Если возник пожар?» | Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» |
Театрализованная деятельность | Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» | Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» |
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил был на свете слоненок», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка» | |||||
День Здоровья | День Здоровья | День Здоровья | День Здоровья | День Здоровья | |
Экскурсия на городской стадион | |||||
Май | Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» | Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» | Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбука безопасности» | Викторина «Правила дорожные детям знать положено» | Викторина «Правила дорожные детям знать положено» |
Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «Дядя Степа милиционер» | |||||
Июнь | Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» | ||||
Консультация для родителей «Лето прекрасное и опасное» | Дидактическая игра «Что где растет?» | Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное» | Беседа «Как вести себя на природе?» | Беседа «Ядовитые растения» | |
Июль | Летняя школа безопасности «Защита от солнца» | Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» | Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» | Летняя школа безопасности «Безопасность на воде» | |
Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасик и его команда | Конкурс рисунков «Школа светофорных наук» | ||||
Август | Летняя школа безопасности «Безопасность на дороге» | Экскурсия к перекрёстку | Экскурсия к перекрёстку |
Модуль 6 «Воспитание культурно-гигиенических навыков» | |||||||||
Срок проведения | Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный возраст | ||||
Сентябрь | «Наша группа» знакомство с помещениями группы | Знакомство с предметами гигиены и их использованием | «Кукла учится у ребят аккуратно кушать и благодарить» (визит куклы на обед, полдник, ужин). | Чистота – залог здоровья | Беседа «Культура поведения во время еды». | ||||
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей», чтение: С. Махотин «Завтрак» | |||||||||
Октябрь | Навык мытья рук и личной гигиены. | Навык культуры еды. | Игровая ситуация «Как мы встречаем гостей». | Мы накрываем в столовой. | Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды» | ||||
Чтение стихов К.И. Чуковского «Мойдодыр», Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» | |||||||||
Ноябрь | Навык мытья рук и личной гигиены. | Навык одевания и раздевания. | Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться». | Культура поведения за столом | Беседа «Как заботиться о своей одежде». | ||||
Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Инсценировка сюжета сказки «Федорино горе». Чтение: Д. Крупская «Чистота» | |||||||||
Декабрь | Навык мытья рук и личной гигиены. | Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу Таню чаем» | Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку». | Для чего человеку кожа | Беседа «Культура еды - серьезное дело». | ||||
Упражнение «Умывалочка». Чтение потешек по теме. Чтение: И. Батый «Пообедать» | |||||||||
Январь | Навык мытья рук и личной гигиены. | Сюжетно-ролевая игра «Пригласим Хрюшу и Степашку на обед» | Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». | Гигиена зубов | Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу» | ||||
Чтение стихов о вежливости. Чтение: М, Зощенко «Глупая история» | |||||||||
Февраль | Навык мытья рук и личной гигиены. | Коллективная практическая деятельность «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». | Наши уши | Что значит опрятность. | Дидактическое упражнение «Как правильно заправлять кровать» | ||||
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» | |||||||||
Март | Навык мытья рук и личной гигиены.
| Дидактическая игра «Приготовим суп» (по принципу «Волшебный мешочек») | Прическа | Как всегда, выглядеть красиво | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». Игра- тренинг «Научи друга» | ||||
Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр». Инсценировка сюжетов из произведения «Мойдодыр». Чтение: А. Барто «Девочка-чумазая» | |||||||||
Апрель | Учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» | Сюжетно-ролевая игра «К нам пришла Замарашка» | Чтоб одеяло не убежало | «Правила ухода за телом» | Соревнование «Кто самый аккуратный» | ||||
Чтение: В. Чепурная «Купание детей». Чтение: С. Лосева «Штанишки». Чтение: И. Ищук «Мои ладошки» | |||||||||
Май | Воспитание элементарных навыков культуры поведения. | Дидактическая игра «Накрываем стол для обеда». | Наши глаза | Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». | Беседа «Как правильно есть второе блюдо». | ||||
Июнь | Навык культуры еды. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела». | Навыки ухода за одеждой | Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок» | Беседа «Мои обязанности дома и в д/с» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | ||||
Игры-забавы в Центре воды и песка «Купание кукол». Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно». Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов». | |||||||||
Июль | Навык культуры еды. | Сюжетно-ролевая игра «Кукла ждёт гостей». | «Чистое помещение – залог здоровья» | Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный». Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». | |||||
Развлечение «Мыльные пузыри» | |||||||||
Август | Навык культуры еды. | Сюжетно-ролевая игра «Научим куклу аккуратно кушать» | «Личная гигиена» | Беседа «Чистые руки – здоровые дети» | Дидактическое упражнение «За столом едим культурно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания МАДОУ «Березка»
Основной компонент ООП ДОУ...
Рабочая программа воспитания МАДОУ " Берёзка"
Обязательный компонент ООПДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАДОУ «Малиновский д/с» на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка................................................................................................................... 3РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРО...
Рабочая программа воспитания МАДОУ "Малиновский д\с" на 2021-2022г
Рабочая программа воспитания МАДОУ "Малиновский д\с" на 2021-2022г...
Рабочая программа воспитания МАДОУ № 6 "Светлячок"
Рабочая программа воспитания МАДОУ № 6 "Светлячок"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАДОУ «Малиновский д/с» на 2021-2022 учебный год
ПРИНЯТОНа педагогическом советеПротокол № 1 от «___» ______ 2021 г.УТВЕРЖДАЮ:Заведующий МАДОУ «Малиновский д/с»_________________ Н.А. Живица«____»________2021 г....
Рабочая программа воспитания МАДОУ "Малиновский детский сад" на 2021 - 2022 учебный год.
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МАДОУ «Малиновский д/с»...