Адаптация ребенка к детскому саду
статья (младшая группа)
В данной статье раскрывется проблема адаптации ребенка к детскому саду. Степени адаптационного периода и залог её успешного прохождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к детскому саду
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новым и непривычным для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Поэтому процесс адаптации требует больших психофизических затрат организма.
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребята скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса:
- Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства детей и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
-он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
-при обращении глядит в глаза педагогам;
-способен озвучить просьбу о помощи;
-первым идёт на контакт с ровесниками;
-способен занять себя на короткий промежуток времени;
-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
-с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
-общается со сверстниками и воспитателем;
-придерживается озвученных правил и распорядка;
-адекватно реагирует на замечания;
- Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
-отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
-нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
-агрессивность либо замкнутость;
-неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
На успешность адаптации влияют следующие факты:
- Возраст ребёнка.
Нередко мамы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.
Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.
Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться.
- Состояние здоровья.
Малышам, у которых есть хронические заболевания или которые часто и подолгу болею, требуются особые условия и наблюдение медицинского персонала.
Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:
-ещё большее понижение иммунитета;
-рост восприимчивости к инфекциям;
-повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
- Степень психологического развития.
Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития.
В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.
- Уровень социализации.
Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.
Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится.
Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Так же целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Расставаясь с ребенком, говорите, как вы его сильно любите и что скоро за ним вернетесь.
Список литературы
- Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...