Статья "Мониторинг педагогических условий становления профессиональной компетентности педагога ДОУ"
статья
становление профессиональной компетентности педагога дошкольного образования характеризует: неразрывная связь процесса профессионального становления с развитием и формированием личности; индивидуальное развитие социально значимых ценностей, взглядов и убеждений; систематизация и обобщение профессиональных умений и знаний в процессе практической педагогической деятельности. Как показывает проведенное исследование, для успешного становления профессиональной компетентности воспитателя в ДОУ необходимо создание специальных условий. Выделенные нами условия успешного становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и обоснование критериев их оценки дают возможность объективно подходить к их мониторингу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rusyaevoy_yua.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг педагогических условий становления профессиональной компетентности педагога ДОУ»
Русяева Юлия Александровна
МБДОУ «Детский сад № 101»
Старший воспитатель
iu.scnaria2011@mail.ru
Изучения профессиональной педагогической компетентности как научной категории были начаты в 90-е годы в общем контексте психологии труда и связаны с появлением работ Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др.
Данными авторами профессиональная компетентность педагога понимается гармоничное сочетание теоретических педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств саморазвития и самореализации.
Это теоретические положения позволили нам принять следующее определение: профессиональная компетентность педагога дошкольного образования – это интегративное качество личности, основанное на ценностном понимании значения дошкольного детства, позволяющее эффективно решать типовые задачи профессиональной деятельности и реализовать профессиональное самосовершенствование.
Представлено четыре уровня становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
1. Репродуктивный уровень: отношение к профессии у педагога находится на уровне интереса; педагог имеет низкий уровень представлений об основных педагогических категориях, разрозненные, бессистемные психолого-педагогические знания; педагог не всегда умеет применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности; профессиональная деятельность педагога носит репродуктивный характер, творчество в работе не проявляется.
2. Инвариантный уровень: профессиональная деятельность является одной из личностно значимых сфер педагога. Педагог старается проявлять личностно ориентированный подход к детям. Педагог знает основы психолого-педагогических знаний, специфические особенности педагогической деятельности, педагогического процесса в ДОО. Знания педагога не носят системного характера. Воспитатель владеет общими профессионально-педагогическими умениями, но не всегда успешно способен применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Профессиональная деятельность чаще носит репродуктивный характер, творчество в работе проявляется редко. Профессиональное саморазвитие воспитатель не осуществляет, частично владеет способами профессионального самовыражения, не владеет приемами противостояния профессиональным деформациям. Профессиональная рефлексия осуществляется педагогом ситуативно.
3. Индивидуально-творческий уровень: профессиональные ценности педагога выступают предпосылками выбора способа действия, методики и ее превращения в индивидуальный стиль. Воспитатель показывает владение основами педагогических знаний, может анализировать педагогическую деятельность, сравнивая ее с другими видами деятельности, выделяя существенные признаки, дает профессиональную интерпретацию теоретической информации. Воспитатель демонстрирует профессиональные педагогические умения, апробированные в действии, освоенные как наиболее эффективные. Воспитатель проявляет педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал, владеет опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способностью противостоять профессиональным деформациям.
4. Профессионально-творческий уровень: воспитатель проявляет высокую потребность в профессиональной педагогической деятельности.
- Ценностные ориентации воспитателя находит отражение в личностно ориентированном подходе к детям, их родителям, коллегам.
- Знания воспитателя носят системный и действенный характер, он свободно владеет основами научной терминологии, способен осознанно дать анализ любого педагогического явления или процесса, высказывая собственную точку зрения и оценку.
- Воспитатель на высоком уровне демонстрирует владение профессиональными педагогическими умениями, апробированными в действии, освоенными им как наиболее эффективные.
- Воспитатель владеет исследовательскими, творческими, проектировочными умениями.
- Профессиональная деятельность воспитателя отличается индивидуальным стилем, носит творческий характер.
- Воспитатель владеет разнообразными приемами самовыражения, саморазвития, опытом личностной саморегуляции и способами противостояния профессиональным деформациям.
Данная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования может служить основой для последующего поиска диагностических процедур мониторинга, выбора методики ее оценки.
Вторая составляющая мониторинга становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования – это мониторинг условий данного становления.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию. Ведь воспитатель 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
При индивидуальной беседе старшего воспитателя с педагогами совместно выбиралась тема саморазвития.
Сведения о саморазвитии педагогов в 2021 году
ФИО | Тема самообразования | Практическийвыход |
Федорова И.А. Воспитатель | Формирование у дошкольников представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношениях объектов | Отчет (в видепрезентации) |
Мосеева О.С. Воспитатель | Здоровьесберегающиетехнологиидошкольногообразования. | Отчет (в видепрезентации) |
Потрясаева Е.В. Воспитатель | Методическое сопровождение двигательной активности детей дошкольного возраста при формировании физической готовности ребенка к школьному обучению | Отчет (в видепрезентации) |
Чугунова А.В. Воспитатель | Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. | Отчет (в видепрезентации) |
Зотеева Ю.А. Воспитатель | Развитие речи в театрализованной деятельности. | Отчет (в видепрезентации) |
Сатаева О.А. Воспитатель | Нетрадиционные способы работы с детьми в изодеятельности и художественном конструировании | Отчет (в видепрезентации) |
Комиссина О.В Воспитатель | Здоровьесберегающиетехнологиидошкольного образования. | Отчет (ввиде презентации) |
Ушакова Ю.А. Воспитатель | Сенсорное развитие детей раннего возраста | Отчет (ввиде презентации) |
Шаханова О.В. Музыкальный руководитель | Развитие творческой самостоятельности детей в музыкальной деятельности | Отчет (в видепрезентации) |
Повышение педагогической компетенции педагоговДОУ
Цель и задачи
2019– 2020 учебном году МБДОУ «Детский сад № 16» ставит перед собой следующие цель и задачи в воспитательно-образовательном процессе и повышении педагогической компетенции воспитателей МБДОУ:
Цель: Создание благоприятных условий развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в рамках реализации ФГОС ДО.
- В целях охраны и укрепления здоровья воспитанников продолжать совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении через использование здоровьесберегающих технологий и использование новых эффективных средств развития двигательной сферы детей.
- Продолжать работу по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством использования различных методов активизации в условиях ФГОС ДО.
- Обеспечить деятельность дошкольного учреждения в режиме развития, продолжать работу по повышению профессионального педагогического мастерства педагогов с использованием современных открытых образовательных технологий в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.
Педагогические советы
№ | Темы и формы проведения педсоветов | Сроки | Ответственный | ||
I. | Педагогический совет № 1 установочный, тема: «Основные направления работы дошкольного учреждения в 2019 – 2020 учебном году»
музыкального руководителя на 2019 – 2020 учебный год; 4.Утверждение календарного графика; 5. Аннотация и утверждение перечня программ и технологий, используемых в работе ДОУ. 6.Утверждение расписания ООД и режимов дня на холодный период года;
| 30 августа 2019 | Заведующий, старшийвоспитатель | ||
Подготовка к педсовету № 2 | |||||
№ | Содержание | сроки | ответственные | ||
1 | Консультация для воспитателей: «Методы активизации детей дошкольного возраста в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» | Октябрь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. | ||
2 | Консультация (на сайте): «Как играть с сенсорными игрушками дома» | Октябрь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. | ||
3 | Семинар – практикум: «Интерактивные игры в системе дошкольного образования» | Ноябрь | Старшийвоспитатель, воспитатели | ||
4 | Открытые просмотры: НОД по ознакомлению с окружающим старще-подготовительная группа) НОД по развитию речи (младше-средняя группа) | Ноябрь | Потрясаева Е.В. Мосеева О.С. | ||
5 | Оперативный контроль: Соблюдение режима дня Оценка организации культурно-гигиенических навыков Организацияпрогулки | Октябрь-декабрь | Заведующий Старшийвоспитатель | ||
6 | Тематический контроль «Анализ работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством использования различных методов активизации в условиях ФГОС ДО» | Ноябрь | Заведующий Старшийвоспитатель | ||
7 | Подготовка отчета по первому этапу темы саморазвития (вступительный: цель, задачи, источники, пояснительная записка, планирование работы) | Ноябрь | Педагоги | ||
II. | Педагогический совет № 2, тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных методов активизации в условиях ФГОС ДО» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов посредством включения различных методов активизации детей дошкольного возраста в образовательный процесс
| Конецноября | Заведующийстаршийвоспитатель Воспитатель 2 гр. р/в Воспитатель мл.-ср.гр. Старшийвоспитатель Воспитатели Заведующий | ||
Подготовка к педсовету № 3 | |||||
№ | Содержание | сроки | ответственные | ||
1 | Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» | Январь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. | ||
2 | Семинар – практикум: «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» | Февраль | Старшийвоспитатель, воспитатели | ||
3 | Консультация (на сайте): «Закаливаем дома!» | Март | Старший воспитатель Русяева Ю.А. | ||
4. | Открытые просмотры: НОД по ф/в в ср-ст группе НОД по ф/в во 2 группе раннего возраста | Февраль | Зотеева Ю.А. Сатаева О.А. | ||
5. | Оперативный контроль: Организация наблюдений на прогулке Организациядеятельностипоконструированию | Декабрь - март | Заведующий Старшийвоспитатель | ||
6. | Тематический контроль: «Использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы в ДО» | Февраль-март | Заведующий Старшийвоспитатель | ||
7. | Подготовка отчета по второму этапу темы саморазвития (основной: внедрение темы саморазвития в воспитательно- образовательный процесс группы.) | Октябрь-февраль | ВсепедагогиДОУ | ||
III. | Педагогический совет № 3, тема: «Использование здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы в ДО» Цель: Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении через использование здоровьесберегающих технологий и использование новых эффективных средств развития двигательной сферы детей.
| Апрель | Заведующийстаршийвоспитатель Воспитатель ср.-ст.гр. Воспитатель ст-подг.гр. Старший воспитатель Всевоспитатели Заведующий | ||
Подготовка к педсовету № 4 | |||||
№ | Содержание | сроки | ответственные | ||
1. | Просмотр итоговых занятий по группам | В течениимая | Старшийвоспитатель, воспитатели | ||
2. | Анкетированиеродителей «Вашемнение» | май | Заведующий | ||
3. | Составление плана на летний оздоровительный период | май | Старший воспитатель, воспитателивсех возрастныхгрупп | ||
4. | Подготовка отчета по музыкальной деятельности в ДОУ. | май | Музыкальный руководитель | ||
5. | Подготовка отчета по третьему этапу темы саморазвития (рефлексия: вывод, результат, перспективы на будущее.) | Апрель-май | Всепедагоги | ||
V. | Педагогический совет № 5, тема: «Итоги работы воспитательно – образовательной деятельности работы ДОУ»
| 28 мая | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
Консультации
Тема | Сроки | Ответственный |
Консультация для воспитателей: «Методы активизации детей дошкольного возраста в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» | Октябрь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. |
Консультация (на сайте): «Как играть с сенсорными игрушками дома» | Октябрь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. |
Консультация для воспитателей: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» | Январь | Старший воспитатель Русяева Ю.А. |
Консультация (на сайте): «Закаливаем дома!» | Март | Старший воспитатель Русяева Ю.А. |
Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летний период. | май | Ст. воспитатель |
Тематика индивидуальных консультаций
№ п/п | Содержание | сроки | ответственные |
1. | «Задачи воспитателя в адаптационный период» – индивидуальные для воспитателей групп раннего и младшего возраста | Сентябрь-октябрь | Старшийвоспитатель |
2. | Организация и проведение диагностики (для воспитателей дошкольного возраста), по картам НПР (для воспитателей групп раннего возраста) | Сентябрь-октябрь | Старшийвоспитатель |
3. | Индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам планирования и организации предметно- развивающей среды вгруппах. | В течение года | Старшийвоспитатель |
4. | Консультации (позапросупедагогов) | В течение года | Ст. воспитатель |
Семинары
Тема | Сроки | Ответственный |
Семинар – практикум: «Интерактивные игры в системе дошкольного образования» | Ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
Семинар – практикум: «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» | Февраль | Старший воспитатель, воспитатели |
Таким образом, перед администрацией МБДОУ в новом учебном году стоит задача сплочения и развития коллектива, работа, способствующая поднятию конкурентоспособности учреждения за счет повышения профессиональной квалификации кадров.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и собственный опыт руководства опытно-экспериментальной работой позволили определить следующие условия становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования:
- участие педагога в инновационной деятельности;
- проведение научно-методического сопровождения становления профессиональной компетентности воспитателей в ДОУ;
- применение в работе воспитателей рефлексивной технологии самоаттестации (портфолио).
Степень влияния условий на успешное становление профессиональной компетентности воспитателей мы оценивали с помощью ранжирования. Все условия воспитателям необходимо было распределить по степени влияния на становление их профессиональной компетентности от сильнодействующих до слабодействующих. К совокупности условий мы отнесли:
– участие воспитателя в инновационной деятельности: работа с научным консультантом; исследовательская работа по теме самообразования; обучение на проблемных курсах; участие в научно-практических конференциях; обобщение и распространение педагогического опыта; работа в творческих объединениях с коллегами по проблеме опытно-экспериментальной работы;
– методическое сопровождение становления профессиональной компетентности воспитателя в ДОУ: диагностика уровня профессиональной компетентности воспитателя; помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования воспитателя; совместное составление с методистом индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности воспитателя; тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма в ДОУ; гуманистическая позиция методиста в консультировании воспитателя по вопросам профессионального роста; педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей;
– рефлексивные технологии самоаттестации воспитателя: заполнение портфолио; рейтинговые оценки; самомониторинг профессиональной компетентности; самоанализ
Таким образом, становление профессиональной компетентности педагога дошкольного образования характеризует: неразрывная связь процесса профессионального становления с развитием и формированием личности; индивидуальное развитие социально значимых ценностей, взглядов и убеждений; систематизация и обобщение профессиональных умений и знаний в процессе практической педагогической деятельности. Как показывает проведенное исследование, для успешного становления профессиональной компетентности воспитателя в ДОУ необходимо создание специальных условий. Выделенные нами условия успешного становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и обоснование критериев их оценки дают возможность объективно подходить к их мониторингу.
Список литературы:
1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Силина С.Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Шадринск: Изд-во Шадринскогопед. ин-та, 1998. Вып. 3. 47 c.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
4.Электронная библиотека студента Библиофонд: https://www.bibliofond.ru/
5. Социальная сеть работников образования:
https://nsportal.ru/
tps://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»
Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Возможности социального партнерства, как формы становления профессиональной компетентности педагога ДОУ
Данная статья содержит материал описания взаимодействия с медицинским колледжем в рамках реализации направления "Здоровьесбережение"...
Районные методические объединения, как условие развития профессиональной компетентности педагогов
Рекомендации для методистов ДОУ по организации работы РМО....
РЕФЕРАТ «Основные направления становления профессиональной компетентности педагога»
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………31. Сущность понятия «профессиональная компетентность»…..……….…….32. Направления профессиональной компетентности педагога……………….4ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………...
Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"
Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...