Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Нарисуй – ка» в разновозрастной младшей группе
рабочая программа (младшая группа)
материал для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_netaditsionnym_tehnikam_risovaniya.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
по нетрадиционным техникам рисования «Нарисуй – ка»
в разновозрастной младшей группе
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе также психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания, и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля. Получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Цель программы:
Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.
Задачи программы:
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Направления работы программы:
- Развитие творческих способностей.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Познавательное развитие.
Программа направлена на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного творчества, позволяющих педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы: занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Данная программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомить детей с различными техниками рисования;
-знакомить детей с различными материалами.
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Основные способы и формы работы с детьми
Продолжительность реализации программы: занятия проводятся по 10-15 минут, 1 раз в неделю.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3 - 4 лет и рассчитана на один год обучения.
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы позволяют:
- развивать специальные умения и навыки;
- подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Если стандартные краски и карандаши ребенку уже наскучили, то пора разнообразить ваше творчество с помощью нетрадиционных техник рисования. Большинство из этих техник используется в детских садах, но и для домашнего времяпрепровождения подойдут.
Зачем нужно такое рисование?
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
Ребенок учится работать с разными материалами.
Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик – все это может пригодиться.
Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Рисование пальчиками и ладошками
Обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.
Для этого вам потребуются только пальчиковые краски. Если ваш ребенок еще совсем маленький, даже не сомневайтесь, что он весь будет в краске. Поэтому лучше сразу отправить его в ванну и выдать краски там. Не беспокойтесь за ремонт. Хорошие пальчиковые краски без проблем смоются как с ванны, так и с кафельной плитки.
Краски эти хороши, но дороги. Одна упаковка стоит порядка 500 рублей. Хватает ее на несколько раз. Ведь дети не церемонятся с любыми материалами и зачерпывают не столько, сколько надо, а столько, сколько влезет в руку.
Штампы
Тоже довольно популярная техника для раннего возраста. Вам потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь или любая другая краска (но акварельную лучше все же не брать). Техника простая - макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.
Штампы можно изготовить из яблока, картофеля, пробок от вина, ниток, шишек, скорлупок и многих других материалов. Проще всего это сделать из картофеля, если у вас найдутся металлические формы для вырезания печенья. Просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.
Можно сделать еще проще. Возьмите маленькую коробочку, губку или пробку приклейте различные материалы к боковой поверхности или обмотайте нитками в хаотичном порядке.
Интерес вызывают и валики с рисунком. Они продаются в строительных магазинах и магазинах для творчества.
Особый восторг вызывают отпечатки листьев. Выберите листья различной формы, покрасьте их краской и прижмите к бумаге. На бумаге хорошо отпечатается вся текстура листа.
Рисование поролоном
Мы все склонны думать, рисовать можно только кисточками, но это не так. Для творческих работ вполне сгодится и поролон. Отрежьте маленький кусочек обычной губки и дайте ребенку. Отпечатки краски поролоном получаются совсем непохожими на мазки. У них есть своя текстура и большая площадь покрытия. Буквально за пару минут можно создать красивый фон с использование всего двух или трех цветов. А с использованием трафаретов получаются удивительные орнаменты.
Рисование жесткой полусухой кистью
Эта техника используется рисования колючих и ворсистых предметов. Вам потребуется жесткая кисть и гуашь. Подойдет и ненужная щетка. Кисть не мочим, сразу опускаем в краску и рисуем. Эта техника пригодится в школе при рисовании животных. А пока можно показать малышу как рисуют, например, елочку.
Рисование акварелью по мокрой бумаге
Для этого вам понадобится лист плотной бумаги (желательно акварельной), сама акварель и кисть. Равномерно смочите весь лист водой так, чтобы он хорошо промок, но не при этом, чтобы не было луж. Наберите немного краски на кисть и начинайте творить. Любой мазок расползается по бумаге на один - два сантиметра. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.
Если краска не желает расползаться, то лист сухой, если растекается во все стороны - слишком мокрый. Надо найти золотую середину. На этом занятии покажите ребенку, что все движения делаются легко и плавно. Не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения.
В этой технике хорошо получается рисовать фоны. Особенно воду. А после высыхания можно продолжить рисовать рыбок и водоросли как обычно.
Рисование воском и акварелью
Ребенок рисует восковыми мелками линии, узоры и т. д., затем покрывает весь лист акварелью. Участки, на которые нанесен воск, не перекрываются акварелью. Получается довольно интересный фон. С той же целью вместо восковых мелков используют обычную бесцветную свечу. Поскольку нанесенные свечой линии не видны на белой бумаге, финальный рисунок будет сюрпризом.
Кляксография и набрызг
В технике "кляксография" дети набирают краску на кисть в большом количестве, брызгают на рисунок в хаотичном порядке, затем пытаются понять, на что это похоже. При достаточно развитом воображении можно получить целый сюжет. Детали дорисовывают цветными карандашами.
Техника "набрызг" похожа. Только брызги делают с помощью зубной щетки и линейки. На щетку набирают краску и проводят по ней линейкой по направлению к себе. Если все выполнять правильно, то на себе брызг краски не будет. А вот вокруг листа вполне могут быть. Поэтому нужно заранее продумать, на чем будет закреплен лист, и как обезопасить пространство вокруг него.
Монотипия
Берем обычный лист бумаги. На одну половину наносим рисунок, складываем лист пополам и получаем новый рисунок. Например, нарисованное на левой стороне крыло бабочки отпечатается и справа. В результате получится целая бабочка. Во время таких занятий очень легко объяснить ребенку закон симметрии.
Коллаж
Это не совсем рисование, а только промежуточный этап. Наверняка, у вас дома лежат старые открытки, которые не нужны, а выкинуть жалко. Самое время их использовать. Вырежьте отдельные элементы и позвольте малышу расположить их на бумаге. Для этой цели подойдут и вырезки из газет и журналов. После того, как малыш определится с расположением предметов, вручите ему кисточку и клей и дайте возможность приклеить все самому. Готовые элементы очень пригодятся детям до трех лет. Ведь они еще не умеют рисовать сложные предметы, а вот дорисовать к ним детали точно сумеют.
Рисование с использованием песка, круп или опилок
Есть разные варианты рисования в этой технике.
Покрываем весь лист клеем, посыпаем песком или крупой и рисуем пальчиками или кистью по шершавой поверхности.
Наносим клей только на те участки, где будут нарисованы элементы. Посыпаем все песком и раскрашиваем после высыхания.
Заранее окрасить сыпучие материалы, высушить и частями накладывать рисунок. Чтобы цвета сильно не смешивались нужно намазывать клеем за один раз только те детали, которые должны быть окрашены в один цвет. После каждой такой раскраски лишний песок и крупы нужно хорошенько сдуть.
Фроттаж
Это техника всем знакома с детства. Ее суть заключается в том, чтобы положить под лист бумаги какой-нибудь рельефный предмет, например, монету, и заштриховать лист поверх нее карандашом или пастелью. Основная задача - найти подходящий предмет. Он должен быть плоским и рельефным.
Точечная роспись
Вы можете воспользоваться обычными ватными палочками и любой краской, например, гуашью. Точками можно выстроить множество красивых орнаментов. А когда ребенок подрастет, он уже сможет полученные навыки применить при работе со специальными красками для точечной росписи.
Роспись материалов
Вы можете взять любые камушки (лучше гальку), шишки, листья или заготовки шкатулок, коробочек, кукольной мебели. Эта техника подходит для детей от четырех лет, все-таки роспись в отличие простых мазков и штампования уже требует сноровки и усидчивости, коими не обладают дети младшего возраста.
Граттаж
Это более сложный и совсем нетрадиционный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Вам потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.
Когда все подсохнет, можете приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания. Возьмите тонкий не пишущий стержень от ручки, шило, спицу, стек или канцелярский ножик. Начните с нанесения основных контуров, затем переходите к штриховке поверхностей. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой "характер". Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.
Если хотите сделать детскую работу интересней, воск лучше использовать цветной (обычные цветные восковые мелки). Если таких мелков нет, то подойдут и цветные карандаши или краски. После подготовки фона лист нужно покрыть бесцветным воском (натереть свечой). Наилучший эффект достигается, когда весь лист хаотично покрыт штрихами разного цвета или пятнами с плавными переходами. Техника удивительно затягивает детей, но знакомиться с ней я бы порекомендовала не ранее 4 лет. Все-таки инструменты острые и требуют предельной осторожности.
Рисование ластиком
Суть техники схожа с техникой "граттаж". Но с ней можно работать с раннего возраста. Нужно все лишь заштриховать лист бумаги чернографитовым карандашом и приступать к проявлению рисунка. Ластик потребуется жесткий с заостренными краями. Его периодически придется подтачивать. Не берите мягкие карандаши, они размазываются по листу и оставляют больше следов на руках.
Рисование пластилином по стеклу
Для этого потребуется небольшая подготовка - под стекло нужно подложить рисунок и маркером нанести на него все контуры. После этого начинаем "раскрашивать". Для этого размягченный пластилин наносят внутри контуров, не выезжая за края деталей. Для размягчения пластилина его нужно согреть. Это можно сделать, размяв его руками либо просто положив его на солнце или батарею.
На рабочей стороне все выглядит не очень аккуратно. Зато с обратной стороны красивый цветной рисунок с четкими контурами. Готовую картину вставляют обратной стороной в рамку с фоном из цветного картона.
Перед началом работы не забудьте заклеить края стекла скотчем, чтобы обезопасить ручки ребенка.
Если ребенок еще не освоил эту технику, на рамки лучше не тратиться. Есть смысл приобрести обычную раскраску с крупным рисунком.
Вам потребуется клеевой пистолет и стержни. Горячим клеем создаются контуры на бумаге. Внутри контуров изображение заполняют красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Если краска случайно окрасила клей, ее можно стереть салфеткой.
Рисование солью
Покрываем весь лист акварельными красками и насыпаем немного соли на разные участки рисунка. Соль впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование с секретом в три пары рук
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет. Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Загадочные рисунки .
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Разрисовка маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Ниткография
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Тканевые изображения
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Ожидаемые результаты:
- Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.
К концу года ребенок умеет:
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
- передает различие предметов по величине;
- ритмично наносит штрихи, пятна;
- рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
- рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
- создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
- знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
- украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- Бумага разного формата и цвета
- Гуашь
- Акварельные краски
- Ватман
- Картофель, морковь
- Поролон
- Воздушные шары
- Листья деревьев
- Кисточки
- Баночки для воды
- Заготовки рисунков
- Салфетки
- Пластиковые вилки
- Крупы
- Трубочки для коктейля
- Штампы
- Ватные палочки
- Восковые мелки
- Свечи
- Пластилин
- Влажные салфетки и др.
Календарно – тематический план занятий
по нетрадиционным техникам рисования
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Дождик идёт» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Альбомный лист, гуашь в мисочках, влажные салфетки. |
2. | «Весёлые мухоморы» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, иллюстрации мухоморов, влажные салфетки. |
3. | «Осеннее дерево» | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Альбомный лист, жесткие кисти, гуашь в мисочках, банки с водой, влажные салфетки. |
4. | «Жёлтые листья летят» | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1/2 альбомного листа, гуашь жёлтая, влажные салфетки. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | «Нарисуй воздушные шарики» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. | Учить рисовать предметы овальной формы; упражнять в украшении рисунков. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка, влажные салфетки. |
2. | «Букет из осенних листьев» | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Листья, гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования, влажные салфетки. |
3. | «Ветка рябины» | Рисование пальчиками, примакивание | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, влажные салфетки. |
4. | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек» | Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками. | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных, делая оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком. Развивать чувство ритма, композиции. | Бумага размером 1/2 альбомного листа, миски с серой и коричневой гуашью, кисточка, банка с водой, смятая бумага, влажные салфетки. |
НОЯБРЬ | ||||
1. | «Мои игрушки» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. | Упражнять в рисовании предметов круглой формы; закреплять умение украшать предметы. | Бумага размером 1/2 гуашь, кисти, пробки, банки с водой, влажные салфетки. |
2. | «Свитер для друзей» | Рисование ладошкой и пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы (мальчик и девочка), гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами, гуашь, влажные салфетки. |
3. | «Ягоды на тарелочке» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет, восприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета, влажные салфетки. |
4. | «Мы рисуем, что хотим». | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментированис материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все материалы, имеющиеся в наличии. |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Альбомный лист серого цвета, кисти, белая гуашь, банки с водой, влажные салфетки. |
2. | «Зайчик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета, влажные салфетки. |
3. | «Снежинки» | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Альбомные листы, акварель, свечи, кисти, баночки с водой, влажные салфетки. |
4. | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, белая гуашь в мисках, кисти, банки с водой, влажные салфетки. |
5. | «Мои рукавички» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Шаблоны с изображением рукавичек, гуашь, пробки, влажные салфетки. |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | «Весёлый снеговик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру; развивать чувство композиции. | Шаблоны с изображением снеговиков, гуашь в мисках, влажные салфетки. |
2. | «Красивая салфеточка» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 20*20, гуашь разных цветов, влажные салфетки. |
3. | «Рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все материалы, имеющиеся в наличии. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Учить наклеивать фигурки котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая, клей – карандаш, баночки с водой, влажные салфетки. |
2. | «Кораблик для папы» | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клей – карандаш, влажные салфетки. |
3. | «Волшебные картинки» | Рисование ладошкой | Упражнять в рисовании с помощью ладошек; закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | Листы белой бумаги размером 20*20, гуашь разных цветов, влажные салфетки. |
4. | «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей ПВА, манная крупа, кисточки для клея, влажные салфетки. |
МАРТ | ||||
1. | «Тюльпаны для мамы» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, развивать навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман, гуашь красная, жёлтая, оранжевая, влажные салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов |
2. | «Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Листы бумаги с изображением ветки мимозы, салфетки желтого цвета, клей– карандаш, влажные салфетки. |
3. | «Украсим платье для куклы» | Ватные палочки | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Шаблоны с изображением платьев, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки. |
4. | «Нарядные матрёшки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания; развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь, влажные салфетки. |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Цыплёнок» | Рисование пшеном | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пшеном. Развивать творческое воображение, фантазию. | Листы бумаги с изображением цыплят, тарелочки с пшеном, клей ПВА, кисточки для клея, влажные салфетки. |
2. | «Одуванчик» | Кляксография | Вызвать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Альбомные листы, гуашь, трубочки для коктейля, кисти, баночки с водой, влажные салфетки. |
3. | «Солнышко» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошкой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа солнца. | Ватман, тонированный голубой краской, с кругом жёлтого цвета в центре, жёлтая гуашь в мисках, влажные салфетки. |
4. | «Бабочка» | Рисование ватными палочками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Листы бумаги с изображениями бабочек, гуашь, ватные палочки, печатки, влажные салфетки. |
МАЙ | ||||
1. | «Голубь мира» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток птицы - голубя. Развивать творчество и воображение, умение составлять композицию в рисунке. | Листы бумаги голубого цвета, гуашь, кисточка; банки – непроливайки, влажные салфетки. |
2. | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисках, влажные салфетки. |
3. | «Клоун» | Рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма. | Листы с изображением контура клоуна, восковые мелки, влажные салфетки. |
4. | Итоговое занятие «Рисуем, что хотим» | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все материалы, имеющиеся в наличии. |
Литература
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г.
- Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
- И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
- Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006 г.
- «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003г.
- 3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования в младшей группе
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»...