План работы с родителями в подготовительной группе на 2022- 2023 учебный год
материал (подготовительная группа)
План работы с родителями в подготовительной группе на 2022–2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.1 КБ |
План самообразования 2024-2025г | 53.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы с родителями в подготовительной группе на 2022–2023 учебный год
Сентябрь
1. Групповое родительское собрание на тему: «Особенности образовательного процесса в подготовительной группе»
2.Консультация на тему: «Особенности развития детей 6-7 лет»
3. Оформление родительского уголка
4. Беседа «Одежда для занятий физкультурой»
Октябрь
1. Консультация на тему «Моя любимая игрушка»
2. Папка – передвижка «Режим дня- основа здорового образа жизни ребенка»
3. Выставка осенних поделок «Осень- золотая пора»
4. Консультация на тему: «Как воспитывать самостоятельность»
Ноябрь
1. Совместный праздник ко Дню матери.
2. Выставка «Мой лучший рецепт»
3. Памятка для родителей по теме «Помогите детям запомнить ППБ»
4. Консультация «Витаминный календарь. Осень»
5. Консультация «Внешний вид, как основа внутреннего мира дошкольника»
Декабрь
1. Беседа «Одежда детей в разные сезоны»
2. Участие родителей в выставке «Новогодние фантазии».
3. Рекомендации «Умные игры для дома»
4. Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»
Январь
1. Консультация «Дошкольник и компьютер – друзья или враги»
2. Памятка «Что почитать ребёнку?»
3. Беседа «Не балуй!»
4. Консультация «Гигиенические требования к детской одежде и обуви»
Февраль
1. Анкетирование «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»
2. Консультация «Правила хорошего тона за столом»
3. Консультация «Какой хороший папа»
4. Совместное проведение праздника 23 февраля
5. Выставка поделок «Вместе с папой»
Март
1. Стенд для родителей «Как мы живем? - отражающий досуговую деятельность детей.
2. Совместное проведение праздника к дню 8 марта
3. Консультация «Мама - слово золотое - роль матери в воспитании дошкольника»
4. Выставка поделок «Золотые руки бабушки»
Апрель
1. Папка – передвижка «С рождения за безопасность движения»
2. Консультация «Профилактика детского травматизма»
3.Консультация на тему: «Чем и как занят ребенок»
4. Беседа «Традиции на праздник Пасхи»
Май
1. Групповое родительское собрание на тему «Вот и стали мы на год взрослее»
2. Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему мы научились за год»
3. Консультация для родителей «Неизведанное рядом»»
4. Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»
План самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы: эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Пятый год жизни ребенка – это период наивысшей речевой активности, дети на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять, рассказывать, пересказывать делиться, событиями, произошедшими с ними, со своими товарищами. Необходимо чтобы дети показывали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Поэтому необходимо значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей, выслушивать ответы и рассуждения каждого ребенка, своевременно подсказывать более точные и уместные слова и помогать высказывать им свои мысли.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц. Тема. Содержание работы. Практический выход.
Сентябрь. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
1.«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
2.«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
3.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
4.Активизация и обогащение словарного запаса детей.
5. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
1.Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
2.Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова).
1.Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
2.Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
3.Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль. 1.Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам.
2.Развивать монологическую речь детей.
3.Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Апрель. 1.Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
2.Конкурс чтецов.
Май. Обучение сочинению сказок. 1.Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки;
2.Учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Список использованной литературы:
1. Вачков И. В.Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
3. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Предварительный просмотр:
МБДОУ 15
детский сад «Нэбзый»
План по самообразованию
Тема самообразования: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
на период с 01.09.2024 - 30.05.2025
Подготовил воспитатель:
Хамаева А.В.
2024
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.
Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
по теме самообразования
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания результат |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. | Сентябрь 2023 г. | Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования. | |
Практический этап (основной) | Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | Октябрь - май 2023 - 2024уч. г. | Консультации для родителей. |
Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Почемучка». | Октябрь 2023 г. | Оснащение центра исследовательской деятельности «Почемучка». | |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь 2023 г. | Перспективные планы. | |
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Декабрь 2023 г. | Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет. | |
Проведение мастер - класса для родителей: «Волшебный круг». | Декабрь 2023 г. | Конспект мероприятия. Презентация: «Домашние опыты». | |
Подбор дидактического материала для создания лэпбука «Водица - вода». | Январь 2024 г. | Лэпбук «Водица - вода» | |
Проведение ООД «Есть на свете цветок….» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Февраль 2024 г. | Конспекты мероприятий | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
Разработка проекта «Волшебный росток». Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала». | Февраль 2021 г. | Методическая копилка Выставка поделок | |
Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Март 2024 г. | Конспект мероприятия | |
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». Фотовыставка: «Мы экспериментируем» | Март - Апрель 2024 г. | Конспект мероприятия Выставка фотографий. | |
Родительское собрание: «Чему мы научились». | Май 2024 г. | Конспект собрания, презентация. | |
Написание отчета о проделанной работе. | Май 2024 г. | Отчет по самообразованию. | |
Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | В течение года | Публикация статей |
Перспективно - тематический план работы с детьми
Подготовительной группы (6-7 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Сентябрь | Тема «Неживая природа. Солнце» | ||
Д/и «Времена года», «Собери солнышко». | Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление. | Воспитатели | |
Беседа: «Зачем нужно солнце?» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами. | Воспитатели | |
Чтение «У солнышка в гостях» | Формировать умение слушать худ. произведение, вступать в разговор в ходе беседы. | Воспитатели | |
Опыт: «Какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?». | Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | Воспитатели | |
Сюжетно - ролевая игра: «Собираемся на прогулку». | Развивать умение обосновывать свой выбор. | Воспитатели | |
ООД «Ходит в небе солнышко». | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Откуда берутся солнечные зайчики». | Помочь детям понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом). | Воспитатели | |
Развлечение «В гости к солнышку» | Развивать смекалку, любознательность. Способствовать развитию речи детей как средства общения. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Октябрь | Тема: «Неживая природа. Воздух и ветер» | ||
Опыт - Ветер в комнате («Живая змейка») | Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Воспитатели | |
Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?» | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Воспитатели | |
Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинский. | Обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественные произведения. | Воспитатели | |
ООД «Царство трёх ветров» | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения. | Воспитатели | |
Эксперимент - Подводная лодка | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Воспитатели | |
Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя». | Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха. | Воспитатели | |
Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой. | Закреплять умение определять происхождение звука. | Воспитатели | |
Физкультурное развлечение «Непоседа - ветер». | Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений | Воспитатели, инструктор по физ. культуре | |
Ноябрь | Тема: «Неживая природа. Вода и мыло» | ||
Чтение рассказа «Умная галка», сказка «Кто разбудил китенка». | Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. | Воспитатели | |
Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Воспитатели | |
Сюжетно - ролевая игра «Домашние заботы». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели | |
Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | Воспитатели | |
Создание лэпбука «Водица - вода». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели | |
Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки». | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Воспитатели | |
Игра - эксперимент «Мыло - фокусник». Рисование мылом. | Учить детей изготавливать мыльный раствор Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». | Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде. | Воспитатели | |
Декабрь | Тема: «Физические явления. Свет и тень» | ||
Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень». | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Воспитатели | |
Игры - ситуации: «Угадай сказку» (по тени), «Свет повсюду». | Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | Воспитатели | |
Заучивание стихотворение «Солнце и тень». | Учить детей воспринимать образное содержание стихотворения, его нравственный смысл. | Воспитатели | |
Опыты: «Как появляется тень?», «Предмет и его тень», «Чудесные превращения тени» | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Воспитатели | |
Сюжетно- ролевые игры: «Заблудились в лесу», «В квартире отключили свет». | Развивать умение выделять свойства света, обосновывать свой выбор. | Воспитатели | |
Эксперимент «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. | Воспитатели | |
Д/и: «Найди тень. Фигуры», «Пляшущие тени», «Источники света». | Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Воспитатели | |
Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Вместе с другом». «Допрыгай до тени». | Развивать увертливость, смекалку. Создать радостное настроение. | Воспитатели | |
Январь | Тема: «Неживая природа. Снег. Лед». | ||
Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает». | Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой. | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Воспитатели | |
Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». | Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | Воспитатели | |
Игры - ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед». | Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед». | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). | Воспитатели | |
Февраль | Тема: «Растения» | ||
Дидактические игры: «Узнай растение», «Назови по описанию», «Где растут цветы», «Что изменилось?». | Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. | Воспитатели | |
Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений?» | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений. | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре. | Воспитатели | |
Игры – эксперименты: «Ухаживаем за растениями», «Движение к свету». | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Воспитатели | |
ООД «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Воспитатели | |
Чтение худ. литературы: Л. Скребцова. Лекарство в цветочных горшках, Стойкий бальзамин. | Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение». | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Воспитатели | |
Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?». | Доказать, что растение дышит всеми частями. | Воспитатели | |
Март | Тема: «Рукотворный мир. Разные ткани» | ||
Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны» | Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. | Воспитатели | |
Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь» «Одень куклу». | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу. | Воспитатели | |
Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. | Развитие внимания. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки» | Определение возможности окрашивания ткани природными объектами. | Воспитатели | |
ООД «Разнообразие тканей» | Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой. | Воспитатели | |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения. | Воспитатели | |
Опыт«Ткань и бумага» | На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. | Воспитатели | |
Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты» | Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду. | Воспитатели | |
Апрель | Тема: «Неживая природа. «Магнит и его свойства» | ||
Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». | Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность | Воспитатели | |
Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатели | |
ООД «Свойства магнита» | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | Воспитатели | |
Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». | Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы. | Воспитатели | |
ООД «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков | Воспитатели | |
Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования. | Воспитатели | |
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | Воспитатели | |
Май | Тема: «Неживая природа. Волшебный песок и глина» | ||
Рассматривание: Альбом «Глиняные изделия», иллюстрации «Удивительная пустыня». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатели | |
Д/и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». | Формирование знаний о важности песка и глины в жизнедеятельности человека. | Воспитатели | |
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Расширять знания о свойствах песка и глины, развивать умение с ним обращаться, сравнивать. | Воспитатели. | |
Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки». | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. | Воспитатели. | |
Игровая ситуация - Что на поверхности? | Выявить свойства глины и песка. | Воспитатели | |
ООД - Рисование на песке. | Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Воспитатели | |
Игры - эксперименты: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете». | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой. | Воспитатели | |
Развлечение «В гостях у песочной Феи». | Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор. Создать радостное настроение. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Формирование представлений об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности. |
Октябрь | Семинар-практикум «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». | Систематизация знаний об особенностях современных форм и методов по развитию творческих способностей средствами экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников - учим ребенка быть любознательным». | Предоставить рекомендации по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. |
Декабрь | Мастер-класс «Растим любознайку». | Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме детского Экспериментирования дошкольников. |
Январь | Практическая консультация «Опыты или чудеса из простых вещей» | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми элементарных опытов. |
Февраль | Открытый показ ООД «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. |
Март | Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности. |
Апрель | Доклад и презентация «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчетная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?». | Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования. |
Октябрь | Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» Буклет «Экспериментируем дома». | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Создание сенсорной коробки «Подводный мир». Оформление коллекции мыла. Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений. |
Декабрь | Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Разработать практические материалы. |
Январь | Папка - передвижка «Чего нельзя и Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. |
Февраль | Консультация «Научите ребенка любить живую природу». Проведение проекта «Волшебный росток». | Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии. |
Март | Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала». Оформление коллекции «Разные ткани» Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). | Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие. Побудить Родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Апрель | Консультация: «Волшебные свойства магнита». Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». | Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились».Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.
Список литературы:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2
- 4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
- Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: аркти, 2004.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011 - 9. "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек"Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
- Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в младшей группе на 2022-2023 учебный год
Перспективный план работы с родителями ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы на 2022 – 2023 учебный год
В перспективное планирование по работе с родителями включены разнообразные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, направленные на повышение их педагогической компетентности....
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год.
Цель работы с родителями : Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста....
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год....
План работы с родителями в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год.
Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей каждог...