Статья «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»
статья

В современном обществе господствует две полярных модели воспитания. Одна подразумевает полную загруженность, контроль и опеку. Вторая равнодушие и перекладывание ответственности за развитие ребенка на других лиц. Родителям нужно придерживаться золотой середины и помнить, что они являются полноценными участниками воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»

В современном обществе господствует две полярных модели воспитания. Одна подразумевает полную загруженность, контроль и опеку. Вторая равнодушие и перекладывание ответственности за развитие ребенка на других лиц. Родителям нужно придерживаться золотой середины и помнить, что они являются полноценными участниками воспитательного процесса.

Зачем это нужно?

В понятие самостоятельности входят не только навыки самообслуживания. В ней есть такое образование, как произвольность. За счет нее человек контролирует свое поведение. От этого зависит успешность ребенка в школьное время.

При хорошем развитии уровня произвольности ученику легко сидеть на уроке, сосредоточится на задании, усваивать материал. Подобное качество положительно влияет на формирование адаптации к социуму. От того как правильно и быстро ребенок перенимает нормы поведения зависит реакция социальной группы.

Произвольность служит основой для следующих умений:

  1. Способности подчиняться правилам.
  2. Ориентировка в системе требований.
  3. Слышать и слушать другого, следовать устным инструкциям.
  4. Способность выполнять действие по зрительному образцу.

В дошкольном возрасте ребенок больше склонен к импульсивности и ситуативности. Поэтому не стоит ждать от него моментальных перемен. С четырех лет нужно помогать ему вырабатывать контроль над своими действиями.

Способы формирования

Развивать произвольность не так легко. В первую очередь нужно обратить внимание на сюжетно-ролевую игру. В ней дошкольник берет на себя определенную роль и всегда ей следует. Какое-то время он держит себя в рамках.

В дальнейшем развивать произвольность можно с помощью игр с правилами. В такой ситуации правила направлены на ребенка. Они помогают осознать поведение и контролировать его.

На детской площадке взрослые демонстрируют образец правил. Например, при игре в мяч нельзя толкаться и выхватывать его друг у друга. Малыши следят за своим поведением и подмечают чужие ошибки. Далее у ребенка развивается стремление все делать самостоятельно. В дошкольном возрасте он все еще нуждается в поддержке родителей. Через совместную деятельность с мамой или папой у малыша появляется осознанность своего поведения.

Для этого родителям нужно делать что-то вместе с малышом и всегда оречевлять свою деятельность. Таким образом, происходит формирование связи между словом и действием.

Важно не мешать ребенку проявлять самостоятельность. Да, он будет одеваться дольше, может разбить посуду, разлить ведро воды. Но пока у него есть такие порывы — их нужно поддерживать. Иначе можно напрочь лишить малыша самостоятельности и восстанавливать ее будет очень сложно.

Результатом развития произвольности должно быть наличие у ребенка самоконтроля и самостоятельности. Он сам прибирается, соблюдает гигиену, помогает родителям и т.п. Для такого итога родителям придется немало потрудиться над воспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Статья предназначена для воспитателей. Из личного опыта  предлагаются рекомендации  по экспериментированию в работе с дошкольниками. В  статье говорится насколько необходимо проведение ...

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для успешного освоения школьной программы дошкольнику важно иметь не только конкретные знания, но и развитые волевые качества, которые являются основой характера ребёнка, и их воспитанию должно быть у...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством изготовления атрибутов к театральной деятельности.

Театральная деятельность одна из возможностей приобщить ребенка к ценностям культуры, развить в нем эстетические качества и художественный вкус. Широкие возможности в развитии театральной деятельности...

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Статья "Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста"...

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений»

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на форми...

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у де...