ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.docx | 230.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
БАЛАШОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра дошкольного и начального образования
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 4 курса 46 группы
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиля «Психология и педагогика дошкольная»,
психолого-педагогического факультета
Гребенниковой Надежды Игоревны
Балашов 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста 5
1.2. Специфика физического воспитания дошкольников 8
1.3. Характеристика игры и игровых методов в физическом воспитании дошкольников 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1. Комплекс подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников 19
2.2.Методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена постоянным увеличением количества детей, имеющих проблемы двигательной активности, которая оказывает негативное влияние на развитие ребенка в целом.
Гармоничное развитие общества зависит от психического и физического благополучия населения, состояния здоровья каждого человека. Эта проблема представляется особенно значимой в дошкольный период детства как наиболее благоприятная для активного развития познавательных процессов и формирования личности ребенка, его представлений об образе жизни. Рост и развитие детей, состояние их здоровья зависит от конституциональных особенностей, социальных условий и факторов окружающей среды. Двигательная активность является фундаментальной основой сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни детей.
В настоящее время в процессе физического воспитания особое внимание уделяют игровому методу, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность дошкольников в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться.
Игровой метод – наиболее продуктивен на физкультурных занятиях с дошкольниками, так как игра является ведущей познавательной деятельностью, в которой возможно применение практического обучения основным видам движений и развитие двигательной деятельности. В физическом воспитании важно проводить формы организации в игровой форме для увеличения положительного эффекта, что является актуальным и своевременным как для теории, так и для практики физического воспитания.
Цель исследования: изучить особенности игрового метода в физическом воспитании дошкольников.
Объект исследования: процесс использования игровых форм работы в физическом воспитании дошкольников.
Предмет исследования: игровой метод в физическом воспитании дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс физического развития детей дошкольного возраста будет эффективен, если:
– выделена специфика физического воспитания дошкольников;
–сформирован комплекс подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
- рассмотреть особенности физического развития детей дошкольного возраста;
- выделить специфику физического воспитания дошкольников;
- привести характеристику игры и игровых методов в физическом воспитании дошкольников;
- предложить комплекс подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников;
- предложить методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников.
Теоретико-методологические основы исследования. Проблемой эффективности физического развития детей дошкольного возраста занимались многие авторы, в частности: Ашмарин Б.А., Власенко Н.Э., Карманова Л.В., Мащенко М.В., Мезенцева В.А., Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Яковлев В.Г., Вавилова Е.Н., Гришин В.Г., Дмитренко Т.И. и т.д.
Методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы; методы работы с научной информацией, метод анализа литературных источников по проблеме исследования, систематизация; обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста
Главными задачами в дошкольном образовательном учреждении на физкультурных занятиях является: укрепление здоровья и формирование необходимых основных видов движений. Основные виды движения являются средством передвижения в повседневной жизни: ходьба, бег, прыжки, компонентом которых являются равновесие и координация.
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно - на протяжении многих месяцев и лет. Все движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают условно-рефлекторный характер, т.е. приводятся в связь с раздражителями, с которыми ранее они были связаны, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений[29].
С первых дней жизни у ребенка имеется врожденный хватательный рефлекс, который к концу 1-го месяца становится слабее и постепенно угасает; в возрасте около 4 месяцев ребенок начинает тянуться к яркому предмету и схватывает его - теперь тоже самое хватательное движение является результатом обучения, т.е. получает условнорефлекторный характер.
К врожденным относятся и довольно сложные мимические реакции детей, также имеющие в основе согласованные движения нескольких мышечных групп: с первых дней жизни младенцы дают адекватные мимические реакции на различные вкусовые раздражения, в возрасте от 2 до 6 месяцев у них ярко выражено подражание мимике взрослых. На 7-м месяце безусловно-рефлекторная имитация мимики угасает, а как выработанная реакция отмечается у детей лишь в возрасте около двух лет.
Первая двигательная функция руки - схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т.е. условнорефлекторный, характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони - так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы и т.д.
Двигательную функцию можно условно на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития: крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы; мелкая моторика кистей рук.
В дошкольном возрасте совершенствуется координация движения рук, в связи с чем значительно повышается самостоятельность ребенка: он учится одеваться, раздеваться, умываться и пр. усложняется предметная деятельность. Ребенок может бросать мяч в цель, ловить его. Совершенствуется ходьба, лазание, ребенок учится бегать, прыгать, выполнять под музыку несложные ритмические и танцевальные движения[30].
С рождения до восьми лет дети постоянно приобретают, совершенствуют и укрепляют свои двигательные функции и навыки и интегрируют свои навыки в разных областях.
Дошкольный возраст – это значимый и очень важный этап психического развития ребенка, границами которого является возраст 3 до 7 лет. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, на которую мы сделаем акцент чуть позже.
Данный возрастной период крайне важен для формирования личности ребенка, в значительной мере он определяет все его последующее развитие: происходит развитие всех познавательных процессов, эмоционально- волевой, личностной и др. сфер. Дошкольный возраст захватывает 3 периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
По словам М. Ю. Стожарова, одним из основных показателей эмоционального благополучия детей является физическое здоровье. Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. Для эффективности, нужно, что бы содержание работы соответствовало возрастным особенностям детей.
Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность — биологическая потребность ребенка, которая во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации детей. Для младшего дошкольного возраста характерны: общая статическая неустойчивость тела; высокая двигательная активность при недостаточной согласованности движений, повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, выполнении однотипных движений. Для повышения двигательных способностей детей дошкольного возраста педагоги применяют подвижные игры[3].
Физическое развитие дошкольника является наиболее широко применяемым критерием для характеристики состояния здоровья ребенка. Оно определяется данными антропометрии, состояния кожных покровов и опорно-двигательного аппарата, тонуса и силы мышц, статических двигательных функций.
Рост является наиболее стабильным среди других антропометрических показателей. При рождении рост мальчиков приблизительно на 1 см превышает средний рост девочек. Величина роста удваивается в возрасте 4-5 лет. С 5-7 года жизни рост девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.
Масса тела является более подвижным показателем. Она легко изменяется под влиянием кратковременных изменений в режиме питания дня или общим состоянием детей. Увеличение массы тела у дошкольников идет неравномерно. У мальчиков наибольшая прибавка в весе идет к 3 году жизни, а у девочек к 4 году. В последующие 5-7 лет прибавка массы тела у девочек постоянно возрастает, а у мальчиков ее увеличение колеблется: на 6 году отмечается некоторая задержка.
Опорно-двигательный аппарат ребенка характеризуется продолжающимся развитием костно-суставной и мышечной систем.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека, однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено и в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Интенсивное развитие скелета ребенка тесно связано с развитием его мускулатуры, сухожилий и связочного аппарата. Относительно высокая по сравнению со взрослыми подвижность суставов зависит от большей эластичности их мышц, сухожилий и связок.
Нервная система. На основании исследований ученых ЦНС принадлежит исключительно важная роль в организации и управлении движениями[10].
Изменения функциональных возможностей организма и повышение общего уровня физической подготовленности позволяют формировать двигательные навыки и умения и развивать физические качества детей.
1.2. Специфика физического воспитания дошкольников
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет главной своей задачей гармоничное развитие личности ребенка, в котором немаловажное значение имеет физическое развитие. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) [13].
Целевые ориентиры физического развития, указанные в стандарте дошкольного образования, дают направления образовательной деятельности: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может контролировать свои движения и управлять ими.
Для достижения в 6-7 лет ориентиров физического развития основная образовательная программа ставит задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей, в т.ч. в физическом развитии; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей[12].
Задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.
Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья; закаливание; развитие движений.
Группа обучающих задач: формирование представлений о своем организме, здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.
Группа воспитательных задач: формирование потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических качеств[11].
В педагогической литературе акцентируется внимание на том положении, что без совместной работы ДОУ и семьи невозможно обеспечить эффективное физическое развитие детей. Данной точки зрения придерживаются такие выдающиеся исследователи, как Н.А. Андреева, Л.Г. Касьянова, Е.В. Воднева и многие другие. В частности, в трудах Н.А. Андреевой в поддержку указанной позиции представлена авторская схема взаимодействия родителей дошкольников и ДОУ(рисунок 1).
Рисунок 1 - Педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по Н.А. Андреевой
Другой исследователь, Е.В. Воднева считает, что привитие навыков ЗОЖ необходимо начинать с педагогического воспитания в этом вопросе родителей ребенка. Автором разработана схема просвещения родителей в этой области, для того, чтобы в семье дошкольника произошла переориентация на здоровый образ жизни.
Рисунок 2 - Педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста по Н.А. Андреевой
Ряд исследователей, в частности Л. Судакова, Т.В. Каменская и другие, рассматривают эффективность физического развития детей дошкольного возраста от состояния экологии и окружающей природы. Исследователи, придерживающиеся данного направления, считают, что с детства необходимо учить детей жить в гармонии с природой, и от этого зависит здоровье человека[21].
Однако в педагогической практике существуют и другие мнения, согласно которым необходимо оптимизировать программу дошкольного образования в данной области, так как она итак перегружена. Например, в трудах З.И. Тюмасевой отмечается, что для эффективного физического развития детей в дошкольном возрасте, необходимо использовать такую программу обучения, которая будет максимально приближена к культурным традициям ребенка, к среде его жизни. Только в этом случае, по мнению автора, ребенок будет активно физически развиваться.
Основополагающей задачей программы выступает укрепление здоровья, развитие гигиенической и двигательной культуры у детей. В рамках укрепления физического и психического здоровья детей в ДОУ рекомендуется использовать комплекс следующих мероприятий (рисунок 3).
Рисунок 3 - Комплекс мероприятий в рамках укрепления физического и психического здоровья детей в ДОУ
Результатами физического развития дошкольников должно стать следующее:
- с помощью различных физических упражнений у детей сформируется опорно-двигательная система организма, разовьются сила, гибкость, ловкость, равновесие и координация движений;
- дети получат начальное представление об основных видах спорта;
- дети познакомятся с подвижными играми, результат которых зависит от взаимодействия участников и соблюдения правил;
- ребенок получит общее представление о ЗОЖ, в нем будут заложены ценности здорового образа жизни, а также он познакомится с основными нормами и правилами, касающимися правильного питания, физических упражнений и таких полезных привычек, как, к примеру, зарядка по утрам.
Для достижения этих результатов в программе любого дошкольного образовательного учреждения необходимо уделить внимание следующему:
- физические упражнения;
- оздоровительные занятия (к примеру, зарядка по утрам, а также не стоит забывать про подвижные игры на прогулке и закаливание);
- активный отдых (спортивные праздники, в которых будут участвовать дети и родители, различные походы);
- воспитательная работа.
Направления работы по физическому воспитанию детей:
-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- повышение педагогического мастерства воспитателей детского сада;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи[6].
Результатом физического воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры, включающее в себя: эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и соблюдению режима дня; начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.
Таким образом, в программе, направленной на физическое развитие детей дошкольного возраста, можно выделить два основных положения: непосредственное развитие физических качеств детей; формирование у ребенка ценностей и представления о здоровом образе жизни.
1.3. Характеристика игры и игровых методов в физическом воспитании дошкольников
Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, В.К.Бальсевич, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи,
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
- вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. В играх находятся все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления[3].
Игровой метод в физической культуре характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентацию.
Регулируя физическую нагрузку в игре, педагог может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; регулировать вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у дошкольников устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям;
- разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий;
- комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки и т.д.;
- широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей [23].
Основными особенностями игрового метода являются:
- использование в любой части физкультурного занятия;
- отсутствие строгой регламентации;
- изменчивость условий – чередование видов игровой деятельности;
- присутствует повышенная заинтересованность в двигательной деятельности за счет игровой или сюжетной роли;
- наличие в игре элементов соперничества требует от детей значительных физических усилий и развития двигательных умений и навыков, что делает её эффективным методом воспитания физических качеств;
- двигательная деятельность в игре, дает возможность педагогу выявить личные особенности и целенаправленно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых качеству занимающихся: чувство коллективизма, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, целеустремленности;
- благоприятный эмоциональный фон способствует формированию у занимающихся устойчивого и положительного интереса к физкультурным занятиям и спорту.
Применение игрового метода может быть: с целью разминки, повторения или закрепления; для развития как основных видов движений, так и физических качеств; перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления техники, связанные по структуре с новым двигательным действием; после изучения отдельных видов движений, с целью качественной проверки пройденного материала в усложненных условиях с максимальными результатами.
Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движения. Проведение подвижных игр с детьми имеют свои особенности: правила игры должны быть просты, понятны, доступны и соответствовать и уровню двигательных возможностей детей; задания должны быть четко сформулированы; избегать завышенных требований к заданиям; предлагаемые задания, спортивный инвентарь и оборудование не должны вызывать боль и чувства страха; предлагать одну и ту же игру в разных условиях (стандартных, усложненных) [9].
При выборе игры для занятия необходимо предусматривать: педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой; основное двигательное содержание игры; физическую и эмоциональную нагрузку; место проведения игры; методы организации детей для игры.
При обучении играм обращается большое внимание на воспитательную работу с детьми. Игры должны дисциплинировать детей, помогать созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива были бы постоянными и привычными для детей. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение участниками обязанностей, постоянное наблюдение воспитателя и его своевременные замечания,
поправки и рекомендации.
Успешное проведение игр во многом зависит от подготовки к ним педагога. Педагог обязан в совершенстве знать игру и возможные варианты, до мелочей продумать организацию и ход игры. Чтобы успешно провести игру, воспитателю нужно кратко и точно объяснить детям условия игры и сразу же организовать их. Ознакомление детей с различными вариантами игры проводится постепенно. К более детальному изучению игры можно переходить только после усвоения ими основного материала. Варианты игр предусмотрены в программе, но могут применяться и по инициативе воспитателя. Различные варианты применяются для усложнения игр, обогащения их новыми действиями. Это достигается за счет введения дополнительных правил, новых построений, изменения взаимодействия игроков и команд[26].
Подвижная игра является, основной формой работы с дошкольниками по физическому воспитанию. Основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают функциональную деятельность всех органов и систем. В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.
Таким образом, подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию детей дошкольного возраста, при условии их систематического проведения.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Комплекс подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной роли и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В- третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют по упрощенным правилам[3].
Предложим комплекс игр, направленных на физическое развитие детей дошкольного возраста.
Игры на развитие скорости и быстроты реакции.
Игра «Воробышки и кот».
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Описание игры: Ребенок – «Кот» располагается на одной стороне площадки, а дети – «воробышки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или на полу) на другой стороне площадки.
Педагог произносит слова:
Котя, котенька, коток,
Котя – черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
В это время «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Игра «Птица без гнезда».
Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.
Содержание: по команде педагога «Все птицы в полет!» птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит «Птицы в гнезда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.
Правила: после команды «Птицы в полет!» играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды «Птицы, в гнезда!».
Игра «Пятнашки».
Задачи: развитие скорости, быстроты реакции, внимательности.
Содержание: дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку, становится на середине площадки.
После сигнала педагога «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону.
Правила: игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3—4 играющих.
Если пятнашка в течение 30—40 с не может поймать никого из играющих, педагог должен назначить другого водящего.
Игра «Мы веселые ребята».
Задачи: развитие скорости, быстроты реакции, коллективности.
Содержание: дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну,попробуй нас догнать:
Раз, два, три — лови!
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
Правила: после 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.
Указания к игре: нового ловишку выбирают даже в том случае, если предыдущий никого не поймает.
Игра «Хитрая лиса».
Задачи: развитие скорости движения, внимания, быстроты реакции детей.
Содержание: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Педагог просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем педагог предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса)в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — «хитрая лиса» быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а «лиса» их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых «лиса» коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала 2—3 детей, педагог дает сигнал «в круг!». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
Игры на развитие ловкости.
Игра «Попадай-ка».
Цель: Игра учит попадать в цель с расстояния, развивать ловкость движений.
Описание игры: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и мешочки.
Игра «Гуси-лебеди».
Задачи: развитие ловкости (координации движений).
Содержание: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом.
Сбоку площадки очерчивается место — логово волка.
«Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором).
Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси.Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите как хотите!
«Гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны, летят через луг домой, а «волк», услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Правила: пойманных «гусей» «волк» уводит к себе. После 3—4 перебежек производится подсчет пойманных «гусей». Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Указание к игре: когда педагог впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны).
Игра «Кошка и мышка».
Задачи: развитие ловкости, координации и скорости движения, внимательности детей.
Содержание: играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. «Мышка» становится в круг, «кошка» — за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит — стрела.
Глазки закрываются.
Когти расправляются,
Зубы как игла.
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут,
Всех поймает он.
После слов «всех поймает он» дети останавливаются, и в условленном месте круга двое детей поднимают руки, оставляя проход — ворота. «Мышка», убегая от «кошки», может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. «Кошка», стараясь поймать мышку, может пробежать в круг только через ворота. Когда «кошка» поймает «мышку», на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.
Вариант игры: в то время когда дети идут по кругу, кошка может находиться в центре круга, а мышка — вне его. При произнесении второго куплета кошка выполняет движения согласно тексту — закрывает глаза, расправляет когти и т. д.
Игры на развитие выносливости.
Игра «Перепрыгни через ручеек»
Цель игры: развивать выносливость и физическую силу.
Описание игры: на игровой площадке мелом рисуют ручеек, который к концу постепенно расширяется. Ручеёк можно сделать, положив бельевую верёвку или две скакалки параллельно друг другу. Игрокам предлагается перепрыгнуть через «ручеек»: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. По итогам игры определяется самый лучший игрок, который не промочил ноги в ручейке.
Игра «Карусель»
Задачи: развитие выносливости, внимания, коллективности детей.
Содержание: играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
А потом кругом, кругом,
Завертелись карусели.
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега педагог приговаривает «по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря «поворот!». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем педагог продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
Игра «Зима-лето».
Задачи: развитие выносливости, скорости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.
Содержание: в игре участвуют две команды: «Зима» и «Лето». Как только педагог воскликнет «Зима!» или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, «зима» становятся преследуемыми и убегают. «Лето» - ловцы преследуют «зиму», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде «Лето!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко.
Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
Игры на координацию.
Подвижная игра «Курочки».
Цель: учить детей бегу врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в соответствии со словами.
Описание игры. Бег по залу врассыпную с хлопками себя по бёдрам и словами «Ко-ко-ко! (20 сек.)
Педагог: Бегали курочки, играли, крылышками махали, «Ко-ко-ко» кричали, зёрнышки клевали. Устали, домой отдыхать побежали. Дети возвращаются на свои места.
Игра «Великаны и гномы». («Большие и маленькие»).
Цель: учить детей ходьбе по кругу, взявшись за руки, с остановкой по сигналу; точно выполнять движения на заданную команду, развивать внимание.
Описание игры. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Водящий встаёт в середину круга. По сигналу дети останавливаются. Если водящий скажет «великаны» («большие»), все должны встать на носки и поднять руки вверх. Если водящий скажет «гномы» («маленькие»), все должны присесть и положить руки за голову.
Игра Зайцы и волк».
Цель: закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры.
-Давайте поиграем на полянке! А как называется игра вы узнаете по подсказке. Отгадайте загадки:
По полю скачет – ушки прячет,
Кто зимой холодной
Встанет столбом, ушки торчком. (Заяц)
Ходит хмурый, злой, голодный? (Волк)
Дети («зайцы») стоят в одном конце зала, а «волк» - в другом. «Зайцы» выбегают на полянку, бегают, прыгают, резвятся, щиплют травку:
Зайки скачут: скок-скок-скок,
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают:
Не идёт ли волк?
Дети в соответствии с текстом выполняют движения. По сигналу «Волк идёт!» «зайцы» убегают и прячутся (в заранее выбранное место). «Волк» пытается их догнать.
Игра «Мишка по лесу гулял…»
Цели: закреплять умение бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами, развивать творческие способности.
«Мишка» (водящий) надевает игровую шапочку и выполняет движения в соответствии с текстом. Дети стоят в другом конце зала.
Мишка по лесу гулял, (ходьба, изображая медведя)
Мишка деточек искал, (приставить ладонь ко лбу)
Долго-долго он гулял, (ходьба, изображая медведя)
Сел на травку, задремал (сесть, закрыть глаза)
Дети шагом ( на носочках) идут к «мишке»:
Вышли деточки гулять,
Стали ножками стучать, (топают ногами)
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй!
Дети убегают за исходную линию, «Мишка» пытается их догнать.
Игра «Весёлые попугайчики».
Цель: учить детей бегать врассыпную, быстро и точно реагировать на сигнал.
Описание игры.
Дети раскладывают свои обручи на полу. По сигналу «Попугайчики полетели!» дети бегают врассыпную по залу и машут руками («крыльями»). По сигналу «Попугайчики, домой!» дети бегут к обручам и запрыгивают в них.
Игра «Колобок и лисичка».
Цель: совершенствовать умение быстро передавать мяч друг другу двумя руками.
Описание игры.
Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. «Лисичка» старается догнать мяч.
Игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать по сигналу.
Описание игры.
Дети «загорают», лёжа на животе, на спинке, на боку. По сигналу «Дождик!» встают и бегут в « домик» (на скамейку).
Игра «Лягушки».
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, развивать умение быстро и точно реагировать на сигнал.
Описание игры.
Вот лягушки по дорожке
Скачут вытянувши ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки.
На середине зала выложить шнур в форме круга. Дети в шапочках лягушек стоят за кругом. Повернувшись друг за другом, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд по кругу. По окончании четверостишия взрослый хлопает в ладоши (пугает «лягушек»), дети перепрыгивают через шнур и присаживаются на корточки («прячутся в болото»).
Игра «Автомобили».
Цель: учить двигаться, сохраняя направление; поддерживать интерес к движениям; развивать умение действовать в коллективе.
Описание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой – это гараж. По сигналу педагога выезжают из гаража и едут по дороге, с остановкой по сигналу. «Автомобили, в гараж!» ребята меняют направление и едут в гараж. (Автомобили могут ехать по мосту, извилистой дороге, горке, объезжая предметы. Сигналы могут быть звуковые (гудок, музыка) и зрительные (флажки, светофор).
Игра «Детки в домиках сидят…»
Цель: обогащать двигательный опыт детей; вызывать чувство радости от совместных действий, развивать творческие способности и воображение.
Описание игры. Дети сидят на корточках за стульями – «домиками», выглядываю в «окошко». Педагог произносит текст, дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Детки в домиках сидят
И в окошечко глядят.
Кто-то в гости к нам спешит
И копытцами стучит!
Кто это? (Показывает игрушку – лошадку, или предлагает отгадать загадку). Лошадка!
Дети выходят из домиков, изображают лошадок: бегают и цокают языком.
Детки в домиках сидят
И в окошечко глядят.
По дорожке что- то скачет.
Что же это? (Показывает мяч, или назвать отгадку).
Звонкий мячик.
Дети выходят из домиков, показывают, как прыгает мяч.
Детки в домике сидят
И в окошечко глядят.
Зашуршали громко шины,
Это едет к нам…
(показывает детям машину, или назвать отгадку).
Дети выходят из домиков, «берут рули в руки», «едут» по дорожке (или вокруг стульчиков и т.п.).
Таким образом, подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Нами в рамках исследования был сформирован комплекс подвижных игр. В комплекс подвижных игр были включены: игры на развитие скорости, ловкости, выносливости, быстроту реакции и т.д. По нашему мнению предлагаемый комплекс игр наиболее оптимально подходит для активизации физического развития детей в дошкольном возрасте.
2.2.Методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направляет педагогов дошкольных учреждений на поиск увеличения двигательной активности детей в игровой форме в целях охраны и укрепления как физического, так и психического здоровья детей.
Главная цель физического развития детей – это приобщение к физической культуре, сохранение и укрепление здоровья. Для этого родителям и специалистам ДОУ нужно решить ряд задач:
- помочь детям приобретать опыт двигательной активности, в том числе выполнения упражнений, направленных на развитие гибкости, координации и других физических качеств;
- научить детей ставить цели в отношении собственного физического развития и добиваться их;
- сформировать у малышей начальные представления о популярных видах спорта;
- обучить их подвижным играм с правилами;
- сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, научить ребенка элементарным правилам и нормам (соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, сбалансировано питаться и т. д.);
- воспитать у детей культурно-гигиенические навыки[17].
Игры формируют у детей такие качества, как умение коллективного взаимодействия, волевых качеств, здоровый состязательный дух, ответственность, дисциплинированность и организованность.
В педагогической практике, используется большое количество подвижных игр. Можно отметить, что единой классификации в играх для детей не существует. На основании научной и практической деятельности педагогами представляются различные виды группировки подвижных игр.
В зависимости от того, сколько детей участвует в игре, их можно разделить на индивидуальные и групповые или коллективные. Индивидуальные подвижные игры имеют своей целью отработку какого-либо основного движения: отбивание мяча, прыжки через скакалку, прыжки в длину, метание в цель и т.п. если и имеется элемент соревновательности, то только со своими прошлыми достижениями Групповые игры проводятся на равных условиях. Дети выполняют какое-либо игровое правило, например двигаться по сигналу, или наоборот замереть по сигналу, говорить определенные рифмованные слова и т.д. Также характерным признаком таких игр является игровые движения например «собираем малину» в игре «У медведя во бору». Для детей младшего возраста выбираются игры, несложные по сюжету; содержание их взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил - незначительно.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. К таким играм относятся те, которые построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, а также игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Для воспитания силы используются игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Развитию выносливости способствуют игры, связанные с многократными повторениями напряженных движений, а также с постоянной двигательной активностью, что в целом вызывает значительные затраты сил и энергии.
Совершенствование гибкости происходит в подвижных играх, которые связаны с частым изменением направления движений.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
В подвижной игре проявляется творческая инициатива того, кто играет, которая согласована с коллективными действиями и выражается в разнообразии действий.
Чтобы удержать интерес детей младшего возраста к игре используются различные методические приемы: яркие большие игрушки или привлекающий внимание инвентарь разной структуры и цвета, звонок колокольчика или выразительное звуковое сопровождение, сюрпризные моменты захватывают внимание всех детей группы.
Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она способствует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами[14].
Игровой метод в физической культуре характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий, наличием вероятностных условий их выполнения. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях, развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентацию.
Регулируя физическую погрузку в игре, педагог может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; регулировать вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок[19].
Методические рекомендации родителям по предупреждению нарушений в физическом развитии детей.
Предупреждение плоскостопия:
1. Диагностика плоскостопия. Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.
2. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
3. Ходьба по ребристой доске.
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.
6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
8. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
9. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием:
1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.
5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений.
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения.
Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей:
Надо начинать физическое воспитание детей с первых дней жизни. Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ребенок достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание заниматься в кружках, секциях и т. д.
Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте свое пренебрежение к физическому воспитанию и развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физическому воспитанию, так будет относиться к нему и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.
Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.
Не меняйте слишком часто набор физических упражнений ребенка. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.
Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре и воспитанию собственным примером.
И в заключение курсовой работы были предложены комплекс подвижных игр и методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников. На современном этапе развития дошкольного образования, педагоги стремятся проводить занятия по физическому развитию в игровой форме и вводить подвижные игры в режимные моменты во все время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Чтобы удержать интерес детей к игре используются различные методические приемы: яркие большие игрушки или привлекающий внимание инвентарь разной структуры и цвета, звонок колокольчика или выразительное звуковое сопровождение. Сюрпризные моменты захватывают внимание всех детей группы. Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей дошкольного возраста заключается в том, что она способствует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части исследования были рассмотрены теоретические основы использования игрового метода в физическом воспитании дошкольников. В первую очередь было исследовано физическое развитие детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это значимый и очень важный этап психического развития ребенка, границами которого является возраст 3 до 7 лет. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении. Для эффективности, нужно, что бы содержание работы соответствовало возрастным особенностям детей.
В дошкольных образовательных организациях на современном этапе разрабатываются различные программы, направленные на физическое развитие детей. В качестве дополнительных форм работ по физическому развитию детей дошкольного возраста, большинство исследователей рекомендуют использовать физкультурно-оздоровительные занятия, игры по соответствующей тематике в детском саду и на свежем воздухе, экскурсии в парк с педагогом и т.д.
Подвижная игра является, основной формой работы с дошкольниками по физическому воспитанию. Основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию детей дошкольного возраста, при условии их систематического проведения.
Также в рамках исследования был сформирован комплекс подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников. В комплекс подвижных игр были включены: игры на развитие скорости, ловкости, выносливости, быстроту реакции и т.д. По нашему мнению предлагаемый комплекс игр наиболее оптимально подходит для активизации физического развития детей в дошкольном возрасте.
И в заключение курсовой работы были предложены методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направляет педагогов дошкольных учреждений на поиск увеличения двигательной активности детей в игровой форме в целях охраны и укрепления как физического, так и психического здоровья детей, а также эмоционального благополучия.
На современном этапе развития дошкольного образования, педагоги стремятся проводить занятия по физическому развитию в игровой форме и вводить подвижные игры в режимные моменты во все время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она способствует формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
- Барышникова, Т.В. Игры на воздухе / Т.В.Барышникова.- Сбп.:Кристалл, 1998.- 288 с.
- Былеева, Л.В. Подвижные игры: учеб. пособие / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость / Е.Н.Вавилова.-М.:Просвещение, 1981.-94 с.
- Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников: практ.пособие / Н.Э.Власенко.-М.:Айрис-пресс, 2011.- 160 с.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина/ – Москва: ВЛАДОС, 2012.– 262с..
- Дедулевич, М.Н. Не пропусти миг игры: пособие для педагогов и родителей / М.Н.Дедулевич.-Мозырь: Белый ветер,2002.-60 с.
- Ермакова, З.И. Занятия по физической культуре для детей младшей и средней групп детского сада / З.И.Ермакова.-Мн.:Народная асвета, 1979.-159 с.
- Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н.Жуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160с.
- Карманова, Л.В. Диагностика физического развития дошкольников/ Л.В.Карманова, В.Н.Шебеко, Т.Ю.Логвина.-Мн.,1992.-33 с.
- Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /А.В. Кенеман / – Москва: Просвещение, 2018. – 272 c.
- Коваленко, В.А. Физическая культура: Учебное пособие / В.А. Коваленко. – М.: Изд – во АСВ , 2000 . – 432 c.
- Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/Н.Н. Кожухова/– Москва: Владос, 2017.– 272с.
- Коротков, И.М. Подвижные игры / И.М. Коротков/ – Москва:Дивизион, 2014. – 281с.
- Кошман, М.Г. Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду / М.Г.Кошман, Н.В.Гуцко.-2-е изд.-Мозырь: Содействие, 2008.- 264 с.
- Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П.Лескова, П.П.Буцинская, В.И.Васюкова.- М.:Просвещение,1990.-175 с.
- Логвина, Т.Ю. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста / Т.Ю.Логвина,В.Н.Шебеко,В.А.Шишкина.-Мн.:1996.-31 с.
- Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждения, методистов по физическому воспитанию / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина.-Мн.-Ураджай, 2000.-156 с.
- Мезенцева, В.А. Использование игровых технологий на занятиях адаптивной физической культуры/ В.А.Мезенцева, С.Е.Бородачева, А.Ф. Башмак. - Сургут: РИО СурЕПУ, 2016. - С. 186-189.
- Мезенцева, В.А. Подвижные игры в занятиях спортом // В.А.Мезенцева, С.Е.Бородачева. - Пенза-Витебск-Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012.- С. 25-29.
- Надороф, Н.А. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ по ФЕО/ Н.А.Надороф, В.А. Мезенцева // Физическая культура, спорт и здоровье - 2019.- № 33.- С. 43-45.
- Осокина, Т.И. Воспитание физических качеств у детей дошкольного возраста / Т.И.Осокина.-М.:Просвещение,1985.- 36 с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И.Осокина.- М:Просвещение,2016.-304 с.
- Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет / Л. И. Пензулаева/ – Москва: Владос, 2017. – 108с.
- Смирнов, Р.И. Физкультура для дошкольников/Р.И.Смирнов.-Мозырь: Содействие, 2007.- 64 с.
- Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:кн.для воспитателя дет.сада / Е.А.Тимофеева - М.:Просвещение,1986.- 79 с.
- Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
- Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада / В.Г.Фролов, Г.П. Юрко.-М.: Просвещение,1983.-130 с.
- Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н.Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н.Ермак.-Мн.:Унiверсiтэцкае, 1998.-184 с.
- Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: метод. пособие / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.-Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова, 2006.- 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой"
В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности. ...
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье раскрываются связи между речевыми расстройствами и нарушениями познавательной сферы в структуре дефекта у детей с нарушениями речи....
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой
Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А....
Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .
Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Презентация "Возрастные особенности восприятия картины ребенком- дошкольником. Психологические стадии общения ребенка- дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия"
В презентации показаны возрастные особенности восприятия картины ребенком...