Сборник опытов (глина, почва, песок)
опыты и эксперименты (средняя группа)
Предложить детям и взрослым поучаствовать в опытах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytypesok_glina_pochva.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты по изучению свойств песка, глины, почвы
Опыт 1. Сыпучий песок
Задача: ознакомить со свойством песка- сыпучесть.
Оборудование: лоток, песок, лупа. Насыпать песок в лоток. Рассмотреть через лупу форму песчинок. Взять песок в руку, пропустить сквозь пальцы. Песок сыпучий.
Результат. Песок высыпается из руки.
Вывод. Песок состоит из отдельных песчинок, которые между собой не слипаются, поэтому его можно сыпать.
Опыт 2. Что в почве
Задача: установить состав почвы.
Оборудование: тарелки, почва, палочки или пинцеты, лупы. Предложить детям насыпать на тарелку немного почвы и рассмотреть, из чего она состоит (песок, глина, растительные остатки).
Результат. Дети рассматривают наличие в почве глины, песка, перегноя и растительных остатков.
Вывод. Почва состоит из песка, глины, перегноя, растительных остатков. Чем больше в почве перегноя, тем лучше она питает растения.
Опыт 3. Песок может двигаться.
Задача: показать, что свойство песка сыпаться позволяют ему двигаться.
Оборудование: лоток, сухой песок. Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно образуется конус, который растет в высоту и увеличивается у основания.
Результат. Если долго сыпать песок в одно место, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Вывод. Песок под воздействием своего веса и сыпучести двигается.
Опыт 4. Свойства мокрого песка.
Задача: ознакомить со свойствами мокрого песка
Оборудование: емкость, мокрый песок. Предложить детям поместить мокрый песок в емкость и попробовать высыпать его. Затем сжать песок в ладонях, обратить внимание на принятую им форму.
Результат. Из мокрого песка можно делать постройки и поделки.
Вывод. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются, а песок держит форму.
Опыт 5. Песочные часы.
Задача: ознакомить с назначением песочных часов.
Оборудование: песочные часы. Проследить за тем, как сыпется песок, ощутить действительность минуты.
Результат. Песок пересыпается через определенное время (несколько минут).
Вывод. Песочные часы используются для измерения промежутков времени в минутах.
Опыт 6. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Задача: ознакомить со свойствами песка и глины.
Оборудование: 2 воронки, 2 стаканчика, вата, песок, глина, вода. Вставить воронку в стаканчик, положить в нее вату и насыпать песок. Тоже самое проделать с глиной. Затем налить в обе воронки воду и понаблюдать.
Результат. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо.
Вывод. Песок – сыпучее вещество, хорошо пропускает и впитывает воду. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина и почти не пропускает воду.
Опыт 7. Как разрушаются горы.
Задача: показать на опыте причины разрушения камней.
Оборудование: свеча, гранит, стакана с водой. Накалить кусочек гранита в пламени свечи и бросить его в стакан с холодной водой. Через 1-2 мин вынуть кусочек, снова нагреть и опять опустить в воду. Затем попробовать его разломить.
Результат. Камень будет крошиться на мелкие части.
Вывод. При охлаждении частички гранита сжимаются, а при нагревании расширяются. Связи между ними нарушаются, гранит становится непрочным.
Опыт 8. Волшебный материал
Задача: выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Оборудование: песок, глина, дощечки, палочки. Предложить детям слепить фигурки из песка и глины, дать им высохнуть и проверить их на прочность.
Результат. Дети опытным путем выясняют свойства глины и песка.
Вывод. Влажная глина сохраняет форму после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. Можно предположить слепить посуду из песка и глины, высушить и попытаться использовать по назначению. Песчаная посуда не держит воду, ломается; глиняная – какое-то время сохраняет форму.
Опыт 9. Свойства глины и песка
Задача: учить сравнивать свойства песка и глины.
Оборудование: песок, глина, лупы, тарелки. Рассмотреть песо с помощью увеличительного стекла. Он состоит из песчинок, которые очень маленькие, белого или желтого цвета. Похожи ли песчинки между собой? Чем различаются?
Результат. Песок - сыпучий, а глина нет.
Вывод. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – очень мелкие слипшиеся частички. Глина чем-то похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 10 Свойства глины и песка
Задача: учить сравнивать свойства песка и глины.
Оборудование: стакан с песком, стакан с сухой глиной, палочка. Взять палочку и втолкнуть ее по очереди в стакан с песком и глиной. Во что легче входит палочка?
Результат. Палочка в песок втыкается легко, в сухую глину невозможно поставить палочку
Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. В песке палочка расталкивает песчинки, которые не «держатся» друг за друга, поэтому палочку легче воткнуть в песок. Песок рыхлый, а глина- -нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по эксперементированию "Глина и песок-это интересно"
Дать представление о свойствах глины и песка. Формировать умение делать простейшие умозаклюцения. Воспитывать любознательность к окружающему миру....
Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....
Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"
Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....
"Глина и песок - это интересно!"
Конспект образовательной деятельсности по экспериментированию в старшей группе...
Сборник дидактического материала по познавательному развитию для детей старшего возраста "Почва". "Песок, камни, глина"
Сборник дидактических игр. В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней; закрепить знания детей о свойствах почвы, о круговороте веществ в природе. В...
Конспект занятия "Почва, песок, камень"
Конспект занятия...
Картотека опытов с песком, глиной, почвой, камнями
Цели: Расширять представление детей о свойствах песка, глины, почвы и камней путём проведения элементарных опытов. Закрепить умение исследовать объект с помощью разных органов чувств; называть его осо...