Мастер -класс
методическая разработка (младшая группа)
«Использование активных форм работы с семьей по трудовому воспитанию младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 города Кузнецка
Мастер - класс для педагогов на семинаре – практикуме в ДОО: «Использование активных форм работы с семьей по трудовому воспитанию младших дошкольников»
Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка
Баринова О.А.
Кузнецк 2022г.
Работа по воспитанию к труду младших дошкольников не может быть успешной без помощи родителей.
В начале года мы в своей группе провели опрос- анкетирование и выявили, что уровень трудового воспитания детей в семье очень низкий.
Некоторые родители, понимают, что ребёнок дошкольного возраста должен посильно трудиться, но не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическими, как с возрастом должны изменяться эти обязанности.
А ведь в семье имеются все благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребёнка, ощутимость для ребёнка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. Ведь ребёнок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками. А совместный труд с родителями доставляет ребёнку особую радость.
Участие в хозяйственно бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
В семье ребёнок слышит рассказы родителей о своём труде, о труде других людей. Это расширяет представления ребёнка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Родители моих воспитанников склонны занижать их возможности. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой обучения. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания в детском саду. Поэтому мы составили перспективный план ран работы с родителями по вопросам трудового воспитания. В этот план мы включили следующие мероприятия:
- Были проведены родительские собрания на тему: «Труд малыша в семье», «Как привить детям желание трудиться?», «Каждой вещи – своё место».
- Проводили беседы на темы: «Какие обязанности есть у вашего ребёнка дома?», «Вместе трудимся на даче».
- Проводили консультации на темы: «Не надо недооценивать ваших детей», «Учим, детей правильно трудиться», «Труд – серьёзная форма воспитания детей».
- На совместных встречах мы разыгрывали и решали проблемные ситуации, обменивались опытом: «Как вы поступите, если ваш ребёнок разбил вашу любимую вазу», «Ваш ребёнок отказывается убирать игрушки, что вы предпримете?».
- На семинаре практикуме на тему: «Как вырастить маленьких помощников», мы обсуждали с родителями проблемные ситуации, анализировали трудовые навыки детей, вспоминали пословицы о труде, учились изготавливать игрушки из простейших подручных материалов.
- Проводили совместные акции с родителями и детьми. Например: собери мусор рядом со своим домом. А из каких-то вещей (это могут быть пластиковые бутылки, пластиковые баночки), изготовить вместе с детьми какую-то поделку, игрушку или кормушку для птиц. Т.е. взрослые, совместно с детьми превращают бросовый материал в полезный предмет.
- С большим увлечением родители принимали участие в выставках на темы: «Чудеса из ненужных вещей», «Мамины руки не знают скуки», «Сделай сказку из природного материала».
- Во время проведения дней открытых дверей дети испытывали чувство радости и гордости, когда папа, например: изготавливал полочку для детского сада; мама шила наряды для кукол.
- Родителям был показан коллективный труд детей в уборке группы.
Мы предложили такую игровую ситуацию:
- Ну, теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
- Исходя из конкретных ситуаций, я использовала следующие методические приёмы:
- А чья это доченька плачет на полу (я обращала внимание девочки, на куклу, лежащую на полу).
- Она плачет, говорит, подними меня, мамочка, положи в кроватку.
Или предлагала такую игровую ситуацию на рассыпанную повсюду мозаику.
- Ой, как много ягод растет на полянке! Давайте собирать. Вот вам, мальчики по корзинке ну-ка, кто больше ягод наберет? Т.е мы превратили уборку игрушек не в скучное занятие, а в увлекательную игру. А родители увидели, какими трудовыми навыками владеют их дети.
- Была проведена акция, сделай наш детский сад красивым, где родители принимали участие по благоустройству нашего участка.
Такие активные формы работы, которые мы спланировали и провели дали положительные результаты:
- родители стали активными участниками в жизни детского сада;
- начали проявлять искреннюю заинтересованность, появилось желание поделиться знанием, опытом семейного воспитания;
- стали результативно использовать разнообразные формы полезной деятельности в трудовом воспитании детей.
ФРАГМЕНТ ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКИХ ПОМОЩНИКОВ»
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как прививать детям младшего дошкольного возраста трудовые навыки. Прав был замечательный педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать». Ведь не зря издревле русский народ слагал пословицы и поговорки о труде, которые затем переходили из поколение в поколение. Ну, например, пословицы, которые мы очень часто используем «Кончил дело – гуляй смело. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- А кто из вас еще знает пословицы и поговорки о труде?
Ответы родителей
- А сейчас я предлагаю обсудить некоторые проблемы трудового воспитания детей в семье.
- Я вам приготовила несколько вопросов, связанных с трудовым воспитанием, внимательно их прочитайте и выскажите свое мнение.
Вопросы:
1. Какие обязанности есть у ребенка в вашей семье?
2. Какими орудиями труда вы разрешаете пользоваться вашему ребенку дома?
3. Ребенок рисует на стенах, предметах мебели, подоконнике. Как вы поступите в данной ситуации?
4. Есть мнение, что детей 3-5 лет еще рано привлекать к трудовой деятельности, они только испортят посуду, мебель и т.д.. Какова ваша точка зрения на данную проблему?
5. Как вы привлекаете своего ребенка к труду?
6. Как вы думаете, для чего детям необходимо прививать навыки трудолюбия?
7. Представьте себе такую ситуацию: ребенок, помогая вам в уборке квартиры, разбил вашу любимую вазу. Как вы поступите в данной ситуации?
Итак, меня порадовали ваши предложения из опыта семейного воспитания. Думаю, многие из вас пополнили свою копилку педагогических знаний, которая поможет вам воспитывать малышей трудолюбивыми. Хочу сказать, что дети 4-5 лет уже очень многое умеют делать самостоятельно. Трудовым умениям и навыкам мы их учим в детском саду, но эта работы не может быть успешной без вашей помощи.
Я предлагаю вам небольшой опросник. Здесь указаны практические трудовые умения и навыки, которые дети могут самостоятельно выполнять в этом возрасте. Прочитайте их, пожалуйста, выберите те действия, которые ваш ребенок уже может выполнять сам, без помощи родителей и обведите их в кружочек.
Ребенок умеет:
1. Самостоятельно мыть руки и насухо вытирать их.
2. Аккуратно есть, не проливая жидкую пищу на себя и на пол.
3. Пользоваться салфеткой
4. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности
5. Застегивать и расстегивать пуговицы.
6. Аккуратно вешать на стул, в детский шкаф предметы одежды
7. Убирать игрушки на место
8. Вытирать пыль на полках для игрушек
9. Накрывать на стол: раскладывать ложки, вилки, расставлять блюдца и чашки, салфетки, убирать посуду.
10. Поливать комнатные растения, грядки на огороде детской лейкой
11. Кормить рыб, наливать воду и класть корм в кормушку для птиц
12. Выбрасывать мусор в мусорницу, поддерживать чистоту в комнате.
13. Выполнять поручение взрослых: принести ту или иную вещь, помочь в уборке дома, оказать помощь в одевании младшего ребенка.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. То, что вы не обвели кружком, дети самостоятельно выполнять не могут и над этим нам нужно вместе поработать.
Сейчас вы могли увидеть, как много разных трудовых действий могут выполнять ваши дети и наша с вами задача их этому научить.
Итак, уважаемые родители, я вас призываю активно сотрудничать с детским садом по различным вопросам трудового воспитания младших дошкольников и предлагаю памятку, которая поможет вам воспитывать трудолюбие у ваших детей.
Пословицы о труде:
- Труд кормит человека, а лень портит.
- Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Пролениться – и хлеба лишиться.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Умелые руки не знают скуки.
- Работе время, а потехе час.
- Судят не по словам, а по делам.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Что делано наспех, то сделано насмех.
- Дело мастера боится.
- Было бы терпенье – будет и уменье.
Памятки для родителей
КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКИХ ПОМОЩНИКОВ
Уважаемые родители! Для того, чтобы сформировать у детей 4-5 лет желание трудиться, необходимо соблюдать такие педагогические правила, как:
- Трудовые обязанности должны быть посильными, инструменты соответствовать своим размером весу и силам ребенка.
- Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребенка со стороны окружающих его в семье взрослых.
- Доступно разъясняйте детям смысл работы и ее значение для членов семьи.
- Добивайтесь, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца.
- Определите для ребенка его трудовые обязанности в семье.
- Повышайте значимость ребенка в его собственных глазах и в глазах окружающих: «Как хорошо ты мне сегодня помогал. Без тебя мне трудно было бы справиться »
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
- Не спешите со своей помощью к ребенку, оберегая его от малейших усилий.
КАКИЕ ВИДЫ ТРУДА ДЕТЕЙ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
Уважаемые родители! В для развития у детей интереса к трудовой деятельности в семье используйте такие виды труда, как:
- Самообслуживание: одевание, расстегивание и застегивание пуговиц, раздевание, уборка игрушек, уход за своей одеждой и обувью, гигиенические процедуры (умывание, использование расчески, чистка зубов, поддержание в чистоте рук и лица), содержание одежды в опрятном состоянии.
- Хозяйственно – бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, вытирание пыли, уборка мусора, сервировка стола, уборка посуды после еды, мытье игрушек, стирка кукольного белья.
- Труд в природе: уход за комнатными растениями и посадками на огороде (полив и опрыскивание листьев), сбор фруктов и овощей, кормление рыбок и декоративных птиц, оказание посильной помощи взрослым в выполнении посадочных и уборочных работ на приусадебных участках.
- Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, природного материала, ремонт книг, игрушек.
Рекомендации по трудовому воспитанию детей:
- Подключайте ребёнка к своему труду, подавайте пример добросовестного отношения к делу, помогайте советом или делом в случае затруднения (но не делайте работу за него!)
- Пробуждайте у детей инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивайте на самостоятельное принятие решения ).
- Читайте детям художественные произведения, посвящённые людям труда.
- Оценивайте труд детей ( но не перехваливайте! ).
- Оценивайте результат труда и отношение к делу, но не самого ребёнка (хороший он или плохой ).
- Организовывайте совместную работу со старшими и младшими членами семьи.
- Ни в коем случае нельзя наказывать трудом: ты забыл, не выполнил порученного дела – вот тебе дополнительное ! Этим мы лишь отвратим ребёнка от желания участвовать в общем труде.
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...