Консультация для педагогов. Использование музыки в режимных моментах.
консультация
"Использование музыки в режимных моментах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._ispolzovanie_muzyki.docx | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. «Использование музыки в режимных моментах».
Музыка оказывает благотворительное влияние на развитии творческой деятельности детей и на их здоровье в целом.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в странах Европы. Так, известный французский актёр Жерар Депардье вылечился от заикания при помощи музыки великого В. А. Моцарта. В наши дни врачи всё чаще обращаются к приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Кроме того, музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса :
• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
(переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки: физминутки и перерывы между занятиями.
Итак: В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?
• Утренний прием;
• Утренняя гимнастика;
• Вовлечение детей в образовательную деятельность;
• НОД;
• Подготовка ко сну (засыпание);
• Пробуждение после сна (подъем);
• Музицирование в свободной деятельности;
• Элементы релаксации;
Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пения без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.
Утренний подъём детей. Целиком зависит от действия родителей. Поэтому можно посоветовать родителям использовать при подъёме своих детей тихую, ненавязчивую, спокойную музыку. («Жаворонок» М. И. Глинки)
Умывание. Более бодрая, лёгкая, задорная музыка поможет ребёнку легче пробудиться и с хорошим настроением пойти в детский сад. («Венгерский танец № 5» Иоганна Брамса)
Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, повышается жизненный тонус, что благоприятно сказывается на состоянии всего организма. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха). В качестве музыкального сопровождения упражнений используется народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие музыкальных произведений характеру движений. Музыкальный репертуар должен соответствовать выполняемым упражнениям и времени года.
Занятия
Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др., при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
На занятиях по развитию речи, например, при рассказывании р. н. сказки можно включить фоном оркестр русских народных инструментов. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.
В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь.
А через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений обогащается «словарь эмоций» ребёнка, в повседневной жизни активизируется оценочная лексика детей.
Так, на занятиях по ознакомлению с элементарными математическими представлениями с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном (т. е. пассивное восприятие).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы. (дождь, метель, голоса птиц).
На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке. Так же можно использовать песни «Осень» А. Филиппенко, «Елочка-ёлка» О. Фельцмана, «Урожай собирай» А. Филиппенко, «Песенка о весне» Г. Фрида, классическую музыку П. И. Чайковского, А. Вивальди из циклов «Времена года» и т. д.
Занятия «Лепка», «Конструирование» так же можно проводить с использованием музыки.
Например, можно напеть песню «Паровоз» Г. Эрнесакса, «Строим дом» М. Красева, «Самолет» Ю. Кудинова и т. д.
Хочу отметить, что не все занятия должны обязательно озвучиваться посредством живого аккомпанемента или фонограмм.
Музыкальное сопровождение может быть частичным:
• Для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона;
• Для организации детей, повышения их внимания, сосредоточенности;
• Музыка может звучать в конце занятия как завершающий итоговый фрагмент и нести определенную установку на будущее;
• Музыкальное сопровождение можно использовать также во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.
Физкультминутки можно проводить под музыкальное сопровождение, а и паузы между занятиями проводить в виде подвижной музыкальной игры.
Наблюдения на прогулке.
Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами - «Птичка» М. Раухвергера, «Зима прошла» Н. Метлова;
за погодой – «Дует, дует ветер» И. Кишко, «Дождик, дождик пуще» М. Иорданского, «Солнышко лучистое» Р. Рустамова и т. д.
Сон.
Здесь можно использовать релаксирующие мелодии, даже читая книги детям. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон используется мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Имея стихотворный текст, на фоне неторопливой лирической музыки прочитать выразительно текст:
Чтение стихотворения под фрагмент «Облака» Дебюсси:
Маленькие детки спят, носиками все сопят,
Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.
Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.
Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.
Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,
То смеётся, то играет, но никак не засыпает.
Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.
Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише (Н. Байдавлетова)
Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждение после сна
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно включать музыкальные фрагменты фоном или петь с детьми песни по их желанию.
Самостоятельная деятельность детей - игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня. Здесь также можно использовать фоновую музыку.
Можно предложить детям приносить диски с их любимыми песнями или музыкой для прослушивания в группе.
Можно провести тематические дни.
Подбор музыкальных произведений.
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность.
Поэтому:
• Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
• Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно.
• Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже, настроения детей.
• Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения.
• Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться.
Вашему вниманию предлагаю памятки «Примерный перечень музыкальных произведений», где фоновая музыка может варьироваться.
(Раздать подборку музыкальных произведений для режимных моментов)
Важно окружить ребёнка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь всё зависит от взрослого, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься этим. Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, порой никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребёнок сможет по своему воспринимать новое. В наших с вами силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.
Просмотр видеофрагмента «Лютневая музыка «Зелёные рукава».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музыки в режимных моментах
Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредота...
консультация для педагогов "использование музыки в режимные моменты"
помощь для педагогов с детской релаксацией...
Консультация для педагогов "Использование музыки в режимных моментах и ООД в ДОУ"
В данной консультации педагогам предлагается примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников, которые можно использовать в режимных моментах и ООД....
Консультация для педагогов по теме: «Эффективные методы и технологии использования музыки в режимных моментах ДОУ».
Консультация для педагогов коррекционных групп и групп общеразвивающей направленности....
Консультация для педагогов "Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах....