«Театральные маски»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты
личности через различные способы работы с бумагой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей театра и театральной маски;
- Учить создавать из бумаги маски, предавать им характер, выразительность.
Развивающие:
- Развивать воображение чувство композиции, творчество, познавательные способности детей.
- Совершенствовать умение работы с бумагой (резать, клеить), закреплять навык сгибания бумаги, пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа).
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, любознательность.
- Воспитывать художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному искусству.
- Воспитывать культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе
Образовательные области
«Художественное творчество и познание»
Тема: «Театральные маски »
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты
личности через различные способы работы с бумагой.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей театра и театральной маски;
- Учить создавать из бумаги маски, предавать им характер, выразительность.
Развивающие:
- Развивать воображение чувство композиции, творчество, познавательные способности детей.
- Совершенствовать умение работы с бумагой (резать, клеить), закреплять навык сгибания бумаги, пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа).
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, любознательность.
- Воспитывать художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному искусству.
- Воспитывать культуру поведения.
Материалы, оборудование:
Ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, по два альбомных листа, схемы с эмоциями, иллюстрации со скоморохами, масками, диск с записью отрывков из песен.
Ход НОД.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать:
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
И с ними светлый мир добра!
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о театре и о театральных масках.
-А кто знает, что такое театр?
- Слово театр пришло к нам из Греции и обозначает место зрелищ или само зрелище.
- А какие виды театров вы знаете?
( Конусный, перчаточный, пальчиковый, теневой, драматический (Театр, в котором актеры – люди, называется драматическим) …..)
-Театр ещё и вид искусства, в котором присутствуют актеры.
-А кто такие актеры?
(Актер исполняет роль в театре или в кино. )
- А без кого в театре нельзя обойтись кроме актера?
(Без зрителя.)
-А зрителем может быть любой из нас. Поднимите руки, кто был в театре?
- Ребята, а каким должен быть настоящий зритель?
(Зритель должен уметь смотреть и слушать спектакль.)
- Не хочу сидеть я прямо.
Развалюсь, как на диване.
Я же в зрительном зале!
- Можно ли назвать такого ребенка настоящим зрителем? (Нет)
- Да, правильно, это не воспитанный человек! Он не умеет себя вести!
- Лучше сяду поровнее.
Буду слушать и смотреть.
Чтоб увидели артисты,
Что он мне интересны.
- А такого ребенка, можно назвать настоящим зрителем?
- Да!!! Его можно назвать хорошим, внимательным и воспитанным зрителем!
- Мало смотреть – нужно видеть, мало слушать – надо услышать и быть благодарными зрителями.
- А как же зародился театр в России? Сначала были скоморохи. (Показываю картинку с изображением скоморохов.)
Скоморохи играли на разных инструментах, ставили различные представления. В театре скоморохов были куклы и маски.
- Как вы думаете, зачем им нужны были маски?
( Маски помогают актерам глубже раскрыть образ своего героя.)
- Правильно, маска позволяет перевоплотиться, то в героя, то в злодея, то в глупца, то в мудреца! Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается ….театральное представление.
- Давайте, оденем маски, и с помощью движений передадим образ животного.
Дети надевают маски и в движении изображают животных. Звучат звуки леса. ( Физминутка).
- Ребята, помогли сыграть свои роли маски.
- Ребята, скажите, а из какого материала можно сделать маску?
( Маски можно сделать из разных материалов: гипс, бумага, картон, глина, металл, папье-маше, резины, ткани, чулка….. )
- В Древней Греции появились трагическая – изображающая грусть, печаль (показываю) и комическая – символ смеха, радости (показываю) маски. Их делали из глины, надевали как шлем. У некоторых народов маски просто держали в руках. Были известны маски из золота, дерева. Распространены театральные маски были и в Японии, и Китае. Вот изображение японской маски. ( показываю маску).
- Сейчас, мы сами сделаем маски и поиграем с ними.
1) Берем альбомный лист и складываем пополам, вырезаем треугольный нос, рот (уголки рта смотрят вверх).
Расправляем лист и сгибаем края к уже получившейся линии середины. (Как ставни в окошках) Вырезаем глаза и брови (вздернуты вверх).
2) Берем второй альбомный лист и складываем пополам, вырезаем треугольный нос, рот (уголки рта смотрят вниз).
Расправляем лист и сгибаем края к уже получившейся линии середины. (Как ставни в окошках) Вырезаем глаза и брови (опущены вниз).
- Одинаковые получились маски?
- В чем различие?
- Какой характер у первой маски?
- Какой характер у второй маски?
-Как вы думаете, от чего зависит характер маски?
- Уголки глаз, бровей, рта в первой маске смотрят вверх. И характер у маски веселый.
- Уголки глаз, бровей, рта во второй маске смотрят вниз. И характер у маски грустный.
- Посмотрите на стенд.
- Какие эмоции отражены у 1 человечка? … у 2 …3….4… О настроении мы узнаем по мимике.
- Грустный, злой, радостный, равнодушный или спокойный.
- Ребята, а когда вам бывает весело?
- Ребята, а когда вам бывает грустно?
- Что вас расстраивает?
- Когда вы злитесь?
- Каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают больно, и в этом случае ему надо обязательно помочь. Есть много способов помочь себе и другим преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.
Физминутка «Друзья».
- Мы вырезали в наших масках: глаза, губы, брови, носы…
- Что еще можно добавить?
-Усы, бороду (если это мужчина), волосы. Их можно подкрутить, проведя ножницами.
Самостоятельная работа детей.
- А теперь потанцуем. Я включу отрывки из песен, а вы подберите подходящую маску.
Дети и я танцуем, прикладывая подходящую маску.
- Ребята, скажите, вам, понравилось занятие?
- Что нового узнали? - Что научились делать?
Занятие закончилось, но на память о нем я дарю вам, вот такие маленькие масочки. Вставляете в отверстия пальчики и играете.
Ещё я хочу дать задание на дом: поищите в детских книгах, журналах изображение масок. Принесите в сад, вместе рассмотрим их и оформим выставку.
Программа подготовительной группы
(сентябрь — май)
Блоки | Основнойкомпонент | Компонент ДОУ |
1. Основы кукловождения | Сентябрь — ноябрь. Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» | |
Декабрь — январь. Задачи: познакомить детей с различными прие- мами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча» | ||
Февраль. Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс» | ||
Март — май. Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра по программам разных возрастных групп | ||
2. Основы кукольного театра | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров | Сентябрь — ноябрь. Задачи: формировать интерес к театру кукол- вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который построил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака |
Декабрь — февраль. Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский | ||
Март — май. Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» | ||
3. Основы актерского мастерства | Сентябрь — ноябрь. Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками-пиктограммами:«Передавалки», «Нарисуй и скажи» | |
Декабрь — февраль. Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу | ||
Март. Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адек- ватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций — «Лю- бопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Гневная Гиена». Игры с карточками-пиктограммами | ||
Апрель — май. Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами | ||
4. Основные принципы драматизации | Сентябрь — ноябрь. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор ово- щей» | |
Декабрь — февраль. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка | ||
Март — май. Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» | ||
Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа. | Сентябрь — ноябрь. Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек | |
Декабрь — февраль. Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол | ||
Март — май. Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров | ||
6. Театральная азбука | Сентябрь — февраль. Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия; — уточнять сведения об основных средствах выразительности; — закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский, театр зверей); — расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев); — закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля; — определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый) | |
Март — май. Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности | ||
7. Проведение праздников | Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках | Сентябрь — февраль. Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности. Мероприятия: фольклёрный праздник «Кузьминки». |
Март — май. Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Мероприятия: «Щелкунчик» (новогодняя сказка); весенний утренник, посвященный 8 Марта; «Выпускной бал у Золушки» — выпуск детей в школу | ||
8. Проведение досугов и развлечений | Организовывать для детей представления кукольного театра, слушание сказок. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях | Сентябрь — ноябрь. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1 . «1 сентября — День Знаний» —театрализованное представление с кукольным спектаклем «Вот это музыка!» в исполнении педагогов детского сада. 2. «Кот и лиса» — кукольный спектакль в исполнении педагогов. 3. «Веселая ярмарка» — театрализованное представление (педагоги). 4. «Кеша и Иришка приглашают в гости» — театрализованное представление. 5. «Кукушка» — кукольный спектакль в исполнении детей старших групп |
Декабрь — февраль. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене. 1 . «Твой носовой платок» — кукольный спектакль в исполнении педагогов. 2. «Кот, петух и лиса» — кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы 3. «Жихарка» — кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы | ||
Март — май. Задачи: воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в развлечениях. 1 . «День театра» — театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта). 2. «День смеха — театрализованное представление к 1 апреля. 3. «Чистота — для здоровья нам нужна» — ко Дню здоровья (7 апреля). 4. «Как на Пасху куличи» — ярмарка. 5. «Как на Пасху куличи» — кукольный спектакль в исполнении педагогов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВОСПИТАННИКОВ
Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения раздела «Театрализованная деятельность», приведены в таблице
Группа | Базовый компонент | Компонент ДОУ |
Средняя | Должен уметь: — заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; — разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); — использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов | Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольноплоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол. Должен иметь представление: — о театре, театральной культуре; — роли артистов, кукол; — имеющихся правилах поведения в театре; — азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций) |
Старшая | Должен уметь: — разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; — чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; — выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией | Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Должен иметь представление: — о театре, театральной культуре; — истории театра; — устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); — театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) |
Подготови- тельная | Должен уметь: — самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли); — разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); — широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров | Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном. Должен иметь представление: — о театре, театральной культуре; — театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.) |
СКАЗКА О ПЛАСТИЛИНЕ Жил-был в картонной коробке цветной пластилин. И вот как-то его оставили на окошке, на солнышке. Там он слегка расплавился и стал мягким. Лежит он и мечтает: «Вот бы мне научиться рисовать, а то я умею лепить только разные фигурки…». И однажды его самое заветное желание начало сбываться. Когда Алёна помогала маме убираться, то на окошке она увидела коробочку, взяла её, открыла, а пластилин и говорит: - Не мешай мне мечтать, девочка. - Хватит лежать без дела, - говорит Алёна. – Давай-ка лучше поиграем. - Я не умею играть, поэтому я только мечтаю, - ответил ей пластилин. - А о чём ты мечтаешь? – спросила девочка. - Я хочу научиться рисовать, но тоже не умею, - грустно ответил пластилин. - Ничего, я тебя научу, - деловито сказала девочка. Взяла Алёна лист бумаги, кусочки мягкого пластилина и начала рисовать пальцами. Синий кусочек размазала по белому листу – и получилось небо, а белые маленькие кусочки поверх неба налепила – облака воздушные. Зелёный кусочек взяла – летняя поляна получилась. А красные, жёлтые, фиолетовые, малиновые, розовые маленькие кусочки – это разноцветные цветочки. - Вот и нарисована картина «Цветочная поляна» или «Летний день»! – восторженно сказала Алёна. 31 И пластилин сразу увидел, что он очень Занятие для старших дошкольников
«Посещение театра«
(приоритет — ознакомление с окружающим миром).
Программное содержание:ознакомить детей с понятием «театр», рассказать об истории создание театра, разновидности театров (кукольный, теневой, оперы и балета) и особенности данного места, совершенствовать логические операции классификации, сравнения; познакомить с профессиями людей, которые работают в театре, учить различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями; развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Материал: предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды, карточки с изображением профессий, шаблоны лица человека, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель принес в группу приглашение на театральное представление и предлагает детям узнать больше о театре и правилах поведения в нем.
2. Рассказ воспитателя «Такой разный театр».
Цель: ознакомить детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета).
Мо Дидактическая игра «Гардероб».
Цель: дать детям представления о гардеробе, совершенствовать навыки классификации, сравнения, развивать воображение, мышление.
Материал: предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям высказывание «Театр начинается с вешалки», рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
3. Дидактическая игра «Гардероб».
Цель: дать детям представления о гардеробе, совершенствовать навыки классификации, сравнения, развивать воображение, мышление.
Материал: предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям высказывание «Театр начинается с вешалки», рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
4. Рассказ воспитателя : «Кто работает в театре?».
Цель: ознакомить детей с профессиями людей, которые работают в театре.
Материал: карточки с изображением профессий (актер, режиссер, осветитель, декоратор, сценарист, гример).
5. Физкультминутка.
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте.
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.
В театр мы идем. Шаги на месте.
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.
Мы песенку поем. Шаги на месте.
6. Дидактическая игра «Эмоции».
Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.
Материал: шаблоны лица человека, цветные карандаши.
Ход игры:
Воспитатель объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.
7. Коллективная работа.
Создание театрального сценария (выбор героев, места события, сюжетной линии).
8. Подведение итогов занятия.