Подвижные народные игры на свежем воздухе.
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей направлена на формирование у родителей компетентности в вопросах использования подвижных народных игр на свежем воздухе со своим ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема консультации: «Подвижные народные игры на свежем воздухе».
Возрастная группа: старшая.
Цель: способствовать формированию у родителей компетентности в вопросах использования подвижных народных игр на свежем воздухе со своим ребёнком.
Содержание:
-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы обсудить вопросы проведения подвижных народных игр на свежем воздухе с нашими детьми.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун не должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все – за одного» - цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
***
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на две команды.
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п.
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять.
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет. Народные подвижные игры учат детей приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е., дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Более того, если говорить об играх семейных, то я могу сказать, что народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми.
Народные игры отличаются принципом проведения:
- хороводные (к примеру, «Каравай»);
- сидячие (например, «Кольцо»);
- подражательные («Заинька»);
- с преследованием («Селезень»);
- с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
- с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
- игры-забавы («Я змея»).
-Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве? В какие народные игры любят играть ваши дети? А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком?
-В детском саду на свежем воздухе мы играем с детьми в такие игры, как «Золотые ворота», «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Ловишки», «Поводырь», «Салки», «Колечко-колечко», «У медведя во бору» и т.д.
-Уважаемые родители, сейчас мы с Вами поиграем в русскую народную игру «Алёнушка и Иванушка».
Содержание игры:
Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Алёнушка!». Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Иногда Иванушка принимает за Алёнушку кого-то из стоящих рядом детей и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Следующая русская народная игра, в которую мы с Вами поиграем
«Тише едешь»
Содержание игры:
Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.
Советы родителям по организации народных игр в семье:
Приступая к игре, нужно иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон - вот зрительный показатель правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.
• И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.
• Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
• Ваше участие в детской игре – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должны быть естественным и желанным.
• Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.
• Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.
• Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
• Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.
-А сейчас, уважаемые родители, я Вам раздам буклеты/памятки по нашей с Вами сегодняшней консультации, в которой отражено значение народных игр и написаны народные игры, в которые Вы можете играть вместе со своим ребёнком. Я желаю Вам успехов в изучении и применении на пратике со своим ребенком подвижных народных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Подвижные игры на свежем воздухе"
В данном буклете представлены игры, проводимые с детьми на свежем воздухе.Целью игр является развитие координации движений, подвижной активности....

Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
Рекомендации по проведению упражнений и игр на свежем воздухе....

Вспомним детство? Русские народные игры игры на свежем воздухе.
Новое- это хорошо забытое старое . Предлагаю коллегам и родителям вспомнить детство и возобновить народные игры, ведь дети остаются всё-таки детьми....Желаю приятного совместного отдыха!...

Народные игры на свежем воздухе
Данный материал могут использоввать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека подвижных игр. Играем На свежем воздухе.
Предлагаю подвижные игры на свежем воздухе для детей....