Важность дошкольного образования
статья

Тарасова Раиса Сергеевна

Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_doshkolnogo_obrazovaniya_v_rossii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

                   Важность дошкольного образования в России

    Ранний возраст – это самый чувствительный период. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком шести – семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же - не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребёнка и травмируют его, и зачастую необратимо.
   Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.
В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
   Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь можно столкнуться с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.
   Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.
   Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.
   Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если сравнить обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то можно обнаружить различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.
   Умственных способностей и мотивации все же недостаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.
   Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.
   Целью дошкольного воспитания и образования является предоставление каждому ребенку базового образования, основ базовой культуры, развитие у ребенка сенсорики, умственных, эстетических, нравственных качеств личности.
   Задачами дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является обеспечить воспитанникам:

  • развитие физического здоровья;
  • поддержка эмоционального благополучия;
  • волевое развитие;
  • интеллектуальное развитие.

    Воспитание в ДОУ нацелено главным образом на то, чтобы дети научились жить в обществе, сформировали необходимые навыки взаимодействия и коммуникации с окружающими. Общение со сверстниками для дошкольников служит необходимым компонентом гармоничного развития. В процессе игры и общения с остальными детьми дошкольник обретает первые навыки самостоятельности, становящиеся основой самоорганизации ребенка в семье и, в дальнейшем, в школе.
   Также задачами воспитания ребенка в детском саду служит умственное, нравственное, физическое и эстетическое его развитие. Поэтому воспитатель должен предлагать детям самые разнообразные занятия, будь то рисование, музыка, конструирование, аппликация, физическая активности и т.д.
   Таким путем у ребенка развивают пять ключевых личностных потенциалов, а именно: коммуникативный, познавательный, художественный, ценностный и физический. Использование разных методов воспитания в ДОУ дает возможность достичь намеченного результата и при этом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.
   Для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию следующих психолого-педагогические условий:
1) уважать человеческое достоинство детей, формировать и поддерживать у них позитивную самооценку, уверенность в собственных возможностях, силах и способностях;
2) строить образовательную деятельность на базе такого взаимодействия взрослых с детьми, которое ориентировано на интересы и возможности каждого отдельного воспитанника и учитывает социальную ситуацию его развития;
3) использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственного ускорять, так и искусственно замедлять развитие воспитанников);
4) оказывать поддержку доброжелательного, положительного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разного рода совместной деятельности;
5) предоставлять детям возможность выбора видов активности, материалов, партнеров по общению и совместной деятельности;
6) поддерживать инициативу и самостоятельность детей в выбранных ими видах деятельности;
7) защищать детей от всех форм физического и психологического насилия.
   Также в детском саду должны быть созданы необходимые материальные условия для решения воспитательно-образовательных задач, успешного развития и оздоровления детей. К ним относят:

  • физкультурный зал;
  • бассейн;
  • игровая комната;
  • музыкальный зал;
  • изостудия;
  • зимний сад;
  • логопедический кабинет;
  • медицинский кабинет.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть построена на следующих принципах:

  • насыщенность;
  • транспортируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность.

Перечисленные требования нацелены на создание такой социальной ситуации развития для детей, которая бы:

  •  гарантировала охрану физического и психического состояния здоровья детей;
  • обеспечивала эмоциональное благополучие воспитанников;
  • способствовала профессиональному развитию педагогов;
  • обеспечивала открытость дошкольного образования;
  • создавала условия для развивающего вариативного образования дошкольников;
  • формировала условия для конструктивного участия родителей детей (или их законных представителей) в образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ.

    Педагогический коллектив детского сада оказывает сильнейшее влияние на воспитательный процесс. В идеале взаимоотношения между сотрудниками ДОУ должны строиться на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, участия в совместных делах. В отношениях должны преобладать одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями, выполняются нормы уважительного отношения ко всем членам коллектива, педагоги ответственны в выполнении своих должностных обязанностей. Личностные и профессиональные качества руководителя должны быть направлены на создание эмоционального комфорта в коллективе.     Психологический климат определяет настроение педагогических работников, их самочувствие, удовлетворенность совместной деятельностью и общением, качество оказываемых услуг.
   Таким образом, для эффективного и гармоничного воспитания в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечить неукоснительную реализацию ряда психолого-педагогические условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Важность дошкольного образования в России

Важность дошкольного образования в России...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...

Важность физического воспитания в дошкольном образовании

Сегодня большинство современных родителей пытаются сделать из дошкольника профессора всех наук, знающего множество иностранных языков и, желательно, умеющего играть хотя бы на паре музыкальных инструм...