Семинар- практикум для педагогов ДОУ «Эффективное использование психолого- педагогических ресурсов воспитателе в работе на комбинированных группах.»
план-конспект занятия

Тимофеева Мария Витальевна

Семинар- практикум для педагогов ДОУ подготовлен педагогом-психологом. Оригинальность данного мероприятия заключается в следующем:  для проведения не требуется специальное оборудование, а тема является актуальной в связи с повышением риска выгорания педагогов, работающих на комбинированных группах так как у воспитателей не сформировано умение психологически грамотно использовать свои психолого-педагогические ресурсы в работе с детьми ОВЗ .

 

Цель — расширить практический опыт педагогов по организации образовательного пространства, развить  установки терпимости по отношению к детям с ОВЗ.

Задачи:  развивать у педагогов способность к принятию (понимание, эмпатия) и терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль), отрабатывать навыки конструктивного общения с проблемными детьми; обучать педагогов приемам саморегуляции, самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_s_ovz_semin_ped1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для педагогов ДОУ «Эффективное использование психолого- педагогических ресурсов воспитателе в работе на комбинированных группах.»

Аннотация.

Семинар- практикум для педагогов ДОУ подготовлен педагогом-психологом. Оригинальность данного мероприятия заключается в следующем:  для проведения не требуется специальное оборудование, а тема является актуальной в связи с повышением риска выгорания педагогов, работающих на комбинированных группах так как у воспитателей не сформировано умение психологически грамотно использовать свои психолого-педагогические ресурсы в работе с детьми ОВЗ .

Цель — расширить практический опыт педагогов по организации образовательного пространства, развить  установки терпимости по отношению к детям с ОВЗ.

Задачи:  развивать у педагогов способность к принятию (понимание, эмпатия) и терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль), отрабатывать навыки конструктивного общения с проблемными детьми; обучать педагогов приемам саморегуляции, самоконтроля.

 Чтобы реализовывать образовательную деятельность, педагогу нужно быть готовым принимать разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Понимающий педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, особенности в поведении ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение.

 Он корректно выявляет причины такого поведения.

Проявляет выдержку, терпение, не обвиняет ребенка или его родителей, а пытается самостоятельно решать данную проблему, используя психолого-педагогические средства.

Ход занятия

1. Вводная часть

Упражнение «Величественное имя»

Педагог-психолог: 

У некоторых народов принято иметь несколько имен. Одни имена дают человеку при рождении, другие – выбирает сам человек, когда задумывает цель, а третьи присваивают современники или потомки, которые оценивают то, что он совершил.

А какие имена готовы вы присоединить к своим основным именам? И какими именами вы бы гордились в дальнейшем? Например «Сейчас я Мария Мятущаяся, а хотела бы стать Марией Устойчивой».

Присоедините к своим основным именам новые и расскажите об этом.

2. Основная часть

Теоретическая справка «Терпимое отношение к детям – что это значит»

Терпимость предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Терпимость — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая имеет свои ценности.

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

 Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.

Нетерпимое отношение к ребенку у педагога возникает, когда ребенок не соответствует его требованиям.

Если ребенок не нравится, вызывает раздражение, невротизирует, то педагог его внутренне или внешне не принимает, игнорирует или пытается изменить его поведение.

Терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, характер, поведение ребенка. Он способен принимать детей такими, какие они есть.

Терпимый педагог понимает мотивы поступков, поведения, которые раздражают в ребенке. Если он испытывает раздражение к ребенку, то проявляет выдержку, терпение.

 При помощи психолого-педагогических средств, он самостоятельно решает проблемы, работает с ребенком и его родителями.

Работа с алгоритмом терпимого отношения к ребенку

Педагог-психолог: 

Изучите алгоритм терпимого отношения к ребенку. Расставьте номера этапов в поведении, ответьте- что мешает педагогу .

Проанализируйте, почему вы не принимаете определенные качества в ребенке.

Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом.

Например, с послушным ребенком вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний.

Может быть, поэтому важнее для вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что вам не нравится в ребенке.

Алгоритм терпимого отношения к ребенку

  1. Провести анализ своего эмоционального состояния.

  1. Признать право на несовершенство ребенка, отказаться от внутреннего и внешнего желания исправить ребенка.

  1. Понять и принять ребенка таким, каков он есть. Осознать мотивы поведения дошкольника, что частично нейтрализует раздражение.

  1. Увидеть позитивное в ребенке – внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.

  1. Воздействовать на мотивацию ребенка, чтобы ее изменить.

  1. Найти приемлемый путь, как погасить внутренний дискомфорт от общения с ребенком.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Материалы: мешочек с мелкими предметами. Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Пройдите по кругу мешочком, где лежат различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в него, берут какой-то один предмет. Предложите каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием «толерантный педагог».

Педагог-психолог: Часто трудности у педагогов возникают при общении с детьми с ОВЗ и  взаимодействие приобретает конфликтный характер.

Конфликтное взаимодействие имеет две стороны: внешнюю  и внутреннюю.

Внешняя сторона конфликта проявляется в поведении участников.

Внутренняя сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами.

Эта сторона конфликта часто не осознается и не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.

Когда негативные чувства достигают определенного уровня интенсивности, то их уже нельзя остановить, подавить, они должно достичь своего пика.

У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, личного опыта, образования, мудрости и понимания.

 У детей с особенностями развития данный уровень интенсивности низкий (контроль над эмоциями отсутствует).

Задача педагога – не развивать конфликт до критической точки.

Основные средства, которые стабилизируют взаимодействие педагога и ребенка, – способность к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность), терпимое отношение (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Управление дыханием

Педагог-психолог: 

Управление дыханием – способ влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение.

Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическое напряжение, быстро восстановить силы.

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению.

Упражнение «1-2-3-4»

 Ваша задача, сидя или стоя, максимально расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

На следующие четыре счета задержите дыхание.

Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойным и уравновешенным.

Упражнение «Егорки».

Цель:  управление тонусом мышц, движением.

 «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» - это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает: «Раз- Егорка, два - Егорка...» и т. д. У кого будет больше «Егорок», тот- победитель. Эта игра основана на дыхательном ритме. Стремление заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.

Упражнение «Напрячь – прочувствовать – расслабить»

В свободные минуты, паузы отдыха осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая правила: осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

 каждое упражнение состоит из 3 фаз:

 «напрячь – прочувствовать – расслабить»;

напряжению соответствует вдох, расслаблению выдох.

 Можно работать с группами мышц лица (лоб, веки, губы, зубы), затылка, плеч, грудной клетки, бедер, живота, кистей рук, нижней части ног.

Воздействие слова

Педагог-психолог: Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения.

Формулируйте самовнушения в виде простых и кратких утверждений без частицы «не».

Упражнение «Самоприказ»

Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с волнением:

«Говори спокойно!», «Молчи!», «Не поддавайся на провокацию!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.

Сформулируйте самоприказ, мысленно повторите его несколько раз (если возможно, повторите вслух).

Упражнение «Самопрограммирование»

Вспомните ситуацию, когда вы справились с подобной ситуацией, сформулируйте алгоритм того, что вы делали.

 Для усиления эффекта используйте слова «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой сдержанной, находчивой, уверенной», мысленно повторите фразы несколько раз.

Упражнение «Самоодобрение»

Когда отсутствует поддержка со стороны окружающих, увеличивается нервозность, раздражение.

Тогда мысленно хвалите себя: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 5 раз не только за что-то, но и просто так.

Отель «Открытие»

Педагог-психолог: У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасаемся друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва встретившись, с другими мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы – путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?

Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил отель и назвал его «Открытие». Он говорил : «Кто ищет, тот всегда найдет». А в отеле путешественники всегда могли найти вкусную еду, теплую постель и общество тех, кому будут интересны их истории…

У хозяина отеля были свои причуды. Он не обслуживал единичные заказы гостей в своем мини-ресторане. Его можно понять – в его маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Но, несмотря на это, желающих подкрепиться всегда было у него в избытке. В чем тут секрет? Как вы думаете? (Спровоцируйте небольшое обсуждение, обмен мнениями.)

Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать – а отель славился отменной кухней – приходилось знакомиться с другими постояльцами отеля и искать среди них человека или людей, у которых были бы такие же гастрономические пристрастия.

К чести хозяина, он выполнял любой заказ – от самого простого до самого изысканного.

Атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. Замысел хозяина был прост – тот, кто нашел общие предпочтения в еде, никогда не будет выяснять отношения с помощью кулаков.

И посетители, знакомясь и выясняя вкусы друг друга, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить точки соприкосновения с другими людьми, пусть даже в таком пустяковом вопросе .

Итак, представьте себе, что вы все попали в этот отель.

Для этого вам надо определиться в чем ваша сильная сторона  в работе с детьми ОВЗ и присоединиться к коллегам за одним из 3 столов.

Названия табличек:

  1. Отношения с родителями.
  2. Отношения с ребенком (сочетаные диагнозы).
  3. Отношения в группе.

Упражнение «Блюдо в дорогу»

Педагог-психолог:  вам предстоит создать рецепт общего «блюда в дорогу». Что каждый готов сегодня унести полезное с собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"

Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Использование эффективных методов и приемов развития образной речи в свободной образовательной деятельности"

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формрование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только прави...